Центральный банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации; коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Такое право было закреплено исключительно за эмиссионными банками.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1.Центральные банки и их функции……………………………………...5
1.1.Возникновение Центральных банков………………………………………..5
1.2.Функции Центрального банка………………………………………………..7
Глава 2.Особенности Банка России…………………………………………….10
2.1.История Банка России……………………………………………………….10
2.2. Статус Банка России, основные цели и функции…………………………13
2.3. Полномочия и функции Банка России по отношению к кредитным организациям…………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Курсовик по ДКБ.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

Как агент государства по размещению государственного долга центральный  банк осуществляет выпуск государственных  займов, организует подписку на займы  и размещение облигаций займов среди  коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.

Однако этим не ограничивается функция  центрального банка как банкира  правительства, поскольку в ряде случаев центральный банк осуществляет также непосредственное кредитование государства за счет своих ресурсов.

5. Проведение денежно-кредитной политики.

 Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Глава 2. Особенности Банка России

 

         2.1.История Банка России

 

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России).

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране была создана  широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана  сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу  иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и  публиковать официальные котировки  иностранных валют по отношению  к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания  стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и  инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного  регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных  ценных бумаг (ГКО) и стал принимать  участие в функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий  финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

В результате проводимой Банком России денежно-кредитной политики и политики валютного курса, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, не было резких колебаний обменного курса  до 2008 г..

Деятельность Банка России была направлена на повышение надежности платежной системы: с целью повышения  ее информационной прозрачности Банком России была введена отчетность кредитных  организаций и территориальных  учреждений Банка по платежам, которая  учитывала международный опыт.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и внедрению системы международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

С целью противодействия использованию  банками разного рода схем для  искусственного завышения или занижения  значения обязательных нормативов в  2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга  кредитных организаций, предоставляющих  населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные  организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе  страхования вкладов участвует  подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов  всех вкладов физических лиц, размещенных  в банковских учреждениях Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Статус Банка России, основные цели и функции

 

Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка  России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июня 2002 года и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим  лицом. Банк России имеет печать с  изображением Государственного герба  Российской Федерации и со своим  наименованием.

Местонахождение центральных органов  Банка России - город Москва.

Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью. Банк России имеет  уставный капитал в размере 3 млрд. рублей. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены  Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая  золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами  указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли  на себя такие обязательства или  если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов  от предусмотренных статьей 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных  организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих  функций, установленных статьей 4 Федерального закона.

Однако хотя Банк России является государственным банком, он независим  в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ — юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.

ЦБР подотчетен лишь Государственной  Думе Федерального Собрания РФ. Государственная  Дума по представлению Президента назначает  сроком на четыре года Председателя и  членов высшего органа Банка России — Совета директоров, рассматривает  годовой отчет ЦБР и аудиторское  заключение, определяет аудиторскую  фирму для аудиторской проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год: при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики.

В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в  разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка  или один из его заместителей участвует  в заседаниях Правительства РФ. Министр  финансов и министр экономики  или их заместители принимают  участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В  частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных ценных бумаг и  погашения государственного долга  с учетом их воздействия на состояние  банковской системы и приоритетов  единой государственной денежно-кредитной  политики.

При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства  РФ, Банка России, а также министр  финансов и министр экономики, представители  кредитных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ. Национальный банковский совет  регулярно рассматривает концепцию  совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования  деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных  и иных нормативных актов в  области банковского дела.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган —  Совет директоров. В этот коллегиальный  орган входят Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с  Правительством основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики, устанавливает экономические  нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении  процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия  допуска иностранного капитала в  банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег  из обращения.

Федеральный закон «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» определяет три основные цели его деятельности :

1) защита и обеспечение устойчивости  рубля;

2) развитие и укрепление банковской  системы Российской Федерации;

3) обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования  платежной системы.

Получение прибыли не является целью  деятельности Банка России.

Информация о работе Центральный банк