Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:57, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы достаточно высока в современных условиях, т.к. в работе раскрываются трудности, особенности и преграды использования безналичных расчетов.
Основными задачами является:
Рассмотреть развитие, сущность и значение безналичных расчетов в РФ;
Раскрыть принципы организации безналичных расчетов;
Рассмотреть формы безналичных расчетов;
Провести анализ форм расчетов, применяемых в России;
Развитие современных форм безналичного платежа.
Ведение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и значение безналичных расчетов в РФ
1.1.Развитие форм безналичных расчетов в России…………………………...5
1.2.Принципы организации безналичных расчетов……………………………9
1.3 Классификация безналичных расчетов……………………………………13
Глава 2.Анализ практики применения различных форм безналичных расчётов и схемы документооборота
2.1 Расчёты с применением платёжных поручений…………………………..15
2.2 Чековая форма расчётов…………………………………………………….16
2.3 Аккредитивная форма расчётов…………………………………………….19
2.4 Расчёты по инкассо………………………………………………………….23
Глава 3. Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях
3.1 Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов...28
3.2 Управление банковскими счетами через Интернет (Интернет-банкинг)..30
3.3 Электронные платежные системы в банковском бизнесе………………...32
3.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей…………………..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………..…….41
Все вышеперечисленные проблемы, возникающие при использовании традиционных систем в Интернете, обуславливают необходимость создания совершенно нового вида систем – систем электронных (цифровых) платежей. Отличие таких систем от традиционных состоит в том, что весь процесс от начала до конца проходит в цифровой форме; без шелеста банкнот, звона мелочи и подписи ручкой на чеке.
Система электронных
платежей – в широком смысле –
это система расчетов, заключения
контрактов и перевода денег с
помощью средств электронной
коммуникации. Система электронных
платежей – в узком смысле –
это комплекс аппаратных и программных
средств, предназначенных для
Существует 3 типа электронных платежных средств:
В зависимости от условий расчета владельца карт-счета с банком-эмитентом различают: кредитные, дебитные и предоплаченные платежные карточки.
Кредитные карточки функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать потом» («buy now – pay later»). Кредитная карточка предполагает нулевой исходный остаток на карточном счете клиента. Все операции с карточкой оплачивает банк, а держатель карточки обязан впоследствии погасить свой долг банку.
Дебитные функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать сегодня» («buy now – pay now»). Они отличаются от кредитных тем, что на счете клиента обязательно должна находиться сумма, достаточная для совершения покупки, получения наличных денег и т.д.
Предоплаченные карточки функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать заранее» («buy now – pay before»). Это так называемые «электронные кошельки». Для расчета по карточке требуется наличие необходимых средств на самой карточке (чип-карты).
3.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей
Проблемы совершенствования можно сгруппировать по определенным признакам: психологические, кадровые, юридические, финансовые. Рассмотрим каждую из них более детально.
Психологические
проблемы: Рядовому потребителю чисто
психологически приятнее иметь туго
набитый бумажник, а не пластиковую
карточку. Собственно, в среде банкиров
встречаются две крайние точки
зрения. Те, кому свойственна первая
из них, считают: "Интернет – это
опасно, и нам он не нужен". Позиция
вторых противоположна: "Интернет –
это чрезвычайно перспективно, и
необходимо развивать Интернет-бизнес
чего бы нам это ни стоило". Оба
радикальных суждения лишь отражают
разные стадии, которые обычно проходят
люди, начиная знакомиться с
Сложнее обстоит дело с обществом в целом. Активная аудитория Сети пока невелика: порядка 800 тыс. – 1 млн. человек (по данным агентства Monitoring.Ru), и почти все представляют несколько крупных городов. Большинство либо пребывает пока в стадии первого заблуждения, либо вообще не думает об Интернете. Конечно, ситуация постепенно меняется (тут и освещение в СМИ, и опыт друзей и знакомых), но все-таки слишком медленно, на что есть множество причин, в том числе и экономических. Тем не менее тот факт, что пользуются банковской системой и работают в Интернете люди наиболее социально активные, вселяет надежду, что их количества будет достаточно хотя бы поначалу, на первых этапах развертывания систем Интернет-банкинга. Что касается психологических трудностей, то к ним следует причислить страх потерять в Сети свои деньги. Интернет-банкингу совсем не идут на пользу многочисленные публикации о массовых взломах и кражах из компьютерных систем.
