Характеристика инструментов государственной кредитной политики в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Итак, актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что потребительское кредитование выступает в качестве одной из наиболее перспективных в сфере банковских услуг. Потребительское кредитование с каждым годом должно получать наибольшее распространение и развитие.
Сущностью потребительского кредитования является предоставление денег либо товаров, услуг в долг с рассрочкой платежа по целевому назначению на условиях возвратности и срочности. Потребительское кредитование играет важную роль в перераспределении капитала между отраслями народного хозяйства, путем стимулирования эффективности труда.

Файлы: 1 файл

Текст КР.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

4. Глобальный  финансовый кризис показал, что, используя традиционные антикризисные меры, Центробанк не учел некоторых их недостатков. ЦБ не смог решить проблему дефицита ликвидности [9, с. 354]. Предоставление дополнительной ликвидности финансовым институтам в начальной фазе кризиса носило нерыночный характер. Вследствие чего подорвались доверительные отношения участников межбанковского рынка. Произошел подрыв рыночной конкуренции. Не сработала и «очистительная» функция кризиса.

Дополнительные  гарантии по банковским вкладам позволили ряду финансовых институтов остаться на рынке. Не хватало ресурсов для покрытия издержек банкротства системообразующих финансовых институтов. В результате субсидирование слабых банков по средствам предоставления государственных гарантий по выпуску долговых инструментов позволило инвесторам избавляться от ценных бумаг, которые не имели таких гарантий, что привело к искажению рыночного ценообразования. В результате ЦБ не смог в достаточной мере достичь желательных значений макроэкономических показателей и обеспечить стабильность национальной финансовой системы [15, с. 69].

5. Говоря о  возможных сценариях монетарного  развития денежно-кредитной политики Российской Федерации в 2012–2014 гг., рассмотрим три варианта прогноза:

– базовый;

– пессимистический;

– умеренно-пессимистический.

Базовый вариант  развития предполагает, что в эти  годы не возникнут экономические и политические шоки. Основной задачей государства будет ускорение экономического роста, основной целью ЦБ РФ – снижение инфляции. Центробанк должен будет обеспечить такой рост номинальной денежной массы, который приведет к сокращению объема реальной денежной массы М2 на 10 % в 2012 г. Но данная борьба за снижение инфляции не приведет к значительному изменению агрегата М2 и заметному росту процентных ставок и не спровоцирует рецессию. Будут увеличены государственные расходы на развитие оборонного сектора, инноваций и инфраструктуры. Поскольку расходы на конечное потребление домашних хозяйств составит половину ВВП России, это явится важным вкладом в формирование стабильного экономического роста [16, с. 68]. В 2012 г. планируется укрепление курса рубля к доллару США на 11,5 %, что на 5 % ниже, чем в 2011 г. Для обеспечения ускоренного обновления основного капитала в России, особенно его активной части, необходим темп прироста инвестиций в основной капитал не менее 14–15 % в год. Только так Россия сможет приблизиться к уровню экономик развитых стран [17, с 47].

Пессимистический  вариант развития монетарной политики России прогнозирует спад производства в стране в 2012 г. Основными причинами этого будет следующее:

  1. во-первых, произойдет мировой спад производства, который вызовет падение спроса на экспортные товары России;
  2. во-вторых, из-за последствий мирового кризиса зарубежные инвесторы фактически прекратят кредитование российских банков;
  3. в-третьих, начнется резкий массовый отток спекулятивного капитала, как это было в 1998 г. и осенью 2008 г.

Умеренно-пессимистический вариант рассматривает такой план развития, при котором правительство РФ и Банк России предпримут активные антикризисные меры по стимулированию экономики. Экономический рост будет происходить в основном в 2013 г., при условии проведения монетарной экспансии. Она стабилизирует реальный денежный агрегат М2. Но более оперативным инструментом управления экономическим развитием является варьирование обменным курсом рубля по отношению к доллару США. Если мировая экономика пойдет по сценарию негативного пути развития, то это поможет девальвировать рубль приблизительно на 30 %, что поможет российским экспортерам компенсировать их потери. Государство может увеличить свой долг, выпустив гособлигации.

