Экономическое содержание и виды лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение такого вида бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить пути совершенствования его развития.
Задачи курсовой работы:
1. Ознакомиться с теоретическими аспектами лизинговых операций;
2. Рассмотреть достоинства и недостатки;
3. Проанализировать развитие лизинга в России;
4. Выявить пути совершенствования развития лизинга в России.

Содержание работы

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 5
1.1. Понятие и сущность лизинга 5
1.2. Виды лизинговых операций 7
1.3. Достоинства и недостатки лизинга 15
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ 20
2.1. Становление лизинга в России 20
2.2. Развитие лизинга в современных условиях в России 23
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ 31
Заключение 35
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Kursovaya (1).doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

На фоне неблагоприятных  изменений инвестиционного климата, общего сокращения деловой активности государственное вмешательство и регулирование рынка лизинговых услуг может сыграть стабилизирующую роль. Есть два пути такого регулирования. Первый-- связан общей поддержкой рынка, с предоставлением льгот и привилегий всем его участникам. Здесь могут использоваться разнообразные формы и методы, они включают и налоговые, и финансовые, и административные рычаги. К этой же группе следует отнести и общие меры стимулирования инвестиционной активности, которые опосредованно повлияют и на лизинговую деятельность. Второй путь предполагает прямое бюджетное финансирование полностью государственных или государственно ориентированных лизинговых компаний, то есть он связан с селективной поддержкой отдельных участников рынка. Именно этот вариант по существу и реализуется. Такая форма поддержки со стороны государства представляется оправданной и объяснимой в сложившихся обстоятельствах, она во многом соответствует существующим традициям. Однако она не может оказать существенного стимулирующего воздействия на рынок в перспективе. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их деятельность не всегда является эффективной, такие фирмы не могут быть названы полностью рыночно ориентированными. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. Оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций.

Прогнозируют, что лизинговой отрасли в ближайшие  несколько лет будут свойственны  следующие основные черты:

- укрепление  позиций компаний с государственным  участием (напрямую, любо через материнский банк);

- уход с рынка  части мелких лизинговых компаний;

- появление  новых участников лизингового  рынка, в том числе с иностранным  участием (например, стран Азии);

- по итогам 2011 года сумма новых контрактов  может увеличиться на 65-80% и достичь 1,2-1,3 трлн. руб., в 2012г. темпы прироста начнут замедляться и могут составить 30-40%;

- обострятся  проблемы с возмещением НДС. [6]

Заключение

Лизинг традиционно  рассматривают с двух точек зрения, экономической, как вид инвестиционной деятельности, и правовой, как вид гражданского договора. Официальное определение лизинга или как его еще называют финансовой аренды дано в Законе о финансовой аренде: «лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договор лизинга - это договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) или арендодателем (лизингодателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование».

Экономическое значение лизинга обусловлено его  сущностью и заключается в  том, что путем привлечения финансовых ресурсов со стороны субъекты хозяйственной деятельности, не обладающие собственными свободными и достаточными денежными средствами, могут обновлять свой парк производственного оборудования (основных средств), обеспечивая тем саамы рост производительности труда, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг). Таким образом, лизинг- это инструмент модернизации экономики в масштабах всей страны.

В России на законодательном  уровне признан только один вид лизинга- финансовая аренда, которая в зависимости от состава субъектов сделки, их принадлежности к той или иной стране, подразделяется на международный и внутренних лизинг. Однако такая классификация не вполне отражает все многообразие процессов и форм лизинговых операций, проводимых в настоящий момент на территории нашей страны. Многие участники лизингового бизнеса заявляют о необходимости узаконивания таких видов лизинга как оперативный и возвратный. Более детальной проработки требует лизинг недвижимого имущества в части регистрации сделок с лизинговым имуществом. Также следует рассмотреть вопрос о возможности физических лиц пользоваться услугами лизинга. Сейчас ГК РФ предусматривает использование лизингового имущества только в предпринимательской деятельности, исключая из категории пользователей обычных граждан, приобретающих имущество для личных, бытовых нужд. По мнению экспертов, включение в лизинг граждан смогло бы обеспечить стабильный рост таких секторов лизинга как автотранспорт и жилая недвижимость.

Субъектами  лизинга или участниками лизинговой деятельности являются лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик, производитель) и необязательная сторона лизинговой сделки, но возможная- страховщик. Ими могут быть как юридические, так и физические лица, за исключением некоторого условия, указанного выше.

Лизинг в  России развивался этапами. Можно выделить шесть периодов:

- до начала 1990г., который характеризуется отсутствием  специального законодательства  о лизинге и полным непониманием  его как самостоятельного института  бизнеса;

- с начала 1990г. до 1998г., который характеризуется появлением первых нормативных актов, регулирующих и тем самым признающих существование лизинговых отношений в России. К таковым относятся: Указ Президента РФ от 17.09.1994г. №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»; Постановление Правительства РФ от 29.06.1995г. №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»; Постановление Правительства РФ от 20.11.1995г. №1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)…»; Постановление Правительства РФ от 27.06.1996г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации»; вступление в силу части второй ГК РФ, согласно которой лизинг выделен в самостоятельный вид договора;

- с 1998г. по 2001г. В этот период Россия  присоединилась к международной  Конвенции УНИДРУА о лизинге,  после чего последовали масштабные  изменения законодательства в  целях приведения его в соответствии  с международным документом и внутригосударственных нормативных актов. Кроме того этот период был ознаменован дефолтом в августе 1998г., который привел к резкому сокращению долгосрочного банковского финансирования и открыл возможность для развития лизинга как альтернативного способа финансирования;

- с 2002г. по 2005г. Лизинг становится массовым  инструментом финансирования реального  сектора экономики;

- с 2006г. по 2007г., который характеризуется поддержкой  лизингового сектора государством, расширением рынка и ростом  доли автомобильного лизинга;

- с 2008г. по 2009г., ознаменован мировым финансовым  кризисом, который сказался и  на рынке лизинга, существенно  сократив его объемы. Собственных  денежных средств для поддержания  бизнеса на докризисном уровне  у лизинговых компаний не хватило, банковский сектор отказывал в предоставлении кредитов, значительно выросла просрочка (задолженность по уплате лизинговых платежей) со стороны клиентов, что привело к сокращению количества участников лизингового рынка;

- с 2010г. лизинговый  рынок демонстрирует уверенный рост, однако негативные изменения в налоговом законодательстве, касающиеся сокращения налоговых преференций, тормозят темпы развития.

В ходе изучения объекта курсовой работы был выявлен  целых ряд факторов, препятствующих развитию лизинга в России. К основным из них и наиболее часто освещаемых относятся проблемы недостаточности правового регулирования финансовой аренды (частично о них было сказано выше) и проблемы налогообложения. Что касается первых, то в целом их можно охарактеризовать как несоответствие норм потребностям рынка в урегулировании вновь возникших форм лизинговых операций. Закон достаточно узко понимает категорию лизинга и оставляет без внимания все многообразие процессов в данной сфере гражданско-правовых взаимоотношений. Так, отсутствие требований к сроку действия договора финансовой аренды приводит к налоговым рискам и рискам лизингополучателя/ лизингодателя в отношении возврата выкупной стоимости имущества в случае досрочного расторжения договора. Вторая проблема и, пожалуй, самая насущная для лизингового бизнеса- это проводимая государством политика по отмене налоговых преференций в целях уравнения условий для ведения бизнеса для разных видов бизнеса, что не совсем соотносится с политикой масштабной модернизации экономики страны.

Таким образом, назрела необходимость системных  изменений в существующее законодательство о финансовой аренде, приведение его  в соответствие с существующими  реалиями экономики и потребностями  участников лизингового рынка. Возможно заимствование опыта зарубежных стран, где институт лизинга развит гораздо сильнее и имеет более длительную историю существования, нежели в России. В отношении налоговой политики, следует признать поспешность выводов чиновников о прекращении необходимости в поддержании данного вида деятельности, поскольку потенциал лизинга только начинают понимать субъекты предпринимательской деятельности. Уровень переоснащения промышленного оборудования желает лучшего. Подобные кардинальные изменения требуют учета мнения общественности и детального анализа всех возможных последствий, а не одностороннего их понимание как вариант пополнения государственной казны.

В перспективе  для сохранения положительной динамики показателей российского рынка  лизинга необходима экономическая  и политическая стабильность в стране.

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О лизинге»

2. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»

3. Горемыкин  В. А. Лизинг // уч. «Дашков и  К», Москва, 2003г.

4. Лещенко М.И.  Основы лизинга // уч. Пособие,  Москва, «Финансы и статистика», 2002г.

5. Макеева В.  Г. Лизинг // уч. Пособие, Москва, «Инфра-М», 2003г.

6. Викторова  Л. Перспективный сектор [Электронный  ресурс] : all-leasing.ru. - 20.09.2010

7. Львов Н.  Лучшее может стать врагом  хорошего [Электронный ресурс] : all-leasing.ru. – 20.09.2010

8. Романовский  Р. Девять месяцев одного года [Электронный ресурс] : all-leasing.ru. - 03.12.2010

9. http://www.pocreditam.ru/lizing/ponyatie-lizinga

10. http://www.edinleasing.ru

11. http://www.taobao.su/taobao-57.html

12. http://leasing.ocipov.ru/history2.htm#start

13. http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2003/leasing2003.pdf

14. http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2004/#tendencies

15. http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2005/#tendency

16. http://raexpert.ru/researches/leasing/leas_analit2006/

17. http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2008/

18. http://www.salco.ru/leasing/history.php

19. http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2011_yeast/

20. http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2011-Ip/


Информация о работе Экономическое содержание и виды лизинга