Электронные деньги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие понятия об электронных деньгах, анализ современного рынка электронных денег в России и прогнозирование сценариев его развития. Исходя из цели, задачами являются:
– изучение теоретических основ существования явления электронных денег;
– характеристика его положительных и отрицательных сторон;
– просмотр истории развития электронных денег;
– оценка российской системы электронных денег;
– раскрытие перспектив рынка в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...……….……2-3
1. Сущность электронных денег…………………………………….…..…….3-5
2. Виды, преимущества и недостатки электронных денег……………….…5-10
3. История развития электронных денег…………………………………....10-12
4. Развитие российского рынка электронных денег…………………...…..12-20
5. Правовой статус электронных денег в России……………………….….20-24
6. Перспективы развития системы электронных денег в России…………25-35
Заключение……………………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая дкб.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

История начиналась с того, что в 1918 году Федеральный  Резервный Банк США перевел деньги телеграфным переводом, но ещё долгое время потом электронные деньги массового распространения так и не получили.

В 1972 году Федеральный  Резервный банк Соединенных Штатов организовал расчётную палату, чтобы  обеспечить коммерческие банки и Национальный банк США электронной системой по обслуживанию платежных чеков. Одновременно такие системы появлялись и в Европе.

Обыкновенные  потребители получили возможность  пользоваться электронными переводами совсем недавно, но зато эта услуга предоставляется сейчас в полном объёме, благодаря современным техническим достижениям.

Бурное развитие сети Интернет в 90-х годах предоставило своим пользователям огромное количество услуг в сети, в том числе  и интернет-магазины. Все это требовало  быстрой и удобной оплаты, причем независимо от расстояния и времени суток. Пластиковые карты в этом плане не самый лучший вариант и имеют много недостатков. Ситуация требовала чего-то совершенно нового, какого-то оригинального решения, и оно не заставило себя ждать долго.

В октябре 1994 года доктор наук по информатике и менеджменту Калифорнийского университета Дэвид Чаум начал выпуск, в рамках основанной им компании DigiCash, первых электронных денег международной платежной системы eCash. Это были цифровые наличные - eCash, которые являлись основным продуктом компании, и это была полностью анонимная система цифровых сетевых денежных единиц. Тогда же и начались испытания платежной системы eCash в районе западного побережья США. А в декабре 1995 года американский банк Mark Twain Bancshares, практически через год после введения электронных денег, уже принял в эксплуатацию платежную систему eCash компании DigiCash и в первый же год эксплуатации сумел привлечь к работе с платежной системой eCash почти 1000 пользователей и 90 магазинов. Затея Чаума в то время не увенчалась успехом, так как компания DigiCash, которая занималась не только электронными деньгами, признала себя банкротом, зато дала многим повод задуматься, а Дэвида Чаума назвали отцом электронных денег. Именно этому человеку мы сейчас обязаны своими удобством, оперативностью и многими достоинствами электронных денег. А уже через десять лет платежные системы, которые предоставляют услуги электронной наличности, стали для сети Интернет таким же привычным явлением, как, например, банки в нашем реальном мире.

Самые популярные из них на сегодняшний день в мире - PayPal, MoneyBookers, Liberty Reserve, Pecunix, AlertPay, огромной популярностью пользовался в свое время E-Gold,  платежных систем сейчас очень много, все не перечислить. А в странах постсоветского пространства и частично за ним, разумеется, очень популярны WebMoney Transfer, чуть менее Яндекс.Деньги, RBK Money и другие...

Благодаря специальному программному обеспечению, например, WebMoney Keeper, производить платежи сейчас мы можем быстро, надежно и в реальном времени, а комиссия в электронных платежных системах значительно ниже, чем в банках. Также электронные деньги стали более доступны и поэтому стали более востребованы и популярны - статистика показывает, что за последние годы в системах электронных денег происходит только значительный прирост пользователей.3

На сегодняшний  день в виртуальном пространстве существуют практически все виды бизнеса: - интернет-магазины, - электронные игорные дома, - электронные биржи и другие услуги. А там где бизнес, там сделки, а, следовательно, там деньги, без которых обойтись никак нельзя.

4. Развитие российского рынка электронных денег

Российский  бизнес вступил на рынок электронных  платежей в то время, когда во всем мире этот рынок уверенно и динамично развивался и регулировался. К моменту появления российских игроков – электронных негосударственных платежных систем, таких как WebMoney, Яndex. Деньги, «Единый кошелек», RBK Money, «КредитПилот», «Рапида», у российского потребителя уже имелись представления об электронных деньгах и потребности в электронных платежах. И перечисленные российские негосударственные платежные системы приступили к эмиссии электронных суррогатов денег, расширяя число участников, принимающих эти средства платежа.

