Экономическое содержание и виды лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение такого вида бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить пути совершенствования его развития.
Задачи курсовой работы:
1. Ознакомиться с теоретическими аспектами лизинговых операций;
2. Рассмотреть достоинства и недостатки;
3. Проанализировать развитие лизинга в России;
4. Выявить пути совершенствования развития лизинга в России.

Содержание работы

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 5
1.1. Понятие и сущность лизинга 5
1.2. Виды лизинговых операций 7
1.3. Достоинства и недостатки лизинга 15
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ 20
2.1. Становление лизинга в России 20
2.2. Развитие лизинга в современных условиях в России 23
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ 31
Заключение 35
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Kursovaya (1).doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

• генерирование дохода обусловлено инвестициями в производственное оборудование;

• лизингодатель оказывает продавцу помощь при продаже предмета лизинга, продавец, в свою очередь, предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью лизинга;

• задача лизинга — направить финансовые ресурсы непосредственно на приобретение материальных активов, этим лизингодатель устраняет проблему нецелевого применения кредитных средств;

• так как инвестиции выступают в форме имущества (а не денежной суммы), это в значительной мере снижает риск невозврата средств;

• лизингодатель имеет возможность привлечения дополнительных материальных ресурсов для расширения своей деятельности посредством передаваемого в лизинг имущества.

Недостатки лизинга.

Кроме преимуществ, лизинг, как уже было сказано, имеет целый ряд недостатков. Очевидны следующие недостатки лизинга:

• лизингополучатель ответственен за состояние лизингового объекта, то есть существует риск старения имущества;

• лизингодатель обязан регулярно выплачивать лизинговые платежи, кроме того, иногда стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита;

• перед совершением лизинговой сделки предстоит предварительная работа по ее экспертизе;

• лизингополучатель не является собственником своих основных средств, он не может использовать их в качестве залога при получении займа;

• если лизингополучатель не имеет стабильных источников дохода, он сильно рискует в случае любых изменений процентных ставок по кредитам, которые он берет для финансирования инвестиций лизингополучателя. Это в немалой степени увеличивает стоимость лизинговой сделки. Риск исчезает только в том случае, если лизинговая компания является филиалом крупного банка;

• лизинговая сделка сложна тем, что в ней участвует большое количество субъектов;

• арендатор остается в проигрыше от повышения остаточной стоимости оборудования;

• несмотря на то, что в результате научно-технического прогресса оборудование, переданное в лизинг, может стать устаревшим, арендные платежи не прекращаются до конца контракта;

• осуществляя международные мультивалютные лизинговые сделки, лизингополучатель не имеет защиты от валютных рисков;

• если оборудование вышло из строя в период действия лизингового договора, платежи, несмотря ни на что, должны производиться в установленные сроки.

Рассмотрев новую и такую непростую услугу для российского рынка как лизинг, необходимо еще раз предостеречь потенциального лизингополучателя. Самый быстрый путь к разорению — это необдуманное подписание какого-либо договора, в том числе и лизингового. Прежде чем совершить подобную сделку, необходимо все тщательно продумать, составить бизнес-план, рассчитать свободные средства, которые можно потратить на развитие бизнеса, и т. д. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  ЛИЗИНГА В РОССИИ

2.1. Становление  лизинга в России

Первым и  наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные  поставки на условиях «ленд-лиза». Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов – занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений («Совфрахт», «Совтрансавто»).

В начале 90-х  гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими  банками.

К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг»). Сегодня членами «Рослизинга» являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация «Рослизинг» является членом европейской ассоциации лизинговых компаний «LeasEurope» и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал «Технологии лизинга и инвестиций».

Впоследствии  при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга  в России, также занимающаяся исследовательской  и информационной деятельностью  и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон «О лизинге» и оптимизацию других законодательных актов.

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли  важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат.

Второе постановление  №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что  стороны договора лизинга могут  применять механизм ускоренной амортизации  к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.

С момента появления  лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении  числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок.

Таблица №2 –  Объем сделок, заключенных членами «Рослизинга»

1995 г.

1996 г.

1997 г.

2000 г.

42 млн. долл. США

130 млн. долл. США

500 млн. долл. США

530 млн. долл. США


 

Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд. долларов США до чуть более 400 млн. долларов США.

В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив  валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.

В большинстве  случаев лизинговые компании шли  навстречу лизингополучателям, пересматривая  графики платежей, предоставляя отсрочки и т.п. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг – это гибкий действенный  механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя.

В посткризисный  период продолжали создаваться новые  лизинговые компании. За один год, прошедший  после кризиса, лицензии на осуществление  лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%. По данным нашего исследования, 80% компаний – крупнейших участников рынка в настоящее время – были зарегистрированы после кризиса.

Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались  лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.

Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому лизинговые компании были вынуждены прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования. [12]

 

2.2. Развитие  лизинга в современных условиях  в России

Основные тенденции на российском рынке лизинга в 2003 г. стали логическим продолжением тенденций прошлых лет. Стабильно развиваясь, рынок лизинга становился все более «цивилизованным». Росло доверие инвесторов к лизинговым компаниям, грамотность поставщиков оборудования и лизингополучателей.

