Центральный банк: сущность, функции и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - разобраться в тонкостях денежно- кредитной политики, определить роль центрального банка в кредитно- денежных отношениях.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- исследовать сущность и функции центрального банка;
- рассмотреть классификацию центральных банков;
- выявить основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования;
- рассмотреть инструменты кредитно-денежной политики центрального банка;
- проанализировать кредитно-денежную политику Центрального Банка России в период кризиса 2008 года.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Центральный банк: сущность, функции и классификация………………5
1.1 Возникновение и сущность центральных банков……………………………..5
1.2 Классификация центральных банков………………………………….....….9
1.3 Функции центральных банков………………………………………...………11
Глава 2 Роль центрального банка в кредитно-денежных отношениях…………17
2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования………………………………………………………………………17
2.2 Инструменты кредитно-денежной политики и их применение……….…….20
2.3 Дискреционная кредитно-денежная политика……………………………….24
2.4 Кредитно-денежная политика Центрального Банка России…………31
Список литературы…………………………………………………………36
Приложение 1. Глоссарий…………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

2013 по макроэкономике.docx

— 65.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Центральный  банк: сущность, функции и классификация………………5

    1. Возникновение и сущность центральных банков……………………………..5
    2. Классификация центральных банков………………………………….....….9
    3. Функции центральных банков………………………………………...………11

Глава 2 Роль центрального банка в  кредитно-денежных отношениях…………17

2.1 Основные задачи, цели, методы  и формы денежно-кредитного регулирования………………………………………………………………………17

2.2 Инструменты кредитно-денежной  политики и их применение……….…….20

2.3 Дискреционная кредитно-денежная  политика……………………………….24

2.4 Кредитно-денежная политика Центрального Банка России…………31

Список литературы…………………………………………………………36

Приложение 1. Глоссарий…………………………………………………….37

 

Введение

 

В своей  курсовой работе я рассматриваю тему «Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно – денежных отношениях». Она является одной из важных и актуальных тем на сегодняшний день.  Тема курсовой работы актуальна потому, что в большинстве стран институтом, отвечающим за выпуск денег, является центральный банк. Обычно он отвечает за выпуск денег, регулирование банковской системы и за политику в области обменного курса.

Основная функция центрального банка связана с выпуском денег, который осуществляется посредством покупки государственных обязательств. Другой функцией центрального банка является контроль над деятельностью банковской системы. И, наконец, центральный банк ответственен за регулирование обменного курса.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основная цель их деятельности – укрепление денежного обращения, защита и обеспечение  устойчивости национальной денежной единицы  и ее курса по отношению к иностранным  валютам; развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления  расчетов.

Принципиальным вопросом при изучении деятельности центрального банка является вопрос о том, что банк может контролировать. Основным ограничением выступает наличие лишь одного инструмента, каковым является количество денег в экономике (то есть, за пределами центрального банка). Обладая лишь одним инструментом, центральный банк может контролировать лишь одну переменную. В результате при фиксированном обменном курсе (когда банк берет на себя обязательства по поддержанию обменного курса на определенном уровне), банк не может контролировать какие-либо другие переменные, например ставку процента или предложение денег.

Цель  данной курсовой работы - разобраться в тонкостях денежно-  кредитной политики, определить роль центрального банка в кредитно- денежных отношениях.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

- исследовать  сущность и  функции центрального  банка;

- рассмотреть  классификацию центральных банков;

- выявить  основные задачи, цели, методы и  формы денежно-кредитного регулирования;

- рассмотреть  инструменты кредитно-денежной политики  центрального банка;

- проанализировать кредитно-денежную политику Центрального Банка России в период кризиса 2008 года.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав содержательной части, заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.

 

Глава 1 Центральный  банк: сущность, функции и классификация.

    1. Возникновение и сущность центральных банков.

 

Первые  ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX в.[3; 22]

Исторически существовало два пути образования  центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения сложились сравнительно рано (в середине XIX - начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции - в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г.

В эпоху  государственно-монополистического капитализма  получил большое развитие процесс  национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Другие  банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные  центры.

После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты в ФРГ - Бундесбанк (1957 г.) и Австрии - Резервный банк Австрии (1960 г.).

В современных  условиях в большинстве стран  центральные банки, по сути, являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Сегодня центральный банк - ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Исторически ЦБ обычно формировались как акционерные  компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» Подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали ЦБ (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австрии). [4; 66]

В большинстве  случаев капитал ЦБ полностью  принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые Институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Чаще  всего ЦБ подотчетен парламенту (или  специальной парламентской комиссии). Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета.

Существенная  степень независимости ЦБ обусловлена  его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов (что подчас противоречит долговременным интересам всего государства). Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет  объективные пределы, так как  его принципиальные противоречия с  правительством могут отрицательно сказаться на эффективности экономической политики, которую оно проводит. Поэтому прослеживается тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра финансов.

Вместе  с тем ЦБ имеют официальное  право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов применяется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное  значение имеет четкое разграничение  государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих государствах прямое кредитование правительства практически не осуществляется (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничивается (ФРГ, Франция, Нидерланды). [4; 72]

Законодательно  эмиссионная монополия за ЦБ как  представителем государства закреплена в Западной Европе и США только в отношении банкнот и в  некоторых случаях монет.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

В государствах Западной Европы и США на банкнотах  не пишут, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и  прочими активами ЦБ (но это отражено в публикуемых балансах ЦБ). В  качестве обеспечения выступает актив ЦБ, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу.

О незначительной роли функции ЦБ как эмиссионного центра нередко свидетельствует  отсутствие специального подразделения  в головной конторе ЦБ (например, Банк Англии). Данная функция все более рассматривается как техническая и касается, в основном, отделений банка, непосредственно занимающихся кассовой работой, а также типографии, печатающей банкноты. Монополия нужна, прежде всего, для исключения злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной политики.

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы (чего от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования) и в меньшей степени - средства для клиринговых расчетов. Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. [2; 20]

Принципиальной  особенностью системы денежного  обращения в капиталистических странах является практически полное отсутствие разделения наличного и безналичного оборота; безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность; перелив из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и производством делает процентные ставки регулятором деловой активности, дает в руки государства эффективный инструмент.

Денежно-кредитная  политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным  образом воздействовать на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель: стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу любой ЦБ обычно отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо формируется на основе приоритетов правительства. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и соответственно с финансированием госбюджета.

 

1.2 Классификация центральных банков.

По характеру собственности  банки можно разделить на следующие  виды:

государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;

акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;

смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц).

Некоторые центральные банки, как  отмечалось выше, были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).

Доля собственности государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы. [7;106]

Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США  и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных  резервных банков принадлежит банкам - членам ФРС, а в ФРГ - государству. Следовательно, 100%-ное участие государства  в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций.

Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности  банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных  органов.

Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам.

Первая группа - страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.

Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны.

К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.

В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее  установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

Информация о работе Центральный банк: сущность, функции и классификация