Кадровые проблемы: Качество и оперативность решения любой задачи напрямую зависят от квалификации специалистов, которые за нее берутся. Для разработки и сопровождения систем Интернет-банкинга сегодня жизненно необходимы программисты (причем работающие не только в области Интернет-технологий), системные администраторы, Веб-дизайнеры, Веб-программисты, эксперты по компьютерной и коммуникационной защите, экономисты, маркетологи, юристы. Все они должны хорошо представлять себе мир Интернета, что сейчас далеко не всегда достижимо. Очень трудно, например, найти юриста, который является к тому же знатоком электронных коммуникаций, да и стоить он будет недешево. То же самое относится к профессионалам сетевой безопасности. По мере проникновения Сети в повседневную жизнь постепенно появятся смежные профессии, необходимые для деятельности в сфере Интернет-банкинга.
Юридические
проблемы: К числу проблем, сдерживающих
развитие Интернет-банкинга, относится
также отсутствие четко сформулированного
и систематизированного законодательства
как по вопросам защиты и безопасности,
так и в области электронной
коммерции вообще. Это, разумеется,
не останавливает тех, кто всерьез
занялся Интернет-бизнесом. Необходимое
им юридическое обоснование
Финансовые проблемы: О том, что новые технологии являют собой активных потребителей финансовых ресурсов, знают все, но вот масштабы потребления представляет себе не каждый. По признаниям пионеров Интернет-банкинга – достаточно раскрученные платежные комплексы станут окупаемыми только через 2-3 года при сохранении динамики роста количества клиентов и увеличения оборота средств.
Если рубеж рентабельности платежных систем пока не пройден, то с продуктами класса "Интернет-Клиент" дело обстоит иначе – они изначально не задумывались как средства прямого повышения прибыли. Их задача – обеспечить качественное обслуживание клиентов. Оценить интегральную отдачу от "Интернет-Клиента" довольно сложно, так как основная ее часть – косвенная выгода. В любом случае тот, кто внедряет систему Интернет-обслуживания, должен быть готов к серьезным затратам, а кроме того, ему следует по возможности точно оценить конечный выигрыш. Чрезвычайно важно здесь избежать ошибочной попытки достичь рентабельности проекта в короткие сроки – за счет увеличения стоимости обслуживания клиентов.
Интернет не выносит дорогих решений – он рассчитан на массовость и дешевизну сервиса. А вот стоимость самой системы Интернет-банкинга может быть весьма высокой.
Есть еще
один важный финансовый аспект Интернет-банкинга
– от участника системы электронных
расчетов, как правило, требуется
резервировать некоторую
К финансовым относится и проблема рентабельности и стоимости микроплатежей. Известно, что через Интернет удобно делать небольшие покупки. Сумма микроплатежей по сложившейся ныне традиции не превышают 1 долл. Умение осуществлять подобные транзакции при невысокой процентной (а не высокой фиксированной) ставке представляется важным достоинством системы с позиции клиентов, но для ее владельцев это означает головную боль с точки зрения рентабельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной
проблемой безналичных расчетов
является большой объем
Значительно
упрощает управление безналичными расчетами
применение электронных средств. С
этой целью на сегодняшний день клиентам
предлагаются банковские автоматы, магнитные
карточки и карточки с микропроцессорами,
терминалы электронных
Сложность
внедрения безналичных форм счетов
также связана с высокой
Хотелось
бы также отметить, что за последнее
время в России всё большими темпами
увеличивается число
С учетом всего сказанного можно сказать, что пластиковые карточки на сегодняшний день являются самой перспективной формой безналичных расчетов, но также можно сказать, что они и другие виды безналичных расчетов имеют большой ряд проблем связанных с их внедрением. Чаще всего эти проблемы обусловлены недоверием со стороны клиентов к электронным расчетам и их сложностью.
Несмотря
на проблемы, системы электронных
расчетов развиваются очень большими
темпами это связанно с быстрым
развитием Интернета и
В
заключении хочется сказать, что
рано или поздно безналичные операции
вытеснят наличный оборот, как это
произошло в европейских
Список использованных источников
1. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Баланова. - СПб: Питер, 2001. - 304с.
2. Галицкая С.В.
Деньги. Кредит. Финансы: Учебное
пособие для вузов/ С.В.
3. Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник. - М.: Финансы и статистика. - 2003. - 543с.
4. Литовских Л.М.,
Шевченко И.К. Финансы,
5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт - 2001. - 543с.