Центральный банк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Главным звеном банковской системы любой страны является центральный банк, деятельность которого во многом связана с деятельностью государства. Центральный банк России – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. Центральный банк занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках. Кроме того, Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать.

Содержание работы

Введение
1.Центральный банк страны: теоретические аспекты………………………….....4
Сущность и виды банковской системы……………………………………..4
Государственные банки и банковские системы экономически развитых стран: Банк Англии…………………………………………………………….. 10
2. Особенности функционирования Центрального Банка России………………14
2.1. Правовой статус и организационная структура Банка России……………..14
2.2. Функции Центрального Банка………………………………………………...16
2.3. Денежно-кредитная политика государства…………………………………..27
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Копия Kursovaya_novaya_Avtosokhranennyy_versia_2.docx

— 82.43 Кб (Скачать файл)

В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:

-регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);

-управление официальными валютными резервами;

-валютное регулирование и контроль;

-международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.

Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции в той или  иной степени практически все  инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом  связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически  неразделимыми частями экономической  политики государства, имеют тесно  связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением – центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».

На различных этапах экономического развития направления валютной политики определяются экономической и политической ситуацией в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного  обращения, а также внешними обязательствами, вытекающими из участия этой страны в международных кредитно-финансовых организациях. 26.12.11 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 8,0%.

Данные по интервенциям Банка  России на внутреннем валютном рынке

Отчетный период

Объёмы операций с долларами США, всего за период, млн. долл. США

Объёмы операций с евро, всего за период, млн. евро

покупка

продажа

покупка

продажа

всего

целевые

всего

целевые

всего

целевые

всего

целевые

Апрель 2012

3592,57

3489,48

0,00

0,00

304,84

283,21

0,00

0,00




 

          2.3.  Политика «дорогих» и «дешёвых» денег

Основными типами денежно-кредитной  политики выступают:

-кредитная экспансия (политика дешёвых денег) – политика направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;

-кредитная рестрикция (политика дорогих денег) – ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дешёвых денег  используется в условиях циклического уменьшения  объёмов производства и растущей безработицы. Центральный  банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учётную ставку процента (или ставку рефинансирования, т.е. ставку, по которой  государственный банк взыскивает платежи  по кредитам, выданным коммерческим банком). В результате данных мероприятий  включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно:

-к росту денежного предложения;

-к падению ставок коммерческих банков;

-к росту инвестиционных расходов предприятий;

-к увеличению реального чистого национального продукта.

 Кредитная экспансия  также приводит к включению  трансмиссии на уровне международных  связей страны. Последовательно  происходит:

-сокращение спроса на национальную валюту за границей;

-обесценение национальной валюты;

-увеличение чистого экспорта.

-Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен. Центральный банк реализует ценные бумаги, увеличивая при этом норму резерва и учётную ставку. В итоге предложение денег сокращается, ставки процента коммерческих банков возрастают, сокращается объём инвестиций предприятий и уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном  уровне приводит к росту спроса на национальную валюту за границей, увеличению стоимости национальной валюты и  сокращению чистого экспорта.

Эффективность кредитной  экспансии и рестрикции зависит  от следующих составляющих:

-от быстроты принятия решений центральным банком(как правило, решение об изменении фискальной политики применяются парламентом и долго обсуждаются);

-изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной  политики вообще можно считать:

-увеличение реального ВВП;

-снижение уровня безработицы;

-стабилизация цен;

-достижение устойчивости платёжного баланса.

Макроэкономические задачи, которые стоят в настоящее  время перед правительством РФ и  Центральным банком, следующие:

-преодоление экономического спада;

-удержание инфляции в допустимых рамках (менее 15%);

-стабилизация курса рубля и платежного баланса;

-поддержка уровня жизни населения;

-ограничение безработицы;

-стабилизация состояния банковской системы;

-поддержка кредитования реального сектора.

Реализация перечисленных  задач представляется достаточно противоречивой с точки зрения выбора денежной и  экономической политики. Дополнительными  факторами, воздействующими на выбор  неких оптимальных пропорций, являются следующие.

