Отчет по преддипломной практике в ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 08:19, отчет по практике

Описание работы

Целью является анализ российского рынка пластиковых банковских карт, а так же анализ деятельности отдельного банка с пластиковыми картами и моделирование нового банковского продукта.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ состояния российского рынка пластиковых карт
2. Анализ эмиссии пластиковых карт ОАО «Уральского банка реконструкции и развития»
3. Обоснование внедрения на рынок нового банковского продукта
4. Характеристика продукта
5. Математическое моделирование нового банковского продукта
6. Апробация продукта

Содержание работы

Введение
1. Описание объекта исследования
2. Оценка финансового состояния ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития »
3. Анализ рынка банковских карт в России и в г. Новокузнецке
4. Анализ операций ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития » с пластиковыми картами
Заключение

Файлы: 1 файл

OTChET_PO_PREDDIPLOMNOJ (1).docx

— 73.38 Кб (Скачать файл)

 

По данным показателям можно сказать, что банк довольно эффективно использует свои кредитные ресурсы, увеличивая их с каждым годом, но при этом у банка так, же остаются свободные кредитные ресурсы в 45 037 млн. руб., исходя из чего можно сделать вывод о том, что у ОАО УБРиР есть средства, за счет которых можно профинансировать рост объема кредитных операций.

 

3 АНАЛИЗ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ В РОССИИ И В Г. НОВОКУЗНЕЦКЕ

 

В России, как и во многих других странах, в последние годы все большее развитие в качестве платежного инструмента получают банковские карты. На начало 2011 года 68,0% действующих кредитных организаций осуществляли эмиссию и/или эквайринг банковских карт. На 01.01.2012 года количество кредитных организаций составило 87,95%, за один год они увеличились на 19,95%. Ими было эмитировано за 01.01.2011 год 144,4 млн. карт, что превысило показатель годичной давности на 14,6%, а на начало 2012 было эмитировано 200,2 млн. карт, что по сравнению с 01.01.2011 годом увеличилось на 27,9% (табл. 5). Высокими темпами прироста характеризовались безналичные платежи с использованием банковских карт, включая платежи за товары и услуги, таможенные платежи и прочие операции (здесь и далее под прочими операциями понимаются операции по переводам денежных средств с одного банковского счета на другой, платежи на благотворительные взносы и т.п.): за год их количество и объем выросли в 1,5 и 1,6 раза соответственно. Из 100 платежей, проведенных через банковскую систему России, 22 совершались с использованием банковских карт. Однако их доля в общем объеме платежей оставалась незначительной (0,4%), что главным образом объясняется тем, что инфра структура по приему банковских карт пока еще не достаточно развита, а их держатели (большинство из которых составляют физические лица) предпочитают осуществлять платежи за товары и услуги, как правило, на небольшие суммы.

Физические лица большее предпочтение отдают наличным денежным средствам, так как в большинстве случаев не знают и не умеют пользоваться пластиковыми картами. По этой же причине пластиковые карты используются для снятия наличных в банкоматах.

Таблица 6 - Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт                                                                        тыс. ед.

 

Всего банковских карт

в том числе:

расчетные карты

из них:

кредитные карты

предоплаченные карты

расчетные карты с «овердрафтом»

