Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных особенностей экономического развития Республики Беларусь, выявление проблем перехода Республики Беларусь к рыночной экономике.
Основными задачами данной работы являются:
1. Изучение основных характеристик рыночной экономики и принципов действия рыночного механизма;
2. Исследование основных показателей экономического развития Республики Беларусь;

Содержание работы

Введение ...…………………………………………………………………………
1 Общая характеристика рыночной экономики ….……………………………..
1.1 Сущность рыночной экономики и принцип действия рыночного механизма …….……………………………………………………………………
1.2 Характерные черты рыночной экономики и её модели …….....……………
2 Развитие рыночной экономики в Республике Беларусь ……………………..
2.1 Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Особенности модели в Республике Беларусь …...………………………………………………
2.2 Роль государства в развитии экономики Республики Беларусь …...………
2.3 Условия формирования рыночной экономики в Республике Беларусь ...…
2.4 Стратегия развития экономики Республики Беларусь ……………….……..
Заключение ………………………………………………………………………...
Список использованных источников …………………………………………..

Файлы: 1 файл

рын экономика курсовая 1.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

3) Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

Речь идёт о том, чтобы  не создавать «особых» условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в  выгодное положение одну из них и  в невыгодное другую. Вторая, не менее важная сторона этого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, право быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду устранение геноцида по отношения к частной, семейной, групповой собственности на средства производства.

4) Саморегулирование деятельности.

Свойственные рыночной экономике процессы саморегулирования, дополняющие и заменяющие государственное  управление, распространяются на создание предприятий. Предоставление лицам, коллективам прав образования новых предприятий как изначально, так и на основе подразделений действующих предприятий представляет акцию демократизации управления экономикой и ещё одно направление реализации принципа экономической свободы.

Самосоздание и самозакрытие предприятий способствует повышению, структурной динамичности производства, обновлению, но одновременно может порождать серьезные социальные напряжения. 
Свобода прекращения деятельности предприятий в большинстве случаев оказывается вынужденной. Но, с одной стороны, закрытие предприятий больно бьёт по коллективу, а с другой – очищает экономику от неэффективных звеньев.

5) Принцип договорных отношений.

Рыночную экономику  часто определяют как экономику  развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием её можно назвать экономикой договорных отношений. Преимущества договоров между экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными связями в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от принудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики. Принцип договорности весьма универсален. Он действует во взаимных поставках и в закупках и в обязательствах, как форма регулирования трудовых отношений могут выступать и трудовые контракты между нанимателями и работниками.

6) Свобода ценообразования.

На практике одновременно могут быть государственные, договорные и рыночные цены. Такая система  цен достаточно универсальна и применяется  в любой экономике. Всё дело в том, какие цены занимают главенствующее положение.

В рыночной экономике  ведущее место занимают свободные  рыночные цены. За ними следуют договорные, и наименьший удельный вес составляют государственные цены.

Фактически рыночные цены складываются не только в результате свободного торга между покупателями и продавцами, а под влиянием рыночной конъюнктуры в целом, осуществления определенной ценовой политики производителей и торговцев. Так что цена есть продукт рыночных отношений в широком смысле слова, охватывающих всю национальную, а иногда и мировую экономику. Принцип рыночного ценообразования означает одновременно минимизацию государственного вмешательства в процесс формирования цен.

7) Самофинансирование.

Любая хозяйственная  единица, обретая экономическую  самостоятельность, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на своё существование и развитие из собственного кармана. Поэтому хозяйственная единица, самостоятельный экономический субъект, представляющий юридическое лицо и имеющий собственный счёт в банке, обязан осуществлять финансовое самообеспечение, то есть самофинансирование.

8) Децентрализация управления и самостоятельность.

Децентрализация рыночной экономики проявляется в отсутствии устанавливаемого центра государственного плана, подлежащего обязательному выполнению и замене его рекомендательным планом-прогнозом. Кроме того, в условиях децентрализованной экономики права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью производственных и иных экономических ячеек.

9) Экономическая ответственность.

В условиях рыночной экономики  хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим  ему имуществом или денежными  активами. Вследствие этого ответственность  обладает явно ощутимыми формами.

Есть и вторая, не менее  важная сторона экономической ответственности. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и лишается статуса  полноценного, надежного партнера. Ему грозит исключение из делового мира, не гласный или даже гласный бойкот со стороны смежников.

10) Государственное регулирование.

Как правило, в государственном  регулировании рыночной экономики  проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая  для самого ранка, организующая и  упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроля за соблюдением законодательства. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства через государственное планирование.

С другой стороны, государственное  воздействие на рынок проявляется  посредством изъятия части прибыли через действие системы налогообложение, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственные нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

11) Конкуренция.

Конкуренция сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых  товаров. Конкуренция приводит к  тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. [9]

Таким образом, рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

- эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;

- гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

- оптимальное использование результатов научно технической революции. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии;

- свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей;

- способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Можно выделить следующие  недостатки рыночного механизма:

- функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики;

- при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции;

- рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход;

- не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.) и т.д.

 

1.2 Характерные  черты рыночной экономики и её модели 
 
 Современная рыночная экономика промышленно развитых стран Запада характеризуется:

- насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей;

- ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей;

- меняются целевые функции фирм. Хоть прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции, снижении затрат;

- происходит изменение форм предпринимательской деятельности (помимо крупных корпораций появляется малый бизнес);

- конкуренция становиться регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции;

- в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающих участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы. [5]

Типы и виды экономик определяются многими факторами, и основными  из них являются: ресурсные возможности государства или территории; национальный менталитет; уровень культуры населения, или нации; геополитические особенности территории, что влияет на специфику организации воспроизводственных процессов на всех уровнях функционирования хозяйственных систем — национальном, региональном, первичном и т.д. Особенности ведения хозяйства определяют специфику моделей хозяйствования и в конечном счете типы рыночных экономик. Современной рыночной системе присущи следующие модели рыночных экономик:

Американская модель.

Данная модель построена  на системе всемерного поощрения  предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается  приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержании стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель.

Данная модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной  на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 70% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ.

Эта модель формировалась  на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, то есть мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Японская модель.

Данная модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии. [1]

Таким образом, можно  отметить, что на уровень экономического развития большое влияние оказывают  институциональные факторы (государство, наличие различных форм собственности, традиции, менталитет и т.д.). Но самым важным фактором является такой фактор, как роль и место государства в экономической системе.

На основе изученного материала, мы видим, что в соответствии с системой рыночной экономики развиваются наиболее успешные и передовые страны с высоким жизненным уровнем населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие рыночной экономики в Республике Беларусь

 
2.1 Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Особенности модели в Республике Беларусь

 

Социально ориентированная рыночная экономика — это высокоэффективная  экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием распределения  доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.

Информация о работе Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности