Формы безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 13:59, творческая работа

Описание работы

В настоящее время Россия пользуется банковскими технологиями, которые были созданы в результате длительного эволюционного развития мировой финансовой системы. Это позволило значительно сократить время перехода от "бумажных платежей" и промежуточных схем автоматизированной обработки документов к наиболее прогрессивным методам электронных расчетов.

Файлы: 1 файл

теле эссе Финансы и кредит.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

 

ЦДОР

 

Вид работы

 

Название дисциплины

 

Тема

 

Фамилия

 

Имя

 

Отчество

 

№ контракта

 

 

Основная часть

Формы безналичных расчетов

 

В настоящее время Россия пользуется банковскими технологиями, которые были созданы в результате длительного эволюционного развития мировой финансовой системы.  Это позволило значительно сократить время перехода от "бумажных платежей" и промежуточных схем автоматизированной обработки документов к наиболее прогрессивным методам электронных расчетов.

 Основной частью денежного  оборота является безналичный  платежный оборот, который используют  практически все сферы хозяйственных  отношений предприятий и организаций, банковских и финансовых органов, населения. В современных условиях  деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни, все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Безналичный платежный оборот полностью осуществляется через банковские учреждения, в которых открыты счета предприятий и организаций. Поэтому от правильной организации системы безналичных расчетов в целом зависит своевременность и быстрота осуществления расчетов между хозорганами, их финансовое положение, состояние платежной дисциплины в стране.

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также расчеты по финансовым обязательствам осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.  
Формы расчетов - это урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий и организаций.  
В соответствии с действующим российским законодательством применяются следующие формы безналичных расчетов и документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки и инкассо.  
Формы расчетов между плательщиком и получателем определяются ими самими в хозяйственных договорах.

Все безналичные расчеты, осуществляемые предприятиями (организациями), можно разделить на две группы:

расчеты по обязательствам предприятия (организации) перед бюджетом, внебюджетными фондами (обязательные отчисления в Пенсионный фонд, фонд занятости и т.д.) и другие тому подобные платежи;

расчеты по товарным операциям и хозяйственным договорам. Безналичные расчеты регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации.

Выбор конкретной формы расчетов является правом хозяйствующих субъектов. В связи с этим форма и порядок расчетов являются неотъемлемым элементом любого хозяйственного договора.

По товарным операциям и хозяйственным договорам форм безналичных расчетов классифицируют:

1. Относительно факта свершения  сделки (отгрузки продукции, товаров  и т.д.):

предварительная или авансовая оплата продукции (товаров, работ и услуг);

оплата по факту свершения сделки.

2. С точки зрения условий оплаты сделки: акцептная форма расчетов; безакцептная форма расчетов; аккредитивная форма расчетов (предварительное резервирование средств для оплаты сделки);  плановые платежи; зачет взаимной задолженности (взаиморасчеты).

3. По используемым платежным  средствам: без использования платежных средств (расчет платежными требованиями, поручениями и др.); oчековая форма расчетов; вексельная форма расчетов.

4. По источникам средств, привлекаемым  для финансирования сделки: за  счет собственных средств предприятия (организации); за счет кредитов и других заемных средств; за счет средств клиента (при посреднической деятельности).

Предварительная оплата и плановые платежи производятся с использованием платежных поручений.

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия (организации) банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия (организации). Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки, при этом день выписки в расчет не принимается. Платежные поручения принимаются банком к исполнению только при наличии средств на счете плательщика, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

Платежные поручения по договоренности сторон, участвующих в сделке, могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Платежные поручения используются в следующих случаях: oпредварительная (авансовая) оплата продукции (товаров, работ и услуг); оплата по факту отгрузки продукции (товаров), выполнения работ и оказания услуг; плановые платежи; оплата с отсрочкой платежа; перечисление денежных средств отдельным гражданам (например, заработной платы, алиментов и т.п.) через предприятия связи; перечисление налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Предварительная (авансовая) оплата

Если условиями договора предусмотрено, что плательщик должен произвести предварительную оплату продукции (товаров, работ, услуг), размер которой определяется договором, то он должен направить в обслуживающий его банк платежное поручение на получателя. На основании этого платежного поручения банк списывает соответствующую сумму со счета плательщика и зачисляет ее на счет получателя.

Акцептная форма расчетов

До 1 июля 1992 г., т.е. до введения в действие Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г., акцептная форма безналичных расчетов была наиболее распространена и ориентирована на оплату по факту свершения сделки (выполнения договора).

При использовании этой формы расчетов поставщик, отгрузив продукцию (выполнив работы, услуги), выставлял («на инкассо») в обслуживающий его банк платежное требование на плательщика и копии отгрузочных документов, т.е. поручал банку произвести оплату этого платежного требования. Банк поставщика передавал платежное требование в банк плательщика, последний — самому плательщику. Если плательщик отказывался от оплаты (в связи с нарушениями или невыполнением отдельных условий договора), то он должен был в течение 3-х дней, не считая дня получения платежного требования, направить в банк заявление об отказе от акцепта (отказ от оплаты).

