Факторинговое обслуживание клиентов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками и провести оценку их эффективности на примере «Национальной Факторинговой Компании».
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;
представить особенности организации факторинговых операций на примере «Национальной Факторинговой Компании»;
провести оценку эффективности проведения факторинговых операций «Национальной Факторинговой Компанией».
обозначить основные преимущества и недостатки факторинговых операций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 5
1.1. Нормативно-правовая база, регулирующая совершение факторинговых операций. Специфика факторинговых операций, состав участников 5
1.2. Виды факторинговых операций 8
1.3. Соглашение о факторинговом обслуживании, субъекты правовых отношений при совершении факторинговых операций 9
2. ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФАКТОРИНГОВОЙ КОМПАНИИ 12
2.1. Характеристика НФК: организационная структура, особенности деятельности, изучение финансового состояния 12
2.2. Факторинговое обслуживание НФК: технология обслуживания, риски при факторинговом обслуживании 16
2.3. Особенности проведения факторинговых операций (договор факторинга, цели проведения факторинговых операций) 20
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ «НАЦИОНАЛЬНОЙ ФАКТОРИНГОВОЙ КОМПАНИИ» (НФК) 22
3.1. Анализ и оценка эффективности проведения факторинговых операций НФК 22
3.2. Выявление преимуществ и недостатков факторинговых операций 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 98.60 Кб (Скачать файл)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОРЛОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

ЦЕНТРАЛЬНОГО  БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

Кафедра специальных  дисциплин

Специальность Банковское дело - 080108

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплинам:    «Банковские  операции» и «Учет в банках» 

 

 

на тему:

Факторинговое обслуживание клиентов банка

 

 

студент(ка): Свиридова Мария Александровна

 

 

                               группа № 301

 

 

 

 

Руководитель работы: Кузьмина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Орел 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  И ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ  В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 5

1.1. Нормативно-правовая база, регулирующая совершение факторинговых операций. Специфика факторинговых операций, состав участников 5

1.2. Виды факторинговых  операций 8

1.3. Соглашение о факторинговом обслуживании, субъекты правовых отношений при совершении факторинговых операций 9

2. ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНИЯ  ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ФАКТОРИНГОВОЙ КОМПАНИИ 12

2.1. Характеристика  НФК: организационная структура,  особенности деятельности, изучение  финансового состояния 12

2.2. Факторинговое обслуживание  НФК: технология обслуживания, риски  при факторинговом обслуживании 16

2.3. Особенности проведения  факторинговых операций (договор  факторинга, цели проведения факторинговых  операций) 20

3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ  НА ПРИМЕРЕ «НАЦИОНАЛЬНОЙ ФАКТОРИНГОВОЙ  КОМПАНИИ» (НФК) 22

3.1. Анализ и оценка  эффективности проведения факторинговых  операций НФК 22

3.2. Выявление преимуществ и недостатков факторинговых операций 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 34

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В финансовой системе России банковская система выступает регулятором  денежного обращения, операций, проводимых с использованием наличных и безналичных  денежных средств. Взаимоотношения  между предприятиями по поводу поставки продукции, выполнения работ или  оказания услуг не всегда строятся на оплате в момент продажи, в отдельных  случаях возникает отсрочка платежа, признание дебиторской задолженности (задолженности покупателей и  заказчиков) и лишь потом - фактическая  оплата (зачисление денежных средств  на расчетный счет или в кассу  предприятия).

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что  в настоящее время многие предприятия работают с крупными покупателями, что влечет образование больших сумм дебиторской задолженности. А это замораживает оборотные средства предприятия-поставщика. При этом на помощь приходят коммерческие банки, оказывающие услуги факторинга - покупки дебиторской задолженности у поставщика с правом дальнейшего требования погашения данной задолженности с покупателя. Кроме того, важную роль играет страховая функция факторинговых компаний, которые принимают на себя риск непогашения платежных обязательств со стороны покупателей продукции своих клиентов. При проведении таких операций коммерческий банк одновременно реализует все основные функции, которые отведены ему рыночной экономикой: посредничество в расчетах, финансирование клиентов и страхование рисков неплатежей.

Цель курсовой работы –  исследовать особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками и провести оценку их эффективности на примере «Национальной Факторинговой Компании».

Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:

  • раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;
  • представить особенности организации факторинговых операций на примере «Национальной Факторинговой Компании»;
  • провести оценку эффективности проведения факторинговых операций «Национальной Факторинговой Компанией».
  • обозначить основные преимущества и недостатки факторинговых операций.

Объект исследования – «Национальная Факторинговая Компания». Предмет исследования – организация факторингового обслуживания.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  труды ученых экономистов, отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные документы, инструктивный материал. Широко использовалась новейшая информация, содержащаяся на официальном сайте «Национальной Факторинговой Компании» в компьютерной сети Интернет.

Конструктивно работа состоит  из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и 8 приложений.

Первый раздел курсовой работы разделяется на три подраздела, в котрых исследуются особенности организации и проведения факторинговых операций в кредитных организациях.

На основании «Национальной Факторинговой Компании» во втором разделе проведен анализ технологии совершения факторинговых операций, который содержит в себе 3 подраздела.

В третьем разделе курсовой работы находится два подраздела. В первом выведена оценка эффективности проведения факторинговых операций на примере «Национальной Факторинговой Компании», а во втором показываются основные преимущества и недостатки совершения факторинговых операций.

Практической значимостью  данной курсовой работы является то, что  она раскрывает порядок осуществления факторинговых операций на территории Российской Федерации и определяет проблемы в данной области. 

В данной курсовой работе использовались следующие методы исследования: 1) анализ, т.е. рассмотрение отдельных частей курсовой работы; 2) синтез, т.е. обобщение полученной информации, которая используется при написании выводов по разделам; 3)абстрагирование, т.е. изучение наиболее существенных признаков рассматриваемых вопросов по данной теме; 4) сравнение, т.е. сопоставление признаков для выявления общих черт сходства или различия; 5) обобщение, т.е. совокупность всех методов, приводящих к общему заключению - выводу.

Для лучшей характеристики изучения практического материала  в работе представлены ряд схем, таблиц, графиков, диаграмм, документов, иллюстрирующие основной материал работы. Кроме того данная работа имеет перечень ссылок на материал приложений.

В ходе рассмотрения различных  вопросов в теоретическом и практическом разделах была изучена и сгруппирована  общая и специальная литература;  нормативно-правовые акты: Федеральные законы, положения, указания, выпущенные Центральным банком РФ, статистические данные, публикаций в периодической печати, разработки различных авторов по банковскому делу. Курсовая работа выполнена на 25 листах, приложение на 8.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  И ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ  В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    1. Нормативно-правовая база, регулирующая совершение факторинговых операций. Специфика факторинговых операций, состав участников

Первоначально факторинг  возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее - торговых банков. Он был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в 60-е годы ХХ в. факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Участники деловых отношений столкнулись с отсутствием правового регулирования факторинговых операций. В Европе данные операции регламентировались в основном общими нормами обязательственного права. Поэтому в мае 1988 года на международной конференции в Оттаве была принята Конвенция о международном факторинге, подготовленная Международным институтом унификации частного права. Данная конвенция помогла унифицировать ряд норм, регулирующих правовые отношения участников факторинговых сделок, и урегулировала вопросы, не имевшие решения в национальных правовых системах. Российская Федерация в настоящее время участником конвенции не является.

 Замена коммерческого кредита факторинговыми операциями было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран. Такое положение требовало более быстрой реализации продукции, то есть перевода капитала из товарной формы в денежную форму. При неуплате в срок по векселю фирма-векселедержатель вынуждена взыскивать причитающуюся ей сумму в судебном порядке. Однако судебные издержки очень высоки, что вынуждает их списывать долги на убытки. В результате возник тесный контакт между отделами промышленных фирм, управляющими движением коммерческого кредита и банками, регулирующими споры между клиентами.

Банки передают тесно связанным  с ними корпорациям и фирмам данные о кредитоспособности их контрагентов, способствуют быстрейшей оплате счетов, гарантируют возмещение долга, оказывают  давление на клиентов, с тем, чтобы  они в спорах с «дружеской банку  фирмой» выполняли её требования. Своеобразным приспособлением коммерческого  кредита к современным требованиям  стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое распространение  в последние два десятилетия.

Таким образом, факторинг - это  выкуп платежных требований у  поставщика товаров (услуг). Цель факторинга - устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной операции. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость. Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется.

В Россию факторинг пришел довольно поздно - в 1988 году Промстройбанк  и Жилсоцбанк впервые осуществили финансирование под уступку денежного требования в качестве эксперимента.

В настоящее время правовое регулирование отношений факторинга в Российской Федерации осуществляется:

  • статьями 388-390 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ), содержащими общие положения об уступке требования, а также главой 43 «Финансирование под уступку денежного требования» Гражданского кодекса РФ;
  • Налоговым кодексом Российской Федерации главой 25 «Налог на прибыль организаций» (ст. 265, 269, 271);
  • Федеральным законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности».

В ГК РФ термин «факторинг»  не используется, вместо этого его  именуют финансированием под  уступку денежного требования. Разница заключается в том, что факторинг в мировой практике кроме финансирования подразумевает также и услуги по бухгалтерскому сопровождению сделок, производимых с участием фактора, в России же этот признак не является критерием договора факторинга.

Как финансирование под уступку  денежного требования факторинг  определяется статьей 824 ГК РФ. В соответствии с ней, факторинг является договором, в соответствии с которым одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по договору могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. В качестве финансового агента договор могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида1.

Предметом уступки по договору финансирования под уступку денежного  требования в соответствии со ст. 824 ГК РФ может являться достаточно узкий  перечень денежных требований - требования, вытекающие из предоставления товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с договором  банк обязуется оплатить сумму предоставленных ему платёжных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты-поставщики. В этом состоит различие между факторингом и банковской гарантией. Целью факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определённую в факторинговом договоре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика.

Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка.

Операция факторинга заключается  в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел. В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

Информация о работе Факторинговое обслуживание клиентов банка