Центральный Банк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. На сегодняшний день в мире существует более 170 центральных банков, которые призваны быть ключевым элементом банковской системы их стран.
Что же такое центральные банки и чем они отличаются от обычных коммерческих банков? В чём была необходимость их появления, какие функции именно они должны взять на себя для эффективного осуществления денежно-кредитной политики государства?
Целью данной работы было постараться ответить на эти вопросы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..…………….…………….2
Глава 1. Место Центрального банка в кредитной системе и экономике страны
§1.1 Возникновение Центрального банка…………………..……………..……………3
§1.2 Статус Центрального банка………………………………..………..………..……6
§1.3 Цели и функции центрального банка……………………………….……………10
Глава 2.Денежно-кредитное регулирование экономики центрального банка
§2.1 Методы, используемые в денежно-кредитной политике……………...…..……14
§2.2 Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации…...…20
§2.3 Операции центральных банков………………………………………………..….21
Глава 3.Особенности Центрального Банка России
§3.1 История Центрального Банка России…………………………………....………24
§3.2 Характеристика Центрального Банка России……………………………...……27
§3.3 Цели Центрального Банка России………………………………….……………32
§3.4 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального Банка России……………………………………………………………………………..……34
§3.5 Задачи Центрального Банка России…………………………………………….35
Заключение ……………………………………………………………………...……36
Список использованной литературы………………………………………...……38
Приложение………………………………………………………………………...…39

Файлы: 1 файл

Курсовая_итоговая.docx

— 513.66 Кб (Скачать файл)

 

§2.3 Операции центральных банков.

Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях Они делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению.

Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран  является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе  выпуск банкнот полностью фидуциарный. Т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено. Хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот  основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии  предопределяет характер кредитного обеспечения  банкнот. Эмиссия банкнот при  кредитовании банков обеспечена векселями  и другими банковскими обязательствами. При кредитовании государства –  государственными долговременными  обязательствами, а при покупке  золота и иностранной валюты –  соответственно золотом и иностранной  валютой. Обеспечением банкнотной эмиссии  служат активы центрального банка. В  этом проявляется взаимосвязь пассивных  и активных операций банка. Размеры  пассивной операции центрального банка  «эмиссия банкнот» зависят от его  активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной  валюты и золота. Можно сказать, что  перечисленные активные операции центрального банка первичны по отношению к  пассивным.

Сказанное не означает, что любая  ссуда центрального банка кредитной  системе или государству связана  с новым выпуском банкнот. Такие  кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы, которые зачисляют на специальные счета, а также вклады казначейства (средства госбюджета). Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного капитала банка.

К основным активным операциям центральных  банков относятся: учетно-ссудные операции; банковские инвестиции. Операции с  золотом и иностранной валютой.

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:

  • ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей (акцептованных солидными банками), казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
  • учетные операции – покупка центральным банком векселей у государства и банков.

Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при  этом происходит вторичный учет, вторичная  покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую  центральный банк платит коммерческому  банку при покупке векселя, и  суммой, которая будет получена с  должника по векселю при наступлении  срока его погашения, образует доход  банка.

Ставка, по которой центральный  банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной  ставкой, или учетной ставкой  центрального банка.

Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства - предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах).

Важной и нередко главной  целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы, а так же управление государственным  долгом в ходе проведения денежно-кредитной  политики.

Государственный долг России почти  целиком образовался в результате прямого кредитования государства  центральным банком. Однако Законом  о центральном банке РФ предусмотрено, что последний может предоставлять  кредит министерству финансов лишь путем  покупки у него ценных бумаг.

Операции центральных банков отражаются в их балансах.

 

Глава 3.Особенности центрального банка России

В предыдущих главах мной были рассмотрены общие черты, которые присущи всем центральным банкам мира. Но, несмотря на общие тенденции развития, система каждой страны имеет свою уникальную форму, которая отображает национальную специфику развития государства.

Прежде чем рассматривать  особенности и отличия Центрального банка Российской Федерации, я хотела бы немного заглянуть в историю возникновения в нашей стране центра банковской системы.

§3.1 История Центрального банка России.

В истории Российского  Центрального банка можно выделить следующие периоды и даты:

Государственный банк Российской империи был основан «для оживления промышленности в торговли» и открыл свои действия 1 июля 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка.

В 1897 году – Государственный банк наделяется статусом эмиссионного центра с монопольным правом эмитирования наличных денег в обращение;

После Октябрьской революции 1917 г. Государственный банк стал называться сначала Народным банком Российской Республики, затем — Народным банком РСФСР. 14 (27) декабря 1917 г. декретом ВЦИК от «О национализации банков» в России была введена государственная монополия на банковское дело. Все частные и акционерные банки подлежали слиянию с Государственным банком.

