Характеристика инструментов государственной кредитной политики в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Итак, актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что потребительское кредитование выступает в качестве одной из наиболее перспективных в сфере банковских услуг. Потребительское кредитование с каждым годом должно получать наибольшее распространение и развитие.
Сущностью потребительского кредитования является предоставление денег либо товаров, услуг в долг с рассрочкой платежа по целевому назначению на условиях возвратности и срочности. Потребительское кредитование играет важную роль в перераспределении капитала между отраслями народного хозяйства, путем стимулирования эффективности труда.

Файлы: 1 файл

Текст КР.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

В августе-сентябре 2011 года возрастание опасений по поводу долговых проблем в Европе и США  и единой неопределенности возможностей подъема вселенской экономики обусловило существенное укрепление неприятия риска инвесторами. На данном фоне наблюдались вывод денежных средств из государств с развивающимися экономическими рынками и, поэтому, валюта этих государств понизилась[14, с.206].

Укрепление  оттока личного капитала из РФ в 2011 г обусловило превышение спроса на иностранную валюту на внутреннем денежном рынке над ее предложением, невзирая на сохраняющийся приток средств от внешнеторговых операций. В данных условиях в рамках действующего механизма курсовой политики Банк РФ в августе начал прочерчивание операций сообразно реализации иностранной валюты на внутреннем денежном рынке, что разрешило сгладить темпы падения рубля и сберечь устойчивую обстановку на рынке.

В целом за 2011 год рубль укрепился к валютам  государств – главных торговых партнеров РФ как в номинальном, так и в реальном выражении. Номинальный действенный курс рубля к иностранным валютам в сентябре 2011 года сообразно отношению к декабрю 2010 года вырос на 2,2%. Прирост индекса реального действенного курса рубля за тот же период сообразно предварительным данным составил 1,4 %.

Анализ динамики денежных агрегатов позволяет обнаружить инфляционные риски в средне- и  долговременный период. Повышение совместного  валютного предложения в конце 2009 года и в 2010 году, превысившего подъем спроса на деньги, свидетельствовало о возрастании инфляционных рисков в первой половине 2011 года. Совместно с тем сформировавшееся замедление подъема валютной массы создает условия для понижения стагнации экономики, обусловленной действием монетарных причин [19, с.142].

В 2010 году уровень  годовых темпов прироста валютного  аппарата М2 был довольно высоким  – более 30 %. Однако с сентября 2010 года годовые темпы прироста рублевой денежной массы равномерно снижались  и в 2011 году данная тенденция продолжилась. В итоге на 1.09.2011 годовой темп прироста валютной массы М2 составил 20,9 % (на 1.01.2011 – 31,1 %).

В январе-августе 2011 года произошло понижение годовых  темпов прироста рублевых депозитов  населения и нефинансовых организаций. В то же время уровень годовых темпов прироста рублевых депозитов населения был значительно больше данного признака у нефинансовых организаций. Так, невзирая на понижение, годичный темп прироста депозитов населения в государственной валюте в среднем за январь-август был равен 33 – 34 % (за январь-август 2010 года – 43 – 44 %), в то время как соответствующий показатель в секторе нефинансовых организаций составил порядка 18 % (за январь-август 2010 года – около 34 %). Сообразно состоянию на 1.09.2011 годовой темп прироста рублевых депозитов населения составил 26,8 %, а депозитов нефинансовых организаций – 15,1%.

Годовые темпы  прироста широкой валютной массы (включающей депозиты в иностранной валюте) с  декабря 2010 года еще стали равномерно уменьшаться, и в январе-августе  текущего года данная тенденция продолжилась (на 1.09.2011 они составили 18,8%, на 1.09.2010 – 24,1%).

Немаловажное  модифицирование курсовой динамики с августа 2011 года привело к тому, что размер депозитов в иностранной  валюте в рублевом эквиваленте за январь-август 2011 года возрос на 2,1% (за январь-август 2010 года он сократился на 7,2 %). Годовой темп прироста депозитов в иностранной валюте в рублевом выражении на 1.09.2011 составил 8,6% (на 1.09.2010 депозиты в иностранной валюте сократились сообразно сопоставлению с соответственной датой 2009 года на 13,8 %). Тем не менее, степень валютизации депозитов в течении января-августа 2011 года был ниже подобного признака предшествующего года и на 1.09.2011 составил 15,5 % (на 1.09.2010 – 16,9 %). Сообразно предварительным оценкам платежного равновесия Российской Федерации, размер наличной иностранной валюты за пределами банков за 9 месяцев 2011 года сократился, но в значительно меньшей ступени, нежели за подобный период 2010 года.

Определенный  взнос в подъем денежной массы внесло повышение чистых иностранных активов банковской системы. Их прирост за январь-август 2011 года составил 1509,9 миллиардов. руб. против 1019,5 миллиардов. руб. за соответственный период 2010 года. При этом чистые иностранные активы Банка РФ выросли за январь - август 2011 года на 1119,5 миллиардов. руб. (на 1325,4 миллиардов. руб. из-за январь-август предшествующего года). Бюджетный канал в прошлый период года перестал быть источником подъема валютного предписания. Чистые запросы к органам муниципального управления со стороны банковской системы сократились за 2011 год на 2821,3 миллиардов. руб., в то время как за 2010 год они выросли на 131,3 миллиардов. руб.

 

2.3 Концептуальный план развития кредитно-денежной системы Российской Федерации

 

Перед началом  любых масштабных преобразований власть должна подвести под них нравственные основы – а это значит, прежде всего, признать факт (грех) воровства денежных накоплений населения, произошедшего в самом начале либеральных экономических реформ. Никак иначе, чем воровством, назвать это нельзя - ведь реально обесценились лишь дензнаки, а не обеспечивающий их капитал в виде высоколиквидной общенародной собственности в ТЭКе, металлургии, сырьевых отраслях и ВПК. Приватизация данной собственности, без увязки с восстановлением накоплений населения, стала именно воровством (умышленным или неумышленным, не имеет значения), которое подорвало доверие народа к власти.  
      Кредитно–денежная реформа не сможет быть успешной без восстановления доверия населения к финансовой политике государства, поэтому задолженность перед гражданами (в основном вклады в Сбербанке на сумму 420 млрд. рублей), пересчитанная по реальному курсу 1991 года (на чёрном рынке рубль стоил тогда пять долларов), должна быть возвращена в виде долговых ценных бумаг (ДЦБ). Вопросы срока погашения ДЦБ, их обращения на рынке и обеспеченности высоколиквидной госсобственностью будут рассмотрены далее, в доктрине экономического развития [11, с. 36].

Отличительной особенностью новой кредитно-денежной системы должно стать гарантированное обеспечение денежной эмиссии высоколиквидными активами и товарами (на сегодня это, в основном, активы и товары топливно-энергетического и сырьевого секторов экономики). 

Цель реформы  – вовлечение внутренних финансовых ресурсов в дело модернизации экономики и социальной сферы (речь о капиталах, сбежавших за рубеж, хранимых «под матрасом», резервов Центробанка).

Задачи: 

- дифференцирование  субъектов рынка по приоритетам  развития государства и общества;   

- введение в  обращение параллельных денег – инвестиционных рублей (ИР), обеспеченных «корзиной» высоколиквидных активов и товаров; 

- введение в  государственном секторе экономики  перечня продукции, услуг и  платежей с параллельной номинацией  стоимости рубль/ИР.

Проблема стагнации обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства не может быть решена без исправления издержек приватизации, когда за бесценок продавались объекты высоколиквидной собственности ВПК, топливно-энергетического и сырьевого секторов. Данная акция не соответствовала даже идеологии западной экономики (которую копировали реформаторы), где подобные объекты приватизируют в случае их нерентабельности либо для погашения бюджетного дефицита. Отечественная приватизация не решала указанных проблем, доходы от всей приватизации за 12 лет составили, по данным Росимущества, около 10 млрд $, т. е. менее 1 млрд $ в год.  

Сегодня современная  российская экономика не может быть конкурентоспособной и самодостаточной, без наличия производственной базы для развития информационных технологий (ИТ) и общедоступных телекоммуникационных сетей. 

Цель развития индустрии ИТ. Обеспечение доступности  ИТ для всех субъектов общества, государства и экономики. Задачи:

1. Строительство  заводов полного цикла по производству  компьютерной и телекоммуникационной техники.

2. Создание комплексной  системы телекоммуникационных сетей  (кабельной, сотовой, спутниковой)  для полного покрытия всех  населённых пунктов России.

3. Обеспечение  возможности подключения к глобальным  телекоммуникационным сетям любого домохозяйства страны.   

Постиндустриальная, основанная на ИТ, экономика страны может быть построена только на базе модернизированной индустрии. Надо признать, что полноценная модернизация невозможна без импорта зарубежных передовых технологий и высококвалифицированных менеджеров, наряду с созданием современной системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. На сегодня, два условия для привлечения иностранных инвесторов и менеджеров практически созданы – стабилизировалась внутренняя политика, снижено корпоративное и индивидуальное налогообложение. Третьим условием должны стать привлекательные для инвесторов энергетические и транспортные тарифы, пределы которых зафиксированы на период модернизации. Этим государство компенсирует негативную специфику России – повышенные издержки из-за сурового климата и большого плеча грузоперевозок. Сегодня наша страна следует навязанной ей стратегии выравнивания энерготарифов со странами Евросоюза. Альтернативой данной стратегии может стать предложение к энергодефицитным странам ЕЭС и Японии о переносе их энергоёмких производств на территорию России, в соответствии с предлагаемой доктриной. С едиными тарифами для населения в ЕЭС и России можно согласиться, если ввести для нашей страны два понижающих коэффициента, отражающих разницу в климатических условиях и зарплатах (пенсиях). 

Таким образом можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий – денежной политики, определяющей изменение денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объемов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов [18].

Главная цель денежно-кредитной  политики – это достижение макроэкономической стабилизации в долгосрочном периоде времени.

Частные же цели связаны с обеспечением стабильного прироста денежной массы в обращении, равновесной ставки банковского процента и ослабление инфляционных процессов.

3 ОСОБЕННОСТИ  КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

3.1 Особенности и перспективы кредитной политики России

 

Проведенное исследование реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации в современных  условиях позволило сформулировать следующие наиболее существенные результаты:

1. Сегодня в  России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соглашения валютного курса на экономически обоснованном уровне, стимулируя развития ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, пополнять валютные резервы страны.

2. Роль Центрального  банка в развитии и регулировании  денежно-кредитной сферы и экономики  России исключительно высока. Главными  задачами, стоящими перед ним,  являются создание устойчивой  модели финансовой системы, поддержание покупательской способности национальной денежной единицы и стабильности кредитнобанковской системы страны.

3. ЦБ РФ обладает  широким набором инструментов  и методов воздействия на денежно-кредитную  сферу. Основными из них являются  дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования), определение минимальных резервных требований, операции на открытом рынке и валютное регулирование. Так, в современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В России в посткризисный период возросла роль инструментов абсорбирования свободных денежных средств, установления минимальных резервных требований (изменение норм обязательных резервов) [22].

Обязательные  банковские резервы представляют собой  часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, которые  содержатся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном счете. Они служат гарантийным фондом для погашения депозитов. Норма обязательного резервирования регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру.

Можно привести такую статистику. Объем средств, депонированных банками на счетах обязательных резервов в Банке России, на 01.01.2011 г. составлял 188,4 млрд рублей, а уже в октябре этого года составил 347,0 млрд рублей.

Сегодня учетная  ставка (ставка рефинансирования) ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на стимуляцию кредитной активности банков, на процент ставки по депозитам юридических и физических лиц. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Увеличение резервов коммерческих банков вызывает мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение ставки рефинансирования делает займы невыгодными. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежных предложений [17].

Ставка рефинансирования в посткризисный период постепенно снижается с 9 % в 2009 г. до 8 % в 2012 г. [21]. Тенденция снижения ставки рефинансирования ЦБ РФ совпадает с общемировой тенденцией к снижению процентных ставок по инструментам денежно-кредитной политики центральных банков. Дальнейшее развитие этого процесса будет определяться состоянием инфляционных тенденций, динамикой показателей кредитной активности банковского сектора и состоянием финансовых рынков.

Задача Центробанка  – поддержать курс национальной валюты на таком уровне, чтобы был разумный компромисс между сторонами, для которых выгоден «дешевый» рубль, и стороной, для которой выгоден «дорогой» рубль. ЦБ РФ держит под контролем курс рубля, не допуская сильной девальвации и в то же время не давая сильно укрепляться. Слишком сильный рубль вредит российской экономике, так как это ведет к удешевлению доллара и низким ценам на импортные товары, что негативно скажется на российских производителях.

Операции ЦБ на открытом рынке с ценными бумагами оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Если Центральный банк продает ценные бумаги, цены на них падают, процентные ставки растут, а денежная масса уменьшается.

В валютном регулировании  ЦБ РФ придерживается в основном системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от целей, которые решает Центробанк на том или ином этапе развития страны. В настоящее время в Российской Федерации, как уже было сказано, установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место [13, с. 54].

Информация о работе Характеристика инструментов государственной кредитной политики в условиях рынка