2008 год

на 1.01.08

103 497

94 097

-

8 944

455

на 1.04.08

107 180

98 033

27 913

8 854

293

на 1.07.08

111 699

102 769

28 513

8 584

347

на 1.10.08

118 542

108 616

29 573

9 485

442

2009 год

на 1.01.09

119 242

109 335

26 826

9 296

612

на 1.04.09

121 971

111 005

24 352

9 209

1 757

на 1.07.09

121 624

110 933

22 652

8 501

2 190

на 1.10.09

121 605

112 155

22 117

7 634

1 816

2010 год

на 1.01.10

126 033

115 390

21 268

8 601

2 042

на 1.04.10

128 873

117 743

21 703

8 088

3 043

на 1.07.10

133 592

117 625

19 483

8 655

7 312

на 1.10.10

137 732

122 786

20 362

9 134

5 811

2011 год

на 1.01.11

144 419

127 787

22 452

10 047

6 585

на 1.04.11

146 782

128 497

22 780

10 792

7 494

на 1.07.11

157 453

135 152

23 916

12 217

10 085

на 1.10.11

167 585

140 517

23 605

13 485

13 583

2012 год

на 1.01.12

200 170

147 872

25 833

15 026

37 272

на 1.04.12

190 766

153 344

28 275

16 601

20 821

на 1.07.12

196 579

158 268

28 808

18 586

19 725

на 1.10.12

209 372

164 631

29 574

20 426

24 315

2013 год

на 1.01.13

239 545

169 010

31 788

22 483

48 052


 

Как и в предыдущие годы, клиенты кредитных организаций предпочитали оформлять расчетные (дебетовые) карты: с начала 2010 года их количество выросло на 9,7% и на 1.01.2011 составляло 127,8 млн. карт. С начала 2011 года их количество выросло на 13,6% и на 1.01.2012 год составило 147,9 млн. карт. С начала 2012 года их количество выросло на 12,5% и на 1.01.2013 год составило 169,0 млн. карт.

По данным исследования, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в феврале 2011 года, в России банковские карты используются, как правило, с целью получения зарплаты, пенсии и стипендии. При этом по инициативе работодателей выдается 92% банковских карт.

В отличие от 2009 года, на протяжении которого количество кредитных карт сокращалось, в 2010 году их количество выросло на 16,8% и на 1.01.2011 составило 10,0 млн. (или 7,0% от общего количества эмитированных карт). В 2011 году их количество выросло на 32,3%, что на 01.01.2012 год составило 15,0 млн. карт это составляет 7,5% от общего объема эмитированных карт. В 2012 году их количество выросло на 33,2%, что на 01.01.2013 год составило 22,3 млн. карт это составляет 9,4% от общего объема эмитированных карт.

Во многом это обусловлено восстановлением рынка розничного кредитования и переходом все большего числа кредитных организаций на выдачу банковских карт при предоставлении потребительских кредитов.

В условиях восстановления рынка розничного кредитования в 2010 году возобновился рост эмиссии кредитных карт.

В 2010 году сохранялись высокие темпы роста количества предоплаченных карт – оно возросло более чем в 3 раза, до 6,6 млн. На начало 2012 года количество предоплаченных карт составило 37,2 млн. карт или по отношению к началу 2011 года выросло на 82,3%. Это обусловило увеличение их доли в общем количестве эмитированных карт на начало 2011 года до 4,6%, а на начало 2012 года их количество увеличилось до 18,7%.

К числу показателей, характеризующих развитие различных сегментов рынка банковских карт, можно отнести долю карт, с использованием, которых проводилась хотя бы одна операция в течение отчетного периода, связанная со снятием наличных денег и/или оплатой товаров и услуг, включая таможенные платежи., с использованием, которых проводилась хотя бы одна операция в течение отчетного периода, связанная со снятием наличных денег и/или оплатой товаров и услуг, включая таможенные платежи карт в общем количестве выданных банковских карт. Как и в предыдущие годы, в 2010 году этот показатель оставался невысоким. Такая ситуация характерна для двух видов карт: расчетных (дебетовых) и кредитных: немногим более половины от общего количества расчетных карт приходилось на карты, с использованием которых в течение года проводилась хотя бы одна операция по снятию наличных денег и/или оплате товаров и услуг. Для кредитных карт аналогичный показатель на 1.01.2011 составил 30,2%. К факторам, сдерживающим развитие банковских карт, по данным всероссийских опросов, проведенных НАФИ совместно с Ассоциацией региональных банков России в 2009–2010 годах, 34% респондентов относят ограниченное (недостаточное) количество магазинов и учреждений, где принимаются карты. Треть респондентов считает, что расходы труднее контролировать, если оплачивать товары и услуги банковской картой. При этом 27% из них в качестве причины указывали такие неудобства, как трата дополнительного времени на оплату или необходимость заботиться о сохранности карты. Еще 16% отмечали, что в магазинах и учреждениях, принимающих для безналичной оплаты банковские карты, товары и услуги стоят дороже.

В отличие от расчетных и кредитных карт, количество активных в течение квартала предоплаченных карт превышало их количество по состоянию на конец квартала, поскольку карты данной категории в основном носят разовый характер и используются их держателями практически сразу после получения. Это обусловлено спецификой предоплаченных карт – они приобретаются главным образом с целью осуществления платежа за определенные товары или услуги, имеют фиксированный номинал, не превышающий 5 тыс. рублей и, как правило, в дальнейшем не пополняются (то есть срок их действия прекращается после израсходования ранее внесенной суммы). В 2010 году количество активных предоплаченных карт в среднем в квартал составило 8,7 млн. карт, а наибольшее их количество наблюдалось во II квартале (10,6 млн.), что превысило соответствующее значение 2009 года в 1,6 раза.

В 2010 году на территории России с использованием банковских карт, эмитированных российскими кредитными организациями, было совершено 3,1 млрд. операций на сумму 12,1 трлн. рублей, что превысило показатели предыдущего года на 20,5 и 21,5% соответственно. В 2011 году совершенно 4,0 млрд. операций на сумму 16,1 трлн. руб. По сравнению с 2010 годом показатели увеличились на 24,2 и 24,7%.

Развитие рынка банковских карт, как в мире, так и в отдельных странах, стало связующим элементом, обеспечивающим ускоренное развитие торговли и производственной сферы, а в последнее десятилетие активно способствует развитию процесса глобализации. Соответственно, вопрос развития этого сегмента рынка банковских услуг является достаточно востребованным, в связи с этим проводим анализ по наиболее крупным банкам г. Новокузнецка.

Поскольку банки в настоящее время в большей степени ориентируются на развитие кредитных пластиковых карт, как наиболее привлекательный сегмент рынка, то анализ начнем с кредитных карт.

Больше всего пользователей кредитных карт интересует размер процентной ставки. Каждый банк устанавливает свою ставку процента, но существенно выделились из общей картины МДМ Банк, установивший ставку в 18 %, и Банк «Русский Стандарт» со ставкой в 36 %. В среднем по рынку, процентная ставка составляет 25,3 % годовых (см. рис. №1).

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Структура процентных ставок по рынку кредитных банковских карт платежной системы Visa Classic и MasterCard Standard

Данные представленные на рисунке отражают лишь номинальные ставки, так как конечные ставки банки устанавливают индивидуально для каждого клиента и, как правило, на размер ставки влияет количество представленных документов, так как процентная ставка является своеобразной страховкой банка от риска непогашения задолженности по кредиту и чем больше банк знает о своем клиенте, тем меньше размер процентной ставки.

Начисление процентов по кредитным картам производится в автоматическом режиме и предусматривает стандартную формулу расчета за каждый отдельный день пользования кредитными средствами с учетом годового периода.

При начислении процентов учитывается каждая отдельная выдача кредита согласно трансакции, а также льготный период кредитования.

В кредитной пластиковой карте наиболее привлекательным элементом является льготный период дающий возможность пользоваться кредитом «бесплатно». Каждый банк самостоятельно устанавливает срок льготного периода, он составляет от 50 до 60 дней, у каждого банка по-своему. Например, у Сбербанка срок льготного периода 50 дней, Альфа-банк – 60 дней, Росбанк установил льготный период сроком до 55 дней, а МДМ – Банк – 52 дня.

Стоит помнить, что срок льготного кредитования распространяется только на безналичную оплату товаров и услуг. Если деньги снимаются в банкомате, то проценты начисляются с первого же дня.

При не полной выплате долга по кредиту после окончания льготного периода проценты начисляются на фактическую сумму долга.

Поскольку кредитная карта – это возобновляемый кредит только в налично-безналичной форме, то размер процентной ставка по карте может зависеть также и от вида карты. По простым «классическим» картам типа Visa Classic или Mastercard Standard ставка будет одна. По «платиновым» картам – процентная ставка меньше. Однако годовое обслуживание простых карт в среднем составляет 622 рубля, тогда как платиновым – в среднем 5181 рубль (см. рисунок №2).

