Деятельность центрального банка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению деятельности Банка России. В ходе написания курсовой работы рассмотрены теоретические основы деятельности центральных банков в странах мира, изучены основы хозяйствования Банка России. В практической части курсовой работы произведен анализ деятельности Центрального Банка России.

Содержание работы

Введение 3
1. Центральный Банк Российской Федерации как финансовый институт 5
1.1. Сущность центрального государственного банка 5
1.2. Центральный Банк РФ, его цели и функции 8
2. Центральный Банк РФ как элемент общей финансовой среды 14
2.1. Взаимоотношения Центрального Банка РФ с коммерческими банками 14
2.2. Мероприятия Центрального Банка России по оптимизации взаимоотношений с коммерческими банками 19
3. Общий анализ деятельности Центрального Банка РФ 23
3.1. Краткий обзор деятельности Центрального Банка РФ по итогам 2007 г. 23
3.2. Анализ общей эффективности деятельности Центрального банка России 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Центральный Банк РФ..doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

- проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской  Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Прибыль Банка России после направления  ее на увеличение ресурсов Банка перечисляется в доход федерального бюджета. Банк России и его учреждения oсвобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей.

Центральный банк РФ создает свои ресурсы двумя  методами. Первый, когда деньги из забалансовых хранилищ учреждений ЦБ РФ приходуются на баланс, т. е. перемещаются в их оборотные кассы. Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков или счетах других клиентов Центрального банка. Эти остатки при необходимости образуются за счет кредитов, выдаваемых системой Центрального банка. При этом методе речь идет о налично-денежной, т.е. банкнотной, эмиссии. О втором методе речь идет тогда, когда Центральный банк увеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, т. е. на депозитах. При этом следует говорить о депозитной эмиссии.

Депозитная  эмиссия предшествует банкнотной, ибо  учреждение Центрального банка не может  выдать деньги из оборотной кассы коммерческому банку или другому своему клиенту, если у них на счетах нет соответствующего депозита в форме безналичных денег.

Денежное  обращение регулируется Центральным  банком в процессе осуществления  кредитной политики, выражаемой в  кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка и некоторые неэкономические  меры. Официальная учетная ставка — это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков.

Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение  учетной ставки выступает показателем  изменений в области кредитно-денежного  регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

На протяжении 1999—2007 гг. учетная  ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в  зависимости от экономической ситуации в стране.

2. Центральный Банк РФ как  элемент общей финансовой среды

2.1. Взаимоотношения Центрального  Банка РФ с коммерческими банками

Коммерческие банки являются основными  каналами практического осуществления  денежно-кредитной политики Центрального банка. В то же время Банк России является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  банковского законодательства, нормативных  актов Банка России, в частности  установленных ими обязательных нормативов.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Банк России регистрирует кредитные  организации в Книге государственной  регистрации кредитных организаций, выдает и отзывает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций.

ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила  проведения и регулирования кредитных  операций и денежного обращения.

Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.

Резервы представляют собой сумму  денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном  счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении  к обязательствам банка, а также  порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет  право взыскать в бесспорном порядке  с коммерческого банка сумму  недовнесенных средств, а также  штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Норма обязательных резервов меняется в зависимости от конкретных задач  кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам  до востребования, когда вкладчик счета  может в любое время потребовать возврата денег, или по депозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более длительным сроком хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы.

Нормативы могут быть также дифференцированными  для различных кредитных организаций. Порядок резервирования регламентируется Приказом ЦБР от 30 марта 1996 г. N 02-77 "Об утверждении Положения "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации" (с изменениями от 26 апреля 1996 г., 25 апреля, 6 июня, 4 июля, 18 ноября 1997 г., 25 февраля, 18 декабря 1998 г., 19 марта, 26 ноября 1999 г., 24 апреля, 25 декабря 2000 г., 23 апреля 2001 г.)

Обычно, коммерческие банки, привлекая  средства населения, идут по возрастающей. И в определенный момент осуществляется не резервирование, а регулирование  отчислений. Регулирование осуществляется раз в месяц по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным. Сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, рассчитывается по формуле средней хронологической за отчетный период:

где: Ld - средние остатки привлеченных средств, используемых при расчете  обязательных резервов, за отчетный период (месяц);

L1 - сумма остатков привлеченных  средств, используемых при расчете  обязательных резервов, на первое число отчетного периода (месяца);

Ln - сумма остатков привлеченных  средств, используемых при расчете  обязательных резервов, за последний  календарный день отчетного периода  (на первое число месяца, следующего  за отчетным);

n - число календарных дней в расчетном периоде (с первого числа отчетного месяца по первое число месяца, следующего за отчетным, включительно), равное 31.

На обязательные резервы, депонируемые в Центральном Банке, проценты не начисляются.

Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течение двух рабочих дней.

При временных финансовых затруднениях, препятствующих своевременному перечислению денег в фонд обязательных резервов, Главное управление Центрального банка России предоставляет отсрочку коммерческим банкам до очередного регулирования или предоставляет им краткосрочный кредит.

После отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В качестве инструмента управления коммерческими банками, ЦБ РФ широко применяет такую меру, как рефинансирование. Рефинансирование коммерческих банков осуществляется следующими путями:

- кредитных аукционов (три метода - американский, голландский и кредитование по фиксированной ставке);

- ломбардных кредитов;

- депозитные операции Центрального  Банка;

- предоставление однодневных расчетных  кредитов.

Банк России также имеет право  осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:

- предоставлять кредиты на срок  не более одного года под  обеспечение ценными бумагами  и другими активами, если иное  не установлено федеральным законом  о федеральном бюджете;

- покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;

- покупать и продавать государственные  ценные бумаги на открытом  рынке;

- покупать и продавать облигации,  депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;

- покупать и продавать иностранную  валюту, а также платежные документы  и обязательства в иностранной  валюте, выставленные российскими  и иностранными кредитными организациями;

- покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

- проводить расчетные, кассовые  и депозитные операции, принимать  на хранение и в управление  ценные бумаги и иные ценности;

- выдавать гарантии и поручительства;

- осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

- открывать счета в российских  и иностранных кредитных организациях  на территории Российской Федерации  и иностранных государств;

- выставлять чеки и векселя  в любой валюте;

- осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы. Центральный банк Российской Федерации устанавливает следующие  требования к минимальному размеру уставного капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимальному размеру собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций:

- минимальный размер уставного капитала создаваемого банка, за исключением дочернего филиала иностранного банка, должен быть не менее суммы, эквивалентной 1 млн. евро;

- минимальный размер уставного  капитала для вновь создаваемых  кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

- минимальный размер уставного  капитала создаваемой небанковской  кредитной организации, за исключением  дочерней небанковской кредитной  организации иностранного банка,  должен быть не менее суммы, эквивалентной 100 тыс. евро;

- минимальный размер уставного  капитала создаваемой дочерней  кредитной организации иностранного  банка должен быть не менее  суммы, эквивалентной 10 млн. евро.

2.2. Мероприятия Центрального Банка  России по оптимизации взаимоотношений  с коммерческими банками

Несмотря на довольно детальную  регламентацию деятельности Банка  России по отношению к прочим кредитным  организациям, ЦБ РФ ведет постоянную работу по совершенствованию процесса работы с данными институтами финансово-кредитной сферы. Направления совершенствования отражены на рисунке 2 и включают в себя следующие меры:

В 2007 году Банк России продолжил работу по оптимизации процедур регистрации  кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Так, были внесены изменения в Инструкцию Банка России от 14.01.2004 №109'И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".

Рисунок 2 - Направления совершенствования  взаимоотношений ЦБ РФ с коммерческими  банками

Указанием Банка России установлено  требование об уведомлении Банка России о приобретении и (или) получении в доверительное управление одним лицом или группой лиц свыше 1% акций кредитной организации. Кроме того, был уточнен срок, по истечении которого кредитная организация вправе размещать дополнительные акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, лицам, не имеющим преимущественного права.

В 2007 г. особым указанием Банка России отменено требование о необходимости  получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного  капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов; исключена норма, согласно которой минимальный размер уставного капитала создаваемой дочерней кредитной организации иностранного банка определяется нормативными актами Банка России.

Таким образом, Банком России установлены равные условия приобретения акций (долей) кредитных организаций резидентами и нерезидентами при увеличении уставного капитала.

В целях совершенствования надзорной  работы, развития содержательных оценок ситуации в кредитных организациях и реализации задач риск-ориентированного надзора издано Положение Банка России от 7.09.2007 №310'П "О кураторах кредитных организаций", устанавливающее порядок назначения сотрудников территориальных учреждений Банка России кураторами кредитных организаций, а также обязанности, права и ответственность кураторов, требования к их личным и профессиональным качествам.

Что касается проводимых мероприятий  по финансовому оздоровлению и ликвидации кредитных организаций, то указанием  Банка России от 5.07.2007 №1853'У "Об особенностях осуществления кредитной организацией расчетных операций после отзыва лицензии на осуществление банковских операций и о счетах, используемых конкурсным управляющим (ликвидатором, ликвидационной комиссией)" установлен механизм реализации законодательных норм, связанных с ликвидацией кредитных организаций, в части использования счетов конкурсными управляющими, ликвидаторами, ликвидационными комиссиями, в том числе при осуществлении полномочий конкурсного управляющего (ликвидатора) государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов".

Информация о работе Деятельность центрального банка Российской Федерации