В денежной политике

В течение нескольких лет, предшествовавших кризису, ЦБ РФ практически  не проводил рефинансирования банковской системы, а Министерство финансов размещало  свои ценные бумаги в ограниченных объемах. Сейчас ситуация принципиально  изменилась: Банк России фактически определяет стоимость денег в экономике  своими ставками рефинансирования.

В экономической политике

Любое решение по отбору предприятий и проектов для финансирования, субсидирования, выдачи гарантий и  т. д. связано как с нехваткой  квалифицированных кадров, так и  с "человеческим фактором". В рамках этой проблемы ведется поиск универсальных  рыночных механизмов, позволяющих осуществлять корректировку экономической политики и поведения субъектов хозяйственной  деятельности.

Политика "дорогих" денег

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддержки  стабильного обменного курса  рубля и сокращения спроса на иностранную  валюту, а так же удержания и  снижения уровня инфляции.

Реализация политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и  правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия  от реализации такой политики могут  быть разными.

Позитивные последствия:

-стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);

-селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные последствия:

-сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;

-рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;

-снижение устойчивости банковской системы;

-ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

Ожидаемые результаты в текущем  году:

-стабилизация курса рубля;

-рост сбережений населения;

-снижение темпов роста кредитования;

-сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);

-увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;

-сокращение спроса и снижение объемов производства;

-падение инвестиционной активности;

-рост числа банкротств предприятий и банков.

 

В целом политика "дорогих" денег может позволить в 2009г. сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный сектор экономики  в условиях проведения политики "дорогих" денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий  смогут воспользоваться банковским кредитом. Новые уровни рентабельности будут свидетельствовать о снижении способности к выживанию и  об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики "дорогих" денег, а также об отсутствии государственных программ их поддержки.

Политика "дорогих" денег  как рыночный механизм селекции эффективно и корректно работает в устойчивой экономике, которая в умеренной  степени зависит от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность в период проведения политики "дорогих" денег будет возможно только с  использованием целевых государственных  программ.

В качестве примера можно  привести машиностроительный комплекс, фактически — локомотив роста  промышленности России в последние  годы, развивающегося на инновациях и  стимулирующего инновационное развитие смежных производств.

Очевидные проблемы машиностроительного  комплекса делают исключительно  важным формирование и проведение политики поддержки инвестиций предприятий  и текущей производственной деятельности — как кредитными ресурсами, так  и формированием спроса.

Политика "дешевых" денег

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег  в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для  снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Сегодня выбор политики "дешевых" денег может быть обусловлен следующими задачами:

-стимулирование внутреннего спроса и производства (в том числе поддержки уровня занятости);

-обеспечение стабильности банковской системы.

Позитивными последствиями  данной политики могут стать:

-минимизация спада производства;

-поддержка уровня занятости;

-стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

-сохранение угрозы девальвации рубля;

-высокие риски ускорения инфляции;

-консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем  году:

-расширение спроса снизит темпы падения производства;

-решение проблемы "плохих" долгов будет перенесено на последующие годы;

-сохранится высокая инфляция;

-продолжится снижение курса рубля;

-произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;

-сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.

Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики "дешевых" денег является их источник. Появляются основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками  предложения денег будут эмиссионное  рефинансирование банковской системы  и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Центральный банк является ключевым звеном во всей банковской системе  страны. Он осуществляет монопольный  выпуск денег, является банком банков, банкиром Правительства, главным расчётным центром страны и органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. Все вышеперечисленное и является функциями Банка России. Его статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности определены законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002.

Центральный банк России интересуют в первую очередь состояние и  устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность  государственного регулирования банковской деятельности.

В современном мире Центральный  банк России является ключевым элементом  финансово-кредитной системы страны. Он выступает проводником денежно-кредитной  политики, которая призвана воздействовать на валютный курс, процентные ставки, общий  объем ликвидности банковской системы  и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позволяет добиться стабильности экономического роста, снизить уровень  безработицы и инфляции. А в  результате проводимых Центральным  банком операций на открытом рынке  изменяется объём собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности  и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение  стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Кроме того, Центральный  банк России проводит прямой и целостный  контроль и надзор за деятельностью  коммерческих банков России. Это делается для того, чтобы обеспечить  устойчивость отдельных банков и банковской системы  в целом.

Информация о работе Центральный банк России