Центральный банк: сущность, функции и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - разобраться в тонкостях денежно- кредитной политики, определить роль центрального банка в кредитно- денежных отношениях.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- исследовать сущность и функции центрального банка;
- рассмотреть классификацию центральных банков;
- выявить основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования;
- рассмотреть инструменты кредитно-денежной политики центрального банка;
- проанализировать кредитно-денежную политику Центрального Банка России в период кризиса 2008 года.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Центральный банк: сущность, функции и классификация………………5
1.1 Возникновение и сущность центральных банков……………………………..5
1.2 Классификация центральных банков………………………………….....….9
1.3 Функции центральных банков………………………………………...………11
Глава 2 Роль центрального банка в кредитно-денежных отношениях…………17
2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования………………………………………………………………………17
2.2 Инструменты кредитно-денежной политики и их применение……….…….20
2.3 Дискреционная кредитно-денежная политика……………………………….24
2.4 Кредитно-денежная политика Центрального Банка России…………31
Список литературы…………………………………………………………36
Приложение 1. Глоссарий…………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

2013 по макроэкономике.docx

— 65.59 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным. По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно - стоимости банковских кредитов. По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики. Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто используемыми центральными банками зарубежных стран, являются установление минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования.

В некоторых странах центральные  банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений  лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. [7;420] Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития. На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в денежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным (косвенным) методам регулирования денежной массы, и прежде всего к операциям на открытом рынке и изменению уровня процентных ставок.

 

2.2 Инструменты кредитно-денежной  политики и их применение

 

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной  политики на объект денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов.

Под инструментом денежно-кредитной  политики понимают средство, способ воздействия  ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования  на объекты денежно-кредитной политики. [4;97]

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные  методы. Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка.

Помимо прямых и косвенных различают  общие и селективные методы осуществления  денежно-кредитной политики ЦБ. Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано в решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д.

В мировой экономической практике ЦБ используют следующие основные инструменты  денежно-кредитной политики:

- изменение норматива обязательных  резервов или так называемых  резервных требований;

- процентную политику ЦБ, т. е.  изменение механизма заимствования  средств коммерческими банками  у ЦБ или депонирование средств  коммерческих банков в ЦБ;

- операции с государственными  ценными бумагами на открытом  рынке.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы  коммерческие банки обязаны хранить  в ЦБ. В настоящее время изменение  нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой  инструмент, применяемый в целях  наиболее быстрой настройки денежно-кредитной  сферы. Механизм действия данного инструмента  денежно-кредитной политики заключается  в следующем:

- если ЦБ увеличивает норму  обязательных резервов, то это  приводит к сокращению избыточных  резервов коммерческих банков, которые  они могут использовать для  поведения ссудных операций. Соответственно  это вызывает мультипликационное  уменьшение денежного предложения,  поскольку при изменении норматива  обязательных резервов меняется  величин депозитного мультипликатора;

- при уменьшении нормы обязательных  резервов происходит мультипликационное  расширение объема предложения  денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку  воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение  нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков. [9;359]

Все остальные инструменты денежно-кредитной  политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег  на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это  в свою очередь влечет за собой  усиление процесса мультипликации и  расширение объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.

Процентная политика ЦБ производится по двум направлениям: регулирование  займов коммерческих банков у ЦБ и  депозитная политика ЦБ, которая еще  может быть названа политикой  учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процент, под который ЦБ предоставляет  кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка - процент (дисконт), по которому ЦБ учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг. Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной  ставки выступает показателем изменений  в области кредитно-денежного  регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в тоже время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Операции ЦБ на открытом рынке в  настоящее время являются в мировой  экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. ЦБ продает  или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе  государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Операции ЦБ на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсом, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. [6;209]

Такое воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки  у коммерческих банков или продажи  ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов со ссудного рынка, ЦБ уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.

Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту  процентных ставок. В свою очередь, рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти  погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к  увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.

Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит  от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли ЦБ в экономике страны.

 

2.3 Дискреционная кредитно-денежная  политика

 

Дискреционная (гибкая) кредитно-денежная политика направлена на стимулирование или сдерживание  деловой активности в зависимости  от фаз среднесрочного экономического цикла. Теоретически такая политика базируется на кейнсианских представлениях о стабилизирующий роли государства в сфере управления совокупным спросом.[3;102]

Стимулирующая дискреционная политика – это  политика «дешевых» денег, которая  используется ЦБ при спадах производства. Она основана на кейнсианских представлениях о трансмиссионном, т.е. передаточном, механизме изменений в экономике, вызванных ростом или уменьшением денежного предложения. Речь идет о цепочке взаимосвязей макроэкономических переменных. Так, ЦБ увеличивает денежное предложение, что (при прочих равных условиях) вызывает падение ставки процента. Более низкая ставка процента стимулирует процессы инвестирования, поскольку займы становятся более дешевыми. Рост инвестиций как элемента совокупного спроса приводит к росту ВВП.

В упрощенной форме последовательность изменений  макроэкономических переменных при  политике «дешевых» денег можно  представить следующим образом:

MS(растет) i (снижается) I (растут) AD (растет) Y (растет)

Напротив, сдерживающая кредитно – денежная политика, или политика «дорогих»  денег, проводится при «перегревах» экономики, сопровождающихся инфляцией.

Трансмиссионный механизм действует следующим образом: MS(снижается) i (растет) I (уменьшаются) AD (уменьшается) Y (уменьшается). Так, повышение учетной ставки ФРС до 2,25%, о чем было сказано ранее, многими аналитиками было расценено как конец эпохи «дешевых» денег в США.

 

Рис. 1. Влияние изменения предложения денег на ставку процента: а) увеличение предложения денег; б) уменьшение предложения денег

 

Первоначально (рис. А) равновесная ставка процента находилась на уровне i0. Если ЦБ принимает решение о расширении предложения денег для стимулирования совокупного спроса, то кривая Ms1 и ставка процента установится на более низком уровне i1. В случае сдерживающей кредитно – денежной политики (рис. Б) ЦБ уменьшает предложение денег и кривая Ms сдвигается влево в положение Ms2. равновесная ставка процента повышается до уровня i2.

Трансмиссионный механизм кредитно-денежной политики в реальной жизни может привести и к неожиданным результатам. Поясним это на примере. Но прежде важно остановится на эффекте  Фишера, известном из курса микроэкономики. Подробнее мы будем говорить о  нем в лекции 10 «Безработица и  инфляция». Тем не менее нам интуитивно ясно, что номинальная ставка процента в условиях инфляции может не совпадать с реальной ставкой. Так, когда по срочному депозиту в Сбербанке вам выплачивают номинальную ставку 10% годовых, а темп инфляции 13% в год, то реальная ставка процента принимает отрицательное значение (10% – 13% = – 3%). Устанавливая номинальную ставку процента, в условиях инфляции кредитор должен сделать определенную «накидку», для того, чтобы сохранить покупательную способность возвращаемых ему денег и получить положительную реальную ставку процента.[3;108]

В формальном виде эффект Фишера представлен уравнением:

i = r +πe

где i – номинальная ставка процента;

r – реальная ставка процента;

πe – темп инфляции, ожидаемый экономически субъект.

Допустим, что ЦБ решил увеличить предложение  денег, надеясь понизить процентную ставку и стимулировать деловую  активность. Но рост денежной массы  вызывает инфляционные процессы, что  побуждает банки повысить номинальную  ставку процента до уровня реальной. Заемщиков  это не особенно беспокоит, поскольку  отдавать долги они будут обесценившимися  деньгами. Таким образом, действия ЦБ привели не к понижению, а к  повышению номинальной процентной ставки и сокращению инвестиционного  спроса, что не позволяет достичь  конечной цели стимулирующей кредитно-денежной политики, т.е. повышения ВВП.

Информация о работе Центральный банк: сущность, функции и классификация