Если в течение этого срока банк плательщика не получал от последнего заявления об отказе акцепта, то он по умолчанию считал, что согласие на оплату (акцепт) плательщиком дано, и перечислял соответствующую сумму поставщику, о чем плательщик извещался выпиской банка.

с 1 июля 1992 г. Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации акцептная форма расчетов была отменена и не действовала до июня 1994 г. Для расчетов, связанных с оплатой сделки по факту ее свершения, Центральным банком Российской Федерации было предложено использовать расчет платежными требованиями-поручениями.

Платежные требования-поручения представляют собой расчетные документы, содержащие требование поставщика (продавца) к покупателю оплатить на основании направленных ему (минуя банк) счетов и отгрузочных документов стоимость поставленной продукции или товара (выполненных работ, оказанных услуг) и, одновременно, поручение покупателя обслуживающему его банку произвести оплату полученной продукции или товара (работ, услуг).

Поставщик, отгрузив продукцию (выполнив работы или оказав услуги), выписывает в трех экземплярах платежное требование-поручение и вместе с копиями отгрузочных документов передает их в банк покупателя (плательщика). При согласии полностью или частично оплатить поставку (работы, услуги) покупатель заполняет должным образом платежное поручение, на основании которого соответствующая сумма перечисляется на счет поставщика. Под выставленное платежное поручение банк плательщика передает ему отгрузочные документы.

Безакцептная форма расчета. В настоящее время безакцептное (без согласия предприятия) списание средств с расчетного счета плательщика производится в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях:

штрафные санкции к предприятию (организации) со стороны налоговых органов и внебюджетных фондов;

штрафные санкции к предприятию (организации) по решению суда;

оплата железнодорожных тарифов, электроэнергии, водоснабжения и т.п.;

оплата услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание.

При расчетах между предприятиями (организациями) по хозяйственным договорам (товарным операциям) указанная форма в настоящее время не используется.

Аккредитивная форма расчетов. Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента (предприятия, организации) в пользу контрагента последнего по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия произвести такой платеж другому банку при условии предоставления ему поставщиком документов, предусмотренных аккредитивом, а также при выполнении других условий аккредитива. Отдельный аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком (контрагентом).

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву определяются договором между плательщиком и поставщиком, который должен содержать следующую информацию: наименование банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика о выставлении аккредитива; полный перечень документов, представляемых поставщиком для получения денег по аккредитиву.

Могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные) аккредитивы; отзывные или безотзывные аккредитивы.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет средства плательщика (собственные или заемные) в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк). Банк поставщика (исполняющий банк) зачисляет эти средства на специальный балансовый счет на весь срок действия обязательств банка-. эмитента.

При использовании непокрытого аккредитива средства остаются в банке-эмитенте. При наличии между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать сумму аккредитива со счета банка-эмитента.

Преимущества аккредитивной формы расчетов:

ускорение сроков расчетов для поставщиков;

наличие гарантий у плательщика (оплата под конкретную поставку) и у поставщика (оплата поставки гарантирована депонированными под нее средствами).

Недостаток аккредитивной формы расчетов заключается в замедлении оборачиваемости оборотных средств для плательщиков в связи с тем, что аккредитив выставляется на довольно значительный (до одного месяца) срок.

Плановые платежи. Плановые платежи как форма безналичных расчетов применяются в следующих случаях:

контрагентов договора не устраивают ни предоплата, ни оплата по факту свершения сделки;

сделка реализуется в течение длительного периода и оплата ее осуществляется в течение этого периода, как правило, равными долями в независимости от ритма поставок;

объем сделки при заключении договора известен приблизительно и может уточняться в ходе ее реализации.

Осуществляются плановые платежи с использованием платежных поручений.

Зачет взаимной задолженности. Использование данной формы безналичных расчетов предполагает, что между участниками сделки имеется взаимная задолженность, которая погашается не путем перечисления денежных средств через банки, а посредством зачета взаимных требований, что способствует ускорению расчетов.

Например, предприятие «А» в соответствии с договором отгрузило предприятию «В» продукцию. По другому договору предприятие «В» оказало предприятию «А» услуги. Если оба предприятия придут к соглашению о зачете взаимной задолженности, т.е. предприятие «А» засчитывает полностью или частично оказанные со стороны предприятия «В» услуги в оплату отгруженной ему продукции, а предприятие «В» — наоборот, и это соглашение будет оформлено соответствующим протоколом или актом, то данная ситуация сводится по существу к бартерной операции.

Чековая форма расчетов. При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает ничем не обусловленное письменное поручение обслуживающему его банку перечислить определенную сумму, указанную в чеке, с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).

Расчетный чек вручается плательщиком-чекодателем поставщику-чекодержателю для предъявления его в банк, ведущий счет чекодателя, для оплаты.

Расчеты чеками между предприятиями производятся в пределах депонированных на эти цели средств. Оплата чеков производится со специального счета. В качестве покрытия чека в банке чекодателя могут служить:

средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;

средства на соответствующем счете чекодателя, но не свыше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чека.

Информация о работе Формы безналичных расчетов