Экономическое содержание и виды лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение такого вида бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить пути совершенствования его развития.
Задачи курсовой работы:
1. Ознакомиться с теоретическими аспектами лизинговых операций;
2. Рассмотреть достоинства и недостатки;
3. Проанализировать развитие лизинга в России;
4. Выявить пути совершенствования развития лизинга в России.

Содержание работы

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 5
1.1. Понятие и сущность лизинга 5
1.2. Виды лизинговых операций 7
1.3. Достоинства и недостатки лизинга 15
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ 20
2.1. Становление лизинга в России 20
2.2. Развитие лизинга в современных условиях в России 23
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ 31
Заключение 35
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Kursovaya (1).doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

По итогам 2008 года сумма новых сделок снизилась  на 27,8% по сравнению с 2007 годом. Объем  сделок на рынке составил 720 млрд. руб. по сравнению с 997 млрд. руб. в 2007 году. Основными факторами, отрицательно влияющими на рынок, остаются неопределенность развития экономической ситуации и сроки восстановления финансового рынка.

В 2008 году темпы прироста объема полученных лизинговых платежей впервые за три  года превысили темпы прироста объема профинансированных средств. Более того, объем профинансированных средств по сравнению с 2007 годом сократился на 17,7%. Это означает, что большинство лизинговых компаний вынуждены обслуживать только текущий портфель, не наращивая объем своей деятельности.

Во  второй половине 2008 года резко сократился спрос на новое и дорогостоящее имущество. Отток инвестиций и сокращение кредитных ресурсов заставляет потенциальных клиентов "затягивать пояса". Сократился спрос не только на корпоративный автотранспорт, но также и на спецтехнику. Компании предпочитают направлять свободные денежные средства в оборот, избавляясь, прежде всего, от валютных обязательств. В то же время наблюдается увеличение спроса на возвратный лизинг.

С пустыми  карманами: по отзывам лизингодателей, с конца третьего-начала четвертого кварталов 2008 года большинство банков полностью прекратили финансировать лизинговую деятельность. Были также случаи остановки даже ранее согласованных с банками сделок, по которым были произведены частичные оплаты оборудования. Стоимость предлагаемых банками новых рублевых кредитов значительно выросла. В первые два месяца 2009 года объем доступных лизинговым компаниям (и компаниям реального сектора) кредитных средств был в значительной мере ограничен девальвационными ожиданиями, под влиянием которых банки предпочитали направлять средства на валютный рынок.

Действующие стандарты российского бухучета (при которых переоцениваются валютные пассивы, но не переоцениваются активы) и существенная девальвация рубля приведут к появлению убытков в финансовой отчетности лизинговых компаний, имеющих значительные валютные обязательства. Однако эти убытки в большинстве случаев будут исключительно техническими - как правило, обязательства клиента перед лизингодателями фиксируются также в валюте, поэтому валютный риск переходит от лизинговой компании к лизингополучателю. [17]

Стремительный рост рынка лизинга в 2010 году уже  трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал  предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом.

Объем нового бизнеса  в 2010 году составил 725 млрд. руб. (таблица 3), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 увеличился до 1180 млрд руб.  Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Leaseurope) составила 450 млрд. руб. (11,11 млрд. евро). [18]

Таблица 3 – Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010

Объем нового бизнеса, млрд руб.

399,6

997,5

720

315

725

Темпы прироста, %

83,8

149,6

-27,8

-56,2

130,2

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

136

294

402,8

320

350

Темпы прироста, %

78

116,2

37

-20,6

9,4

Объем профинансированных средств, млрд руб.

201,1

537

442

154

450

Темпы прироста, %

90

167

-17,7

-65

192

Совокупный  портфель лизинговых компаний, млрд руб.

530

1202

1390

960

1180

Темпы прироста, %

-

126,8

15,6

-31

23

Номинальный ВВП  России, млрд руб. (по данным Росстата)

26903,5

33111,4

41256

38797,2

44491,4

Доля лизинга  в ВВП, %

1,49

3,01

1,73

0,81

1,63%


 

Активность  на рынке лизинга в 2010 году превзошла все прогнозы, мы наблюдаем уже не восстановление, а новый этап роста. Сумма новых сделок выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом - до 725 млрд. руб. Совокупный лизинговый портфель увеличился на 23% и составил 1180 млрд. руб. Быстрому росту рынка способствовали, прежде всего, стабилизация финансового состояния лизингополучателей, агрессивная политика лизингодателей с госучастием, а также смягчение критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями.

Отсутствие  шоков в экономике способствовало наращиванию инвестиционной активности предприятий, реализуемой, в том числе, через лизинг.  По предварительной оценке Росстата увеличение инвестиций в основные фонды составило 6% в 2010г. К интенсивному росту масштабов деятельности лизингодателей подталкивал также сократившийся в кризис портфель и снижение уровня просроченной задолженности.

Кризис 2008-09 гг. заставил лизингодателей усовершенствовать  системы управления рисками. В 2009 году сразу 11 компаний создали в своей структуре отделы риск-менеджмента (до кризиса их создавалось не более семи в год). В прошлом году еще две компании создали отделы, а десять - ввели дополнительные процедуры и регламентирующие документы по управлению рисками.

Несмотря  на ряд улучшений, система риск-менеджмента  в целом на рынке далека от совершенства. Все еще менее половины компаний на рынке имеют в своей структуре отдел риск-менеджмента, и менее 60% - нормативные документы по управлению рисками. Более 2/3 компаний не устанавливают лимитов по сделкам в отношении размера собственных активов или капитала, столько же не формируют отчет об управлении рисками в рамках управленческой отчетности. 40% компаний-участников опроса «Эксперта РА» считают, что лизингодателям не нужно создавать резервы и отражать в отчетности уровень просроченной задолженности. [19]  

Рынок лизинга  в 1 половине 2011 года вновь продемонстрировал  кратное увеличение объема сделок. Объем нового бизнеса вырос в 2,07 раза по сравнению с 1 полугодием 2010 года и составил 530 млрд. руб. Совокупный лизинговый портфель увеличился на 31% и составил 1,36 трлн. руб. Рост рынка был обусловлен отсутствием шоков в экономике, улучшением финансового состояния лизингополучателей и размораживанием ими приостановленных инвестиционных программ.

Ключевыми сегментами на рынке остаются железнодорожный и автомобильный транспорт. С начала 2011 года существует юридическая возможность заключать лизинговые сделки с любыми физическими лицами. Однако доля сделок с ними за 1 полугодие 2011г. составила лишь 0,01%, хотя в некоторых странах Европы она достигает 20-25% в зависимости от сегмента оборудования.

При современном законодательном и  налоговом регулировании сегмент  лизинга для физических лиц будет  развиваться крайне медленно и только в части автотранспорта. Развитие сегмента сдерживает целый ряд факторов: во-первых, отсутствие финансового мотива (лизинг для физических лиц обойдется дороже кредита за счет добавления НДС по лизинговым платежам и налога на имущество). Во-вторых, физические лица не имеют бухгалтерской отчетности, по которой можно оценить перспективы их финансового положения, что ограничит размеры сделок на уровне относительно мелкой розницы. В-третьих, отечественные лизингодатели пока не обладают необходимой инфраструктурой для обслуживания массовых сделок и достаточным опытом оценки рисков по физическим лицам.  

Временно  быстрый рост: рынок лизинга будет  расти высокими темпами в ближайшее  время, но уже скоро его рост может  замедлиться.   На лизинговом рынке наблюдается усиление концентрации по сегментам (железнодорожная техника) и участникам (растет доля госкомпаний). Это означает, что в случае изменений конъюнктуры на транспортном рынке или в стратегии развития подконтрольных государству ЛК, рынок лизинга ждет снижение темпов развития. Однако в текущем году рост будет быстрым: по прогнозу «Эксперт РА» по итогам 2011 года сумма новых контрактов может увеличиться на 65-80% и достичь 1,2-1,3 трлн. руб. В 2012г. темпы прироста начнут замедляться и могут составить 30-40%. [20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

Для сохранения положительной динамики показателей  российского рынка лизинга необходима экономическая и политическая стабильность в стране.

Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса  пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться его последствия. Значительная часть предприятий и организаций проводит консервативную политику в части осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств. Это обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности, сложности с финансированием сделок сроком более 3 лет, ухудшение финансового состояния клиентов сдерживают сегодня дальнейшее развитие рынка лизинга.

В конце мая 2010 года Минфин РФ опубликовал «Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации по всем группам имущества. Это означает в данном случае лишение договоров лизинга имеющихся у них преимуществ. Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему обратной силы масса лизинговых компаний будут вынуждены провести работу по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадают в результате убытков от увеличения налоговой нагрузки из-за невозможности ускоренного списания затрат. Вероятность принятия закона, полностью отменяющего возможность ускоренной амортизации, пока оценить трудно. Заинтересованной стороной такой отмены могут быть Минфин и Федеральная налоговая служба РФ, предполагая повышение налоговых сборов. «Минфин расценивает в качестве двойной выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации. Также появление подобной инициативы может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения» [6]. Согласно этому принципу договор финансовой аренды (лизинга) не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также, чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.

В настоящее  время отмена повышающих коэффициентов  к норме амортизации при лизинге  противоречит курсу страны на модернизацию экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов модернизации производственных мощностей, предоставлять долгосрочные ресурсы. Для ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств модернизации бизнеса. Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг-- практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.

Высокая степень  износа основных фондов в России означает необходимость поддержки механизма  лизинга государством. Безусловно, развитие государственных программ и лизинговых компаний-- это очень правильный инструмент экономической и промышленной политики. Но не менее важно сохранить и простимулировать рыночный сектор лизинга.

«Минэкономразвития  планирует внести изменения в  Закон о финансовой аренде. В частности, поправками предполагается упростить порядок изъятия предмета лизинга, узаконить повторный лизинг, а также ввести понятие лизинга для физических лиц» [5]. Ожидается, что новации в законодательстве приведут к росту рынка. За счет узаконивания вторичного лизинга рынок увеличится, так как по сути это альтернатива кредитованию под залог основных средств, но с меньшими рисками для кредитора. Также изменения порядка взыскания позволят снизить затраты лизинговых компаний, что сделает более доступными их услуги. По проекту Минэкономразвития поправки упрощают процедуру возврата предмета лизинга, если клиент неоднократно нарушит условия договора, тогда лизинговой компании достаточно только исполнительной подписи нотариуса, чтобы изъять предмет лизинга.

Минусов от планируемых законодательных поправок также достаточно. Изменения процесса изъятия предмета лизинга – процедура, предлагаемая взамен существующей, по своей специфике несколько сложнее, чем та, что есть сейчас, это приведет к росту издержек лизингодателей. Что касается повторного лизинга, то возможные поправки открывают поле для широкой трактовки лизинга, превращая его в некий механизм аренды, то есть переведет лизинг из инвестиционного вида деятельности, действующего на особых условиях, в сферу аренды или проката. Это может послужить поводом к отмене существующих налоговых преференций для лизингополучателей и сведет к нулю все преимущества лизинга как средства обновления основных средств.

«В среднесрочном  периоде рынок лизинга для  малого бизнеса будет расти, но устойчивость этого роста остается под вопросом в связи с недостатком у государства финансовых средств для стимулирования и преобразования экономики и инертностью бизнеса» [4].

Информация о работе Экономическое содержание и виды лизинга