В 1919 г. в условиях военного коммунизма с натурализацией хозяйственной жизни, внедрением безденежных расчетов между государственными предприятиями и учреждениями и обесцениванием денег банковские функции Народного банка РСФСР были сведены к минимуму, в результате чего банк превратился фактически в расчетно-кассовый орган. Деятельность Народного банка РСФСР стала дублировать деятельность Наркомфина, который также обслуживал в основном бюджетные операции. Поэтому в конце 1919 г. филиалы Банка были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен.

С переходом к НЭПу постановлениями ВЦИК и СНК в октябре 1921 г. банк был восстановлен под названием „Государственный банк РСФСР“. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. А в 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.5

1922 – 1924 годы – становление  Государственного банка СССР  как эмиссионного центра;

1930 – 1932 годы – придание  Государственному банку СССР  статуса единого центра кредитования, расчетных и кассовых операций;

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).6

 

§3.2 Характеристика Центрального банка России.

Особенность организационно-правовой формы Банка России связана с  двойственной природой, присущей всем центральным банкам. Он одновременно выступает в роли государственного органа, проводящего политику в финансовой сфере, и в роли банка – субъекта коммерческой деятельности.

В качестве юридического лица Банк России выступает как участник  отношений между экономическими субъектами. Как любое юридическое  лицо, имеет печать, определенное местонахождение, капитал и имущество.

Как юридическое лицо Банк России выступает по отношению к  другим юридическим лицам органом  государственного управления и в  этом смысле государственным учреждением.

Государство наделило Банк России властными полномочиями только в области банковской деятельности и в сфере денежно-кредитных  отношений. Его распоряжения и приказы  обязательны для всех участников денежного оборота, но только в сфере  денежных операций.

Властные полномочия Банка  России носят ограниченный характер и по отношению к коммерческим банкам, для которых он является главным банком, но от которого не исходят  указания распорядительного характера.

Согласно Конституции  Российской Федерации к органам  государственной власти относятся: законодательная, исполнительная и  судебная. В перечне органов государственной  власти Банк России не значится. В связи  с этим, в правовом отношении статус (положение) Банка России пока не определен  в полной мере.

К основным критериям независимости  центрального банка можно отнести  следующие:

– назначение руководства, председателя или управляющего центрального банка. Степень независимости будет определяться процедурой назначения главы центрального банка. Например, возможны такие варианты. Управляющего назначают:

а) правление банка;

б) законодательная власть, парламент;

в) исполнительная и законодательная  власть совместно;

г) коллективная исполнительная власть – один-два представителя  исполнительной власти (председатель правительства и/или министр финансов).

Нетрудно заметить, что  возможные варианты перечислены  в порядке убывания независимости  центрального банка;

– срок пребывания в должности управляющего и членов правления. Чем дольше срок, тем более независим управляющий центральным банком. Председатель Центрального банка РФ назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Для сравнения: председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются президентом с одобрения Конгресса на 14 лет;

– взаимоотношения между центральным банком и правительством, законодательная ответственность центрального банка. Независимость центрального банка определяется возможностью правительства, министра финансов участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность банка регулируется законом. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ», другими федеральными законами. Банк России подотчетен  Государственной Думе;

– процедура формирования денежно-кредитной политики. Независимость центрального банка определяется тем, кто формирует политику, кому принадлежит последнее слово. Центральный банк РФ разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ и публикует совместное заявление после рассмотрения и принятия соответствующего решения Государственной Думой (в этом, в частности, проявляется относительный характер его независимости);

– цели политики, установленные Законом. Чем больше целей с потенциально конфликтной направленностью указано в законах, регулирующих деятельность центрального банка, тем менее независим центральный банк;

– прямые указания органов государственной власти. Речь идет прежде всего о том, имеют ли право исполнительные или законодательные органы власти контролировать бюджет центрального банка. До принятия в июле 2002 г. новой редакции Закона «О Центральном банке РФ» ни правительство, ни Федеральное собрание не контролировали объем текущих расходов, капитальных вложений и распределение прибыли, остающейся в распоряжении Банка России после перечисления 50% в федеральный бюджет. Главный орган управления – совет директоров – самостоятельно определял объем и смету расходов на текущий год. С принятием поправок объем административно-хозяйственных расходов, капитальных вложений, порядок формирования резервных фондов и распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, утверждается Национальным банковским советом;

– ограничение на предоставление кредитов правительству. Чем более ограничено прямое кредитование правительства центральным банком, тем более он независим. В России закон запрещает прямое кредитование правительства для финансирования дефицита государственного бюджета, а также покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении за исключением случаев, когда это предусматривается законом о госбюджете.

Информация о работе Центральный Банк России