Это не создаст  особых проблем для страны, так  как отношение суммы внешнего и внутреннего российского долга к ВВП составляет менее 10 %. Наиболее вероятное развитие российской экономики в 2012–2014 гг. будет проходить по базовому варианту.

Рассмотрев  варианты развития денежно-кредитной политики в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы: в ближайшие годы экономика России по-прежнему будет находиться в зависимости от динамики мирового рынка энергоносителей, и прежде всего нефти. А при высоких ценах на нефть Россия может не только выиграть, но и столкнуться с весьма трудноразрешимыми проблемами. Центробанк не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимого уровня денежной массы. Изымание средств путем увеличения предложений облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит, либо высокая инфляция, либо укрепление рубля, причем цифры по укреплению рубля аналитиками называются до 14 %, а далее может последовать кризисная ситуация.

Только грамотная  реализация денежно-кредитной политики обеспечит низкую инфляцию, увеличит эффективность регулирования банковской ликвидности и обеспечит развитие экономики на высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Влияние  государства, пути развития современной  кредитной политики России

 

Наибольшая  эффективность реализации денежно-кредитной  политики Центрального Банка проявляется  тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. 

Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики  России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит  в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок [20]. 

Для проведения монетарной политики резервная система  Российской Федерации располагает  четырьмя основными инструментами: 

  1. изменение уровня резервных требований; 
  2. изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента; 
  3. покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках); 
  4. определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль). 

Кроме того, для  создания оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо: 

-    совершенствование законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики; 

-    уменьшение долларизации российского денежного обращения; 

-    усиление стимулов инвестиционной активности; 

-    совершенствование налоговой системы; 

-    снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен; 

-    внедрение и совершенствование электронного денежного обращения; 

-    развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения; 

-    усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие. 

Для повышения  скорости и эффективности оборачиваемости  денежных средств в наличной и  безналичной формах очень важно  развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это  предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях. 

Таким образом, улучшение конъюнктуры денежного  рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране. 

В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации - объем денежной массы, оцененный  по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики[21]. 

В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует переоценивать  роль реального обменного курса  национальной валюты в качестве эффективной  управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов. 

Основными направлениями  денежно-кредитной политики в кредитной  сфере будут являться:

1.                Создание и совершенствование прочной законодательной основы, предусматривающей реальную защиту прав участников рынка кредитов и жесткие меры для пресечения любых противоправных действий в сделках с ссудным капиталом;

2.                Укрепление и выдача гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка;

3.                Гибкое государственное регулирование для исключения монопольных групп участников кредитного рынка;

4.                Применение льготных тарифов для вливания кредитных средств в наиболее слабые и уязвимые сектора экономической системы страны;

5.                Поддержка и развитие новых форм и видов кредитования на рынке ссудных капиталов;

6.                Дифференцированный подход в области спроса и предложения на кредитном рынке;

7.                Создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику;

8.                Внедрение достижений и средств научно – технического прогресса на все уровни кредитного рынка;

9.                Достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов;

10.           Развитие рынка кредитов долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных;

11.           Обеспечение необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке;

12.           Повышение устойчивости развития экономики в целом и обеспечение возможности создания прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период;

13.           Обеспечение высокого профессионализма участников кредитного рынка; 

14.           Формирование условий для выхода кредитного рынка России на мировой уровень и другие эффективные мероприятия.

Такой подход к  организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности  его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне. 

В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы  и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной  системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов. 

Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочный характер, при наличии лиц, ответственных непосредственно за ее проведение. 

В заключение необходимо отметить, что обоснование и регламентация  конечной генеральной цели денежно-кредитной  ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности». 

Информация о работе Характеристика инструментов государственной кредитной политики в условиях рынка