Рисунок 2 – Структура годового обслуживания по рынку кредитных банковских карт системы Visa Classic и Visa Platinum

 

Далее после кредитных карт имеет смысл рассмотреть накопительные карты. Банки предлагают оформить накопительную (сберегательную) карту и получать за ее счет дополнительный доход, не теряя возможности использовать свои деньги в любой момент. Особенность данного вида банковских карт заключается в том, что они имеют сравнительно невысокую процентную ставку, например: Банк «Русский Стандарт» установил номинальную процентную ставку 10 %, МДМ – Банк и ОТП Банк установили ставку до 5 %, а Промсвязьбанк в 3,5 %.

По некоторым «накопительным» карточным продуктам банки предлагаю овердрафт: в этом случае основное преимущество карты – начисление процентов на остаток – теряет смысл, так как по возвращаемому кредиту проценты банку будет платить сам держатель карты.

Достоинство этого вида пластиковых карт в том, что, положив свои деньги на счет и получая на них проценты, при этом денежные средства можно забрать в любой момент.

Поскольку в настоящее время банки заключили договор с большей частью предприятий на зарплатный проект, получив не малую прибыль от массового производства дебетовых карт, то проанализируем зарплатный проект.

По своей сути зарплатный проект является дебетовой картой, на которую предприятие перечисляет заработную плату работнику, так же можно пополнять счет дополнительными денежными средствами. Но получить дополнительную прибыль не получится, так как на остаток денежных средств начисляются низкие проценты. Поскольку договор заключается между банком и предприятием, то сам работник не может выбрать подходящий ему банк и карту, ведь за него решает само предприятие.

Положительными факторами является то, что работнику не нужно тратить личное свободное время на получение заработной платы в кассе предприятия, достаточно снять с карты деньги в ближайшем банкомате, либо рассчитаться с ее помощью за необходимые товары и услуги. За пользование картой, то есть за пакет услуг предоставляемой по зарплатному проекту оплачивает непосредственно само предприятие.

В соответствии с результатами проведенного анализа, можно сделать вывод, что банковские карты представлены достаточно широким ассортиментом отдельных разновидностей. При этом существенных отличий между ними не существует, а также для максимального увеличения ассортимента пластиковых карт к ней прикрепляется различные бонусы и скидки, к примеру: банковская программа МДМ Банка дает превосходную возможность покупать любимые товары со скидкой; ВТБ24 — «Трансаэро» Visa Classic, она совмещает в себе функционал кредитной карты и дополнительные привилегии и бонусы авиакомпании «Трансаэро».

 

 

4. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ ОАО «УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ

 

Операции с пластиковыми картами в 2011 году составили 538 615 тыс. руб. что на 266 739 тыс. руб. больше чем в 2010 году, соответственно в 2009 операции с пластиковыми картами составили 271 876 тыс. руб. В 2012 году операции с пластиковыми картами составили 746 784 тыс. руб., что на 208 169 тыс. руб. больше чем в 2011 году.

В 2012 году доля кредитных карт составила 11%, карт для обслуживания кредитов 46%, доля зарплатных карт составила 41% и прочие клиентские карты 15%. В 2011 году доля кредитных карт составила 7%, карт для обслуживания кредитов 46%, зарплатных карт 39% и прочие клиентские карты 11%. В 2010 году данные показатели составили: карты для обслуживания кредитов 46%, зарплатные карты 47% и клиентские карты 7%

В 2012 году банк эмитировал 979 756 тыс. карт, что на 256 983 тыс. карт больше чем в 2011 году. Общая эмиссия банковских карт за 2011 год составило 722 773 тыс. карт, что на 137 485 тыс. банковских карт больше чем в предыдущем году, таким образом, в 2010 году эмиссия банковских карт составило 585 289 тыс. карт.

Информация о работе Отчет по преддипломной практике в ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития »