Центральный банк Российской Федерации. Цели и функции Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка статуса Банка России, его основных функций и целей.
Для достижения заданной цели необходимо решение следующих задач:
-проанализировать общую характеристику центрального банка РФ;
-выявить основные цели, задачи и функции центрального банка;
-ознакомиться с изменениями в законодательстве, касающихся деятельности Банка России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. Центральный банк Российской Федерации. Цели и функции Банка России………………………………………………………………..…………….5
Общая характеристика Банка России…………………………..….5
Цели и функции Банка России…………………………………..….8
ГЛАВА 2. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации…16
ГЛАВА 3. Изменения в законодательстве, касающиеся Банка России за 2010-2012 года……………………………………………………………………….…19
3.1. Изменения, принятые в 2010 году…………….…………………….19
3.2. Изменения, принятые в 2011 году…………………………….…….21
3.3. Изменения, принятые в 2012 году…………………………….…….27
3.4. Проект N 126502-6 ФЗ РФ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"…….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...43

Файлы: 1 файл

хоз прав.docx

— 65.12 Кб (Скачать файл)

Уполномоченные  представители Банка России являются служащими Банка России. Порядок  назначения уполномоченного представителя  Банка России в случаях, предусмотренных  пунктами 1 - 6 части первой настоящей  статьи, осуществления и прекращения  им своей деятельности устанавливается  Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Порядок назначения уполномоченного представителя  Банка России в случае, предусмотренном  пунктом 7 части первой настоящей  статьи, осуществления им своей деятельности устанавливается Банком России.".

Данный законопроект 13.09.2012  - рассмотрен Советом ГД ФС РФ (Протокол N 44, п. 46); 18.12.2012  - принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении  (Постановление N 1481-6 ГД). Включен в Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой ФС РФ на 21.12.2012.16

 

Таким образом, проектом федерального закона "О  внесении изменений в Федеральный  закон "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" предусматривается наделение Банка  России правом ограничивать банкам величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада. Вышеуказанная норма была введена  в период кризисной ситуации на денежном рынке, связанной с дефицитом  ликвидности и оттоком капитала с финансовых рынков Российской Федерации. В связи с этим кредитным организациям необходимо было искать новые источники  привлечения денежных средств для решения возникших финансовых трудностей. Одним из наиболее быстрых и сравнительно недорогих способов привлечения денежных средств стали вклады физических лиц под необоснованно высокие процентные ставки. Данная ситуация позволяет вкладчикам пренебрегать рисками, связанными с надежностью банков, и руководствоваться только величиной процентной ставки при выборе банковского вклада. В результате этого повышается вероятность угрозы финансовой устойчивости банков, что может негативным образом отразиться на интересах кредиторов банков.

 Возможность  ограничения Банком России на  постоянной основе величины процентных  ставок, определяемой в договоре  банковского вклада, позволит регулировать  риски банков, ведущих неоправданно  агрессивную политику на рынке  частных вкладов, что позволит  в текущем режиме поддерживать  стабильность банковской системы  России. Также данная процедура  позволит избежать чрезмерных  выплат из фонда обязательного  страхования вкладов при наступлении  страхового случая в банке.

В соответствии со статьей 76 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России вправе назначать своих уполномоченных представителей в кредитные организации  в случае предоставления им государственной  поддержки в виде кредитов, займов, депозитов. При этом законопроектом предусматривается, что уполномоченные представители Банка России также могут быть назначены в кредитные организации, входящие в число ста крупнейших кредитных организаций по размерам активов и (или) привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц, определенных по методике, установленной Советом директоров Банка России, а также кредитные организации, размер привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц которых составляет пять и более процентов от совокупной величины привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц на территории субъекта Российской Федерации.

Также законопроектом предусматривается, что Банк России вправе назначать уполномоченных представителей в кредитную организацию в  случаях осуществления Банком России и государственной корпорацией "Агентство  по страхованию вкладов" мер по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы  обязательного страхования вкладов  физических лиц.

 Кроме того, в законопроекте предлагается пункт шестой части первой статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" привести в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до  31 декабря 2011 года" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наименования).

 Законопроект  сохраняет право уполномоченных  представителей Банка России  участвовать в заседаниях органов  управления кредитных организаций,  запрашивать и получать информацию  и документы, которые касаются  деятельности кредитной организации  по вопросам кредитования, в том  числе об осуществленных и  планируемых объемах кредитования  и его условиях,

 по  вопросам предоставления гарантий, управления активами и пассивами.  Вместе с тем обязанность кредитных  организаций представлять информацию  о  намерении совершить определенные  частью 6 статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)" виды  операций и сделок исключается.  Представление информации о намерении  совершить определенные частью 6 статьи 76 Федерального закона "О  Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)" виды  операций и сделок представляется  излишним.

Кроме того, законопроектом предусмотрено представление  Банком России в Национальный банковский совет на ежеквартальной основе информации о деятельности уполномоченных представителей Банка России в кредитных организациях.

Анализ  результатов деятельности уполномоченных представителей Банка России показал, что данный институт оказался эффективным  не только с позиции контроля за использованием кредитными организациями  средств государственной поддержки, но и с позиции банковского  надзора, поскольку позволяет Банку  России выявлять на ранних стадиях  проблемы, связанные с качеством  управления кредитной организацией, управления рисками и иными недостатками в деятельности, отражающимися на экономическом положении кредитной  организации, и своевременно принимать необходимые корректирующие меры, направленные на предотвращение ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы Российской Федерации, законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.17

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный  институт Российской Федерации, разрабатывающий  и реализующий совместно с  Правительством России единую государственную  кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и  регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Целями  деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Получение прибыли  не является целью деятельности Банка  России

Статья 75 Конституции Российской Федерации  определяет основную функцию ЦБ РФ которая состоит в том, что «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.»

Изучив  функции ЦБ РФ, изложенные в статье 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,  можно  сделать выводы о том, что Банк России является, во-первых, эмиссионным  банком, во-вторых, организацией, осуществляющий банковский надзор, а в-третьих, кредитной организацией, клиентами которой выступают другие банки, государственные структуры и международные финансовые организации.

Главной задачей, стоящей перед Банком России, является поддержание покупательной  способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Основная функция  ЦБ - эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной  политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства.

В соответствии с принятым Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и  целесообразность создания кредитных  учреждений при рассмотрении вопроса  о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления  банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций. Выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации. Однако тесные связи с Государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной Парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями Правительства. В тоже время независимость ЦБ от Правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов.

Правовой  статус Центрального банка РФ с самого момента его создания стал предметом  для дискуссий среди юристов. Дело в том, что этот статус характеризуется  определенной двойственностью: с одной  стороны Центральный банк РФ является юридическим лицом (что закреплено в ст. 1 Закона о Центральном банке), осуществляет банковские операции, получает прибыль, то есть является частью банковской системы; с другой стороны Центральный  банк РФ наделен государственно-властными  полномочиями - он осуществляет нормативное  регулирование, надзор за функционированием  кредитных организаций и т.п., то есть осуществляет функции, характерные  не для кредитной организации, а  скорее для государственного органа.

Такая противоречивость правового статуса характерна не только для Центрального банка РФ. Схожий правовой статус имеют многие центральные банки зарубежных государств. Такое положение дел обусловлено  особенностями современной рыночной экономики.

Основным  документом регламентирующим деятельность Банка России является Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В данной курсовой работе были рассмотрены изменения и дополнения в этот закон за последние три года, которых было не так уж мало только за эти года, не учитывая предыдущие семь лет, в которые были введены множество других различных изменений и дополнений, а так же проект закона, вносящего новые изменения в законодательство о ЦБ РФ, что несомненно говорит о том, что законодательная база, посвященная этому вопросу не стоит на месте, а динамично движется и развивается, учитывая изменения и реалии современного мирового экономического положения и конечно же экономического положения Российской Федерации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.    Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

 

  1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями)  // Гарант. Режим доступа: [http://base.garant.ru/12127405/]

 

  1. Паспорт проекта Федерального закона N 126502-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части предоставления Банку России права ограничения величины процентных ставок по договорам банковских вкладов) (внесен Правительством РФ) // Консультант Плюс. Режим доступа: [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=97175;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.1604394443303675]

 

  1. Пояснительная записка к проекту Федерального Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Российская Газета. Режим доступа: [http://www.rg.ru/2012/08/22/cbrf-site-dok.html]

 

  1. Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" N 231-ФЗ от 3 декабря 2012 года // Консультант Плюс. Режим доступа: [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138551;dst=0;ts=F4C7E660F56010BD7D5BF49AC46771B6]

 

  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах" (с изменениями и дополнениями)  // Гарант. Режим доступа: [http://base.garant.ru/12191962/]

 

  1. Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 285-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" // Гарант. Режим доступа: [http://base.garant.ru/12190809/]

 

  1. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (с изменениями и дополнениями) // Гарант. Режим доступа: [http://base.garant.ru/12187280/]

 

  1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в статьи 34 и 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Гарант. Режим доступа: [http://base.garant.ru/12182697]

 

  1. Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Гарант. Режим доступа: [http://base.garant.ru/12180038]

 

  1. Федеральный закон от 30 сентября 2010 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" // Гарант. Режим доступа: [http://base.garant.ru/12179111]

Информация о работе Центральный банк Российской Федерации. Цели и функции Банка России