Выйдя на рынок, российские платежные системы продемонстрировали достаточную привлекательность  для клиентов и довольно-таки агрессивный  рост: многочисленные данные платежных  систем показывают, что в настоящее  время электронными деньгами оплачивает покупки каждый 15-й житель России. А в 2008 г. появился новый сегмент рынка электронных платежей – оплата услуг деньгами, заранее введенными в систему моментальных платежей через «личный кабинет». Объем мобильных платежей (с помощью платных SMS) показывает двукратное приращение в год, и этот сегмент активно развивают сотовые операторы. Например, «Вымпелком» позволяет абонентам направить деньги со счета на оплату коммунальных услуг, Интернета, ТВ и т.д.

Все больше российских кредитных организаций добавляют  интернет-транзакции в линейку своих услуг. Пользовательская аудитория в России и СНГ показывает непрерывный рост, и соответственно растет спрос на такие операции. Для России своеобразным отголоском проблемы разграничения приема платежей, с одной стороны, и эмиссии платежных инструментов – с другой, стала длительная дискуссия о необходимости отнесения операций систем платежных терминалов к банковской деятельности. Учитывая, что ее итогом стало принятие Федерального закона №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами», можно предположить, что российское законодательство скорее двигается в русле американского опыта.

Создание летом 2009 года Ассоциации участников рынка  электронных денег (АЭД) говорит  о готовности основных игроков рынка электронных платежей объединиться для решения общих задач и свидетельствует о зрелости отрасли.

Рынок электронных денег в России в 2011 году продемонстрировал высокие темпы роста. По оценке Ассоциации «Электронные деньги» (АЭД), число россиян, воспользовавшихся «электронными кошельками», составило порядка 20 млн. человек, а суммарный оборот отрасли превысил 40 млрд. рублей.

Лидерами российского  рынка электронных денег в  категории «интернет-платежи» по-прежнему остаются Яндекс. Деньги и WebMoney, совокупная доля которых составляет порядка 90%. В 2011 году обороты этих компаний выросли на 48% по отношению к 2010 году: российские пользователи пополнили свои интернет-кошельки в этих платежных системах на сумму более 17 млрд. рублей, а общее число активных аккаунтов превысило 2,3 млн. В настоящее время между этими компаниями существует примерный паритет: у WebMoney больше средняя сумма пополнения счета, у «Яндекс.деньги» больше пользователей. По словам Генерального директора «Яндекс.деньги» Евгении Завалишиной, одним из знаковых событий этого года должна стать возможность прямого перевода денег между кошельками платежных систем Яндекс. Деньги и WebMoney.

WebMoney Transfer (или  просто WebMoney) – самая крупная  СЭД в русскоязычном Интернете  и одна из крупнейших в мире. WebMoney начала свою историю в 1998 году, когда об электронных деньгах еще мало кто знал, а первых пользователей приходилось стимулировать щедрыми бонусами. На сегодня количество пользователей WebMoney перевалило за 7 млн. человек и увеличивается с каждым днем примерно на 5–10 тысяч. Ежедневный оборот в системе – порядка 20–30 млн. долларов. Все показатели возрастают с каждым годом в 2–3 раза.

Число пользователей  рынка электронных денег в  категории «мобильные платежи» (за товары и услуги, не связанные с мобильным контентом) в 2011 году составило более 30 млн. человек, объем платежей – порядка 125 млрд. рублей. Прирост оборотов компаний в этой категории составил порядка 100%. Крупнейшими игроками рынка являются i-Free, A1, Инфон, Инкор-медиа.

У другого крупного участника рынка – платежного сервиса QIWI (КИВИ) – объединяющего  в себе такие категории рынка  электронных денег как «мобильные, терминальные и интернет-платежи», в 2011 году число пользователей превысило 9 млн. человек, а оборот составил более 18 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем показатели предыдущего года.

В 2011 году произошло значительное расширение спектра товаров и услуг, расплачиваться за которые стало возможно электронными деньгами. В частности, важным двигателем развития рынка электронных денег стало взаимодействие с банковскими продуктами (возврат кредитов, выпуск виртуальных карт и т.д.); заметно выросли продажи электронных билетов. Эти тенденции позволяют сделать вывод о том, что электронные деньги «завоевывают» массового пользователя. В подтверждение этому, косвенным свидетельством зрелости и перспективности российского рынка электронных денег можно считать экспансию таких западных платежных систем как PayPal, MoneyBookers и UCash.

Важным событием для рынка электронных денег, стало принятие Федеральных законов №103 и №120 («О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»»). Эти законы, изначально ориентированные на прием наличных платежей через платежных агентов, тем не менее, оказали большое влияние на рынок в целом. Прежде всего, это первые российские законодательные акты, в которых вводится и специально регулируется понятие розничного платежа, в том числе и электронного. Также, принятые Законы вносят ряд изменений в другие акты, в частности сильно упрощают проведение небольших (до 15 тыс. руб.) платежей, что позволяет увеличить доступность финансовых услуг, расширить их спектр и заметно снизить долю наличного оборота в пользу электронных инструментов платежа».

Важными событиями  в процессе регулирования отрасли  электронных денег стало создание концепции закона о Национальной платежной системе и начало работы над законом об электронных деньгах. По мнению участников АЭД, законодательство, учитывающее мировой опыт и деловую практику, может стать мощным толчком к развитию высокотехнологических платежных инструментов. Данные процессы перекликаются с принятием Европейской директивы 2009/110, ставшей обобщением почти десятилетнего опыта применения Европейской директивы 2000/46 об электронных деньгах. Участники отрасли рассматривают принципы Европейского законодательства (равенство банковских и небанковских игроков, упрощенный режим регулирования для небольших и специализированных систем, упрощенную идентификацию для небольших платежей) как ключевые и критически важные для будущего регулирования рынка в России.

Косвенным подтверждением активного развития рынка электронных  платежей в России считают приход к нам западных платежных систем PayPal, MoneyBookers и Ucash. У западных платежных  систем есть значительное преимущество в виде отсутствия серьезных регулятивных ограничений, но и к российским реалиям они не всегда готовы. Как отметил один из докладчиков, президент PayPal говорил о том, что примерно треть мошеннических операций в этой платежной системе «идет из России».

Следует отметить, что электронные деньги – одна из немногих отраслей, сохранивших в 2011 году инновационный потенциал. Ряд участников рынка анонсировал и запустил новые проекты, связанные с терминальными электронными кошельками, мобильными платежами, микрокредитованием и платежами в социальных сетях. Несомненно, такой мощный инновационный импульс получит развитие и в текущем году.4

На сегодняшний момент существуют проблемы с применением  электронных денег. Последние десять лет в нашей стране все ожидали  бума интернет-торговли, но за это время он так и не случился. Аналогов Amazon.com и eBay в России не возникло. Покупки в Сети совершают в основном жители Москвы и Санкт-Петербурга, да и они тоже не очень доверяют онлайновым продавцам. Венчурные инвесторы за редкими исключениями также не спешат вкладывать деньги в интернет-магазины. Несмотря на успех «Озона» и других популярных в России интернет-магазинов, все они являются скорее исключением, подтвержающим правило: интернет-торговля находится в нашей стране в зачаточном состоянии и не может считаться самостоятельным каналом продаж.

Согласно озвученным результатам  исследования, в 2006 году в России через  Интернет было продано товаров на сумму 5,3 млрд евро, а к 2012 году аналитики банка ожидают увеличения этого рынка на 317%, до 22 млрд евро. На данный момент, согласно этим исследованиям, 70% всех интернет-продаж производится в Великобритании, Германии, Франции и Бельгии. Чаще всего в Европе через Интернет покупают телефоны, книги, а также авиабилеты и товары для отдыха. Аналитики прогнозируют, что со временем в Сети будут покупать также мебель, товары для ремонта, продукты и автомобили.

По данным информационно-аналитической  компании «Оборот.ру», в 2011 году объем российского рынка интернет-торговли составил $2 – 4 млрд. Основными товарами, которые покупали в Рунете в прошлом году, были бытовая техника и электроника, книги, фильмы. Музыка, аудиокниги, софт и другие скачиваемые электронные товары составили незначительную долю. По данным службы «Яндекс. Маркет», в 2011 и I квартале 2008 года чаще всего в Сети покупали компьютеры – 18%, электронику и фото – 17%, телефоны – 16%, бытовую технику – 12%, книги – 5,4%. Кроме того, в прошлом году из-за новых законодательных ограничений полностью исчез такой сегмент, как медицинские товары. Также запретили торговать дистанционно алкогольными товарами.

Аналитики отмечают, что 80 – 90% всех покупок в Рунете совершалось  москвичами и жителями Санкт-Петербурга. Есть мнение, что самыми сильными игроками в Интернете являются онлайновые магазины розничных сетей. Например в прошлом году в интернет-магазине «Седьмого континента» было совершено более 100 000 покупок. Количество заявок, сделанных онлайн, составило 44% от общего числа заказов. А годовая выручка от продаж в Сети достигла $13 млн.

Электронных товаров сейчас продается через Сеть значительно меньше, чем материальных. Одним из самых перспективных, но в то же время проблемных направлений здесь является продажа программных продуктов через Интернет. Логично было бы продавать программные продукты в электронном виде, просто передавая их по Сети. Таким образом обычно покупают ПО в США и других западных странах. При этом продавцы экономили бы на материальных носителях и дорогой доставке, а покупатели получали бы продукт по меньшей цене. Но в России подобная схема на данный момент практически не работает. С электронными товарами, которые распространяются через Интернет в виде файлов, возникают большие проблемы. Потому что в контексте закона «О защите прав потребителя» товар – это обязательно некая материальная вещь. То есть если программа или музыкальный трек записаны на диск, то такой товар попадает под законодательное регулирование. Но если музыка или программа распространяются через Интернет, закон для таких случаев не содержит четкого регулирования.

Информация о работе Электронные деньги