Основной новой  чертой рынка лизинга в 2003 г. стало  появление ощутимой конкуренции  между лизинговыми компаниями. Если раньше лизинг преимущественно конкурировал с другими источниками финансирования, прежде всего, банковским кредитом и коммерческим кредитом поставщиков, то в 2003 г. с накоплением опыта, как поставщиками, так и лизингополучателями и инвесторами границы применения лизинга очертились более четко. Этому способствовала и постоянная активизация инвестиционной деятельности в России, что постепенно обусловило большую избирательность заемщиков в выборе источника финансирования. Таким образом, снизилась конкуренция между лизингом и другими финансовыми инструментами, но заметно выросла конкуренция между самими лизинговыми компаниями.

Были упрощены условия обеспечения лизинговой сделки лизингополучателем, расширился спектр дополнительных услуг к сделке лизинга. Росло количество сделок, платежи  по которым не привязаны к доллару, что говорит не только об укреплении доверия к стабильности рубля, но и о готовности лизингодателей идти навстречу лизингополучателям, принимая на себя также валютный риск. [13]

Основной тенденций  на российском рынке лизинга в 2004 году стало заметное увеличение доли малых и средних предприятий  среди клиентов лизинговых компаний. Работа с малыми и средними клиентами подталкивает лизинговые компании к поиску более доступных для этих клиентов предложений. К таким предложениям можно отнести вполне законные схемы возвратного лизинга, при которых предприятие получает финансирование под уже имеющееся у него оборудование, расплачиваясь затем частями, как и при обычном лизинге. Особый интерес как лизингодателей, так и лизингополучателей в 2004 году привлек механизм оперативного лизинга. 

Применение  оперативного лизинга наиболее перспективно в отношении видов оборудования, характеризующихся быстрым моральным устареванием (например, компьютерное, полиграфическое оборудование), в сезонных отраслях (например, сельское хозяйство), для выполнения разовых или нерегулярных работ (например, дополнительная строительная техника для строительства объектов, не типичных для данной строительной компании). Позволяя более развитым предприятиям постоянно обновлять оборудование, оперативный лизинг в то же время облегчает начинающим предприятиям доступ к использованию подержанного оборудования (в том числе, при помощи финансового лизинга).

Впрочем, не все  тенденции на рынке лизинга связаны  с малым и средним бизнесом. Некоторые изменения в лизинговом бизнесе обусловлены сугубо внешними причинами. К таковым, в первую очередь, относится банковский кризис лета 2004 года, который привел к резкому росту спроса на лизинговое финансирование.  Доступность кредитных ресурсов банков для средних и мелких корпоративных заемщиков с середины лета снизилась. Это затронуло лизинговые компании в меньшей степени, чем других заемщиков, поскольку лизинговые компании - это крупные клиенты банков.

Еще одним внешним  по отношению к российскому лизингу  изменением стало принятие нового Таможенного  кодекса, вступившего в силу с 1 января 2004 года, который предусматривает уменьшение налоговой нагрузки на предприятия, приобретающие основные средства по договорам международного лизинга. С вступлением в силу нового ТК заработал механизм предоставления импортерам беспроцентной рассрочки по уплате таможенных платежей в отношении таких товаров. Новым кодексом увеличены до 34 месяцев предельные сроки временного ввоза в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам, при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории РФ. Также, в новом ТК законодательно урегулированы все спорные вопросы, связанные с применением таможенного режима временного ввоза и последующего выпуска в свободное обращение временно ввезенных товаров (раньше из-за свободной трактовки этих вопросов налоговыми и таможенными органами стороны сделки международного лизинга несли дополнительные расходы). Таким образом, оба нововведения призваны снизить налоговую нагрузку при осуществлении сделок международного лизинга.

Однако в  силу высокой стоимости и сложности  организации сделок, международный  лизинг пока не получил широкого распространения  в России. [14]

В 2005 году рынок  лизинга продолжил активно развиваться - объем "нового бизнеса" составил 5,1 миллиарда долларов, а рост - около 40%. Доля лизинга в ВВП составляет 0,99%, а в инвестициях в основные средства - 5,7% . Рынок перешел на новую стадию развития: основная масса лизинговых компаний перешла к продуманному развитию, как количественному, так и качественному. Период становления рынка закончился, конкуренция от года к году усиливается, на рынок начинают выходить крупные западные игроки, и лизинговые компании, оценив ситуацию, перешли к продуманному и взвешенному развитию бизнеса. [15]

Рынок лизинга  вошел в фазу бурного роста: в 2006 году прирост объема нового бизнеса  составил 83%. Рост основных показателей  в 2006 году оказался самым большим  за последние 5 лет. Объем нового бизнеса  составил 14,7 млрд. долл., а суммарный  лизинговый портфель компаний — 19,5 млрд.долл. Доля лизинга в ВВП достигла 1,5% (в 2005г. — 0,99%). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7% (в 2005г. — 5,7%). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 5 млрд. долл. [16]

Информация о работе Экономическое содержание и виды лизинга