Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:31, курсовая работа
До сих пор не решена проблема законодательного регулирования рынка ценных бумаг. Параллельное регулирование рынка ценных бумаг сразу несколькими органами при отсутствии норм высшей юридической силы, по сравнению с нормами этих органов зачастую влечет за собой противоречивость регулирования рынка ценных бумаг. Кроме того, в действующих нормативных документах существует большое количество пробелов правового регулирования, восполнить которые при отсутствии законодательных актов весьма проблематично.
Введение
1. Общая характеристика рынка ценных бумаг
Понятие и классификация рынка ценных бумаг
Функции и значение рынка ценных бумаг
Основные участники рынка ценных бумаг
2. Проблемы современного российского рынка ценных бумаг
2.1. Процесс формирования российского рынка ценных бумаг
2.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России
2.3 Влияние финансового кризиса на рынок ценных бумаг
3. Перспективы развития рынка ценных бумаг
3.1 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России
3.2 Предложения по повышению эффективности деятельности на рынке ценных бумаг
3.3 Предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности а финансовом рынке
Заключение
Список литературы
Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30, а иногда и 50 лет.
Таким образом, эмитентами ценных
бумаг являются те, кто заинтересован
в краткосрочном или
В принципе эмитенты ценных бумаг могут сами разместить (то есть продать) свои обязательства в виде ценных бумаг. Однако сложный механизм эмиссии в условиях конкуренции, потребность в гарантированном размещении ценных бумаг требует не только больших расходов, но и профессиональных знаний, специализации, навыков. Поэтому эмитенты в подавляющем большинстве случаев прибегают к услугам профессиональных посредников - банков, брокеров, инвестиционных компаний. Все они в данном случае, как организаторы и гаранты, являются посредниками на рынке ценных бумаг.
Те, кто вкладывает средства
в ценные бумаги с целью извлечения
дохода, являются инвесторами. На рынке
денежных ценных бумаг в качестве
инвесторов доминируют банки, которые
в то же время как посредники частично
размещают краткосрочные бумаги
у своих клиентов (например, коммерческие
банки одних корпораций предлагают
другим корпорациям). На рынке капитальных
ценных бумаг наблюдается историческая
эволюция от преобладания индивидуальных
инвесторов к доминированию
Частные лица, как масса,
население начинают вкладывать средства
в ценные бумаги лишь тогда, когда
они достигают достаточной
Траст-департаменты коммерческих банков стали первыми институциональными инвесторами, которые стали вкладывать в ценные бумаги средства, доверенные им их клиентами для доходного помещения. Так, в США в конце 80-х годов траст-департаменты банков управляли активами частных лиц и деловых предприятий на сумму порядка 775 миллиардов долларов.
Крупнейшими инвесторами сначала в США, а затем и в других развитых странах стали страховые компании и пенсионные фонды - государственные, местных органов власти, корпоративные. Все свои свободные средства они инвестируют в наиболее надежные ценные бумаги, извлекая огромные доходы. Активы пенсионных фондов в США в конце 80-х годов составляли примерно 2,4 триллиона долларов.
Большую роль в качестве инвесторов приобретают так называемые взаимные фонды, или инвестиционные фонды - крупные финансовые учреждения, возникшие еще в 20-х годах текущего века, но особенно быстро развившиеся за последние 20 лет. Фонд - это управляемый портфель ценных бумаг. Отдельные инвесторы покупают долю в этом фонде, получая в свое распоряжение некий усредненный актив, приносящий доход с усредненным риском.
Операции на биржах проводят только профессионалы, объединенные биржевым комитетом. Вначале это были простые посредники - маклеры, но впоследствии среди них произошла четкая специализация по различным видам биржевой деятельности. Посредников в биржевых операциях называют по-разному: биржевые маклеры, куртье, комиссионеры, брокеры и стокброкеры. Все они работают за вознаграждение - куртаж, выраженный в процентах или долях процента от общей суммы сделки. Маклеры ведут расчетные записи - бродеро, которые подписывают обе стороны. Они обязаны быть беспристрастными, не должны за свой счет участвовать в коммерческих делах клиентов, не могут передавать кому-либо свои функции. [2]
Важнейшую посредническую роль на рынке ценных капитальных бумаг играют инвестиционные банки - особые финансовые институты, которые занимаются организацией и гарантированием реализации публичного размещения, прежде всего, акций. В качестве консультанта по всем финансовым вопросам, связанным с эмиссией, банк вместе с потенциальным эмитентом определяет реальные и наиболее экономичные возможности выхода на конкретный рынок, а затем в качестве ведущего гаранта берет на себя обязанность организовать синдикат или другую группу, которая обеспечит полное размещение выпущенных ценных бумаг. В случае неправильной оценки ситуации банк рискует не разместить бумаги, оставить их у себя, а затем продать со скидкой. В США старейшей (с 1885 года) и крупнейшей компанией - инвестиционным банком - является "Мерилл Линч". На конец 80-х годов у нее было несколько миллионов клиентов в США и за рубежом, в том числе частные лица, фирмы и правительства, она имеет около полусотни отделений в 40 странах мира.
На российском рынке ценных
бумаг также допускается
В настоящее время в качестве дилерско-брокерской сети действует Центральный банк (около 90 территориальных управлений) и Сберегательный банк России (42 тысячи территориальных банков, отделений, филиалов). А с 1993 г. многие банки приступили к созданию сети филиалов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами.
Кроме того, в середине 1993
г. в России официально были признаны
более 60 фондовых и товарно-фондовых
бирж, фондовых отделов товарных бирж.
Крупнейшие 5 бирж расположены в
Москве. Растет сеть институциональных
инвесторов. Созданы первые саморегулирующиеся
организации: две федерации фондовых
бирж, ассоциация коммерческих банков,
ассоциация небанковских инвестиционных
институтов. Быстро развивается депозитарно-
2. Проблемы современного
российского рынка ценных
2.1 Процесс формирования российского рынка ценных бумаг
В настоящее время происходит
сложный процесс создания структуры
фондового рынка, который отвечал
бы международным стандартам. Рынок
ценных бумаг начал складываться
после выхода постановления Совета
Министров СССР №1195 от 15 октября 1988
года "О выпуске предприятиями
и организациями ценных бумаг",
в котором были определены процедуры,
связанные с изготовлением, реализацией
и приобретением акций
Формирование рынка ценных
бумаг в России в значительной
степени связано с темпами
приватизации в стране и созданием
класса собственников. Важное место
в этом процессе отводится также
становлению единого
Приватизация означает преобразование государственной собственности в собственность граждан или юридических лиц. В нашей стране основным документом, определяющим практические вопросы приватизации является Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой нормативной базы для проведения сделок с ценными бумагами, поэтому стало возможным возникновение финансовых пирамид, а затем и крах таких финансовых компаний как МММ, Русский Дом Селенга и других, в результате которых были обмануты миллионы вкладчиков и подорвано доверие к фондовому рынку со стороны населения. Как мы уже видели, такая ситуация уже складывалась на рынке ценных бумаг еще в середине XIX века. Тогда прошло немало времени для того, чтобы вкладчики вновь поверили в ценные бумаги, поэтому можно ожидать, что пока в нашей стране не сформируется стабильная нормативная база на рынке ценных бумаг, бурного развития фондового рынка не произойдет, а без этого невозможно привлечение инвестиций для развития производства и, следовательно, невозможна стабилизация экономики страны. [12]
Существенные положительные сдвиги в развитии законодательной базы рынка ценных бумаг произошли в 1996г. Приняты законы от 26 декабря 1996 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 22 апреля 1996 года N39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", соответствующие разделы включены в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996г. №1008 “Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”.
Вместе с тем, несмотря
на позитивные сдвиги в развитии рынка
ценных бумаг, значительные эмиссии
акций промышленных предприятий
по отдельным акционерным
В настоящее время в
России остро встала проблема низкой
инвестиционной активности субъектов
предпринимательской
Это произошло по нескольким причинам.
Во-первых, это связано с общим неудовлетворительным состоянием российской экономики и с низкими инвестиционными способностями частного сектора.
Во-вторых, проблема низкой инвестиционной активности усугубляется острым кризисом неплатежей.
В-третьих, на состояние инвестиционной деятельности большое влияние оказывает завышенная в связи с инфляцией цена кредитных ресурсов, делающая их недоступными реальному сектору.
Значительный потенциал финансовых ресурсов для инвестирования формируется на рынке ценных бумаг и прежде всего в секторе корпоративных ценных бумаг. Масштабы привлечения инвестиций через механизм рынка ценных бумаг во многом определяется вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах и инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций, в том числе государственных, участием в фондовых операциях как крупных институциональных инвесторов, так и значительных масс населения через систему инвестиционных фондов, инвестиционных и страховых компаний. [17]
В России же преобладающим сегментом рынка ценных бумаг до последнего времени являлся сектор государственных ценных бумаг, в основном краткосрочных. Российских инвесторов привлекали высокие проценты по государственным краткосрочным облигациям, а также меньший риск вложения денег по сравнению с корпоративными ценными бумагами. Государство в свою очередь использовало рынок ценных бумаг как один из финансовых инструментов, призванных обеспечить результативное воздействие на величину государственного долга.
Рынок государственных ценных бумаг - это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой - одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований. В связи с этим необходимо более подробно рассмотреть российский рынок государственных ценных бумаг.
Отправной точкой в развитии государственных ценных бумаг в России принято считать принятие закона "О государственном долге" в конце 1992 г., которым были определены своего рода правила участия государства в этом рынке.
Немногим раньше Банк России провел экспериментальный аукцион по размещению Первого внутреннего республиканского займа РСФСР 1991 г.
Этот займ был первый в России, котируемый Центральным банком. Основным новшеством в технике выпуска и обращения было использование Главных территориальных управлений Банка России в качестве дилеров, осуществляющих операции по покупке и продаже облигаций от имени Банка России на основе еженедельно объявляемых котировок. Несмотря на достаточно многообещающую динамику размещения, долгосрочность выпущенных облигаций, даже при условии наличия "особой недели" (цены на эту неделю определялись за 13 месяцев до ее наступления) существенного развития рынка не наблюдалось.
Еще одним не очень удачным проектом оказалась эмиссия в сентябре 1993 года Золотых сертификатов.
Минфин ежедневно объявлял цену продажи Золотых сертификатов, пытался дробить номинал и долями торговать на ММВБ. Однако вторичный рынок так и не возник. Эта было обусловлено низкой доходностью, низкой ликвидностью и, отчасти, высоким номиналом данной ценной бумаги. [11]
В начале 1992 г. Центральный банк РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объёмы прямого кредитования Минфина РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных облигаций (ГКО). Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.
Нормальному функционированию рынка способствовала разработка пакета документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны размещения ГКО, погашения облигаций, вторичных торгов. К основным законодательным актам следует отнести, прежде всего, Закон о государственном внутреннем долге Российской Федерации. В нём определено, что внутренним долгом страны являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в российской валюте, перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в распоряжении правительства активами.
Информация о работе Проблемы современного российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития