Центральный банк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Главным звеном банковской системы любой страны является центральный банк, деятельность которого во многом связана с деятельностью государства. Центральный банк России – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. Центральный банк занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках. Кроме того, Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать.

Содержание работы

Введение
1.Центральный банк страны: теоретические аспекты………………………….....4
Сущность и виды банковской системы……………………………………..4
Государственные банки и банковские системы экономически развитых стран: Банк Англии…………………………………………………………….. 10
2. Особенности функционирования Центрального Банка России………………14
2.1. Правовой статус и организационная структура Банка России……………..14
2.2. Функции Центрального Банка………………………………………………...16
2.3. Денежно-кредитная политика государства…………………………………..27
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Копия Kursovaya_novaya_Avtosokhranennyy_versia_2.docx

— 82.43 Кб (Скачать файл)

1)Современные функции Банка Англии

-регулирование процентных  ставок с целью ограничения  инфляции

-осуществляется надзор  над банками и крупными операторами  валютного рынка

-выпускает банкноты Банка  Англии (официальное платежное средство  в Англии и Уэльсе)

- управление государственным  долгом английского правительства 

-регулирование рынков: фунта  стерлингов, валютного и рынка  государственных долговых обязательств  английского правительства

-сбор статической информации  о денежной массе и деятельности  банков

-функция кредитора последней  инстанции практически утратила  свое значение в настоящее  время

2)Регулирование процентных ставок

С 6 мая 1997 года Банк обладает оперативным правом регулирования процентных ставок. Целью данного регулирования является обеспечение ценовой стабильности (в соответствии с целевым показателем инфляции определяемым правительством в бюджетном послании) и поддержка правительственной экономической политики, включая цели по обеспечению экономического роста и обеспечению занятости. Банк публикует ежеквартальный отчет об инфляции. Цель обеспечения ценовой стабильности в настоящее время считается достигнутой если индекс розничных цен примерно равен 2.5%. Решения по процентным ставкам принимаются Банковским Комитетом по Денежной Политике ( Monetary Policy Committee - MPC). Комитет собирается ежемесячно в соответствии с определенным графиком. В состав Комитета входят 4 постоянных члена и 4 эксперта, назначаемых Канцлером Казначейства (он же министр финансов). Голосование осуществляется по принципу: «один человек – один голос». В собрания комитета могут принимать участие представители Казначейства. Они не имеют права голоса. Решения о процентных ставках, принятые комитетом подлежат немедленной публикации. Подлежат также публикации и протоколы заседаний Комитета. Законодательство предусматривает, что в экстремальных условиях и в течение ограниченного времени правительство может регулировать решения комитета в национальных интересах. Такое регулирование подлежит обязательному последующему одобрению Парламента. 

3)Надзор над банками и крупными операторами валютного рынка 

В настоящее  время банковский надзор и надзор за операторами денежного рынка  является областью ответственности  Банка Англии. Однако, в соответствии с Заявлением Канцлера Казначейства Палате Общин, представленным 20 мая 1997, планируется передача этих функций  специальному органу - Financial Services Authority, который будет осуществлять надзор за всеми видами финансовых посредников, включая банки.

4)Банковский надзор

Законодательно ответственность  Банка за банковский надзор была определена в 1979, но и до этого Банк осуществлял  неформальный надзор за рядом организаций, оперирующих на лондонском рынке. Права предоставленные Банковским Актом от 1979 были дополнительно расширенны актом 1987, который совместно с Директивами ЕС – определяет банковский надзор в настоящее время Первоочередной целью банковского надзора является защита вкладчиков и потенциальных вкладчиков банков, оперирующих на английском рынке. Согласно вышеупомянутого Банковского Акта 1987 года, никто не имеет права принимать депозиты от населения без предварительно разрешения Банка Англии (хотя некоторые организации, в частности строительного финансирования (Building Societies) и филиалы банков из других стран-членов ЕС подлежат регулированию со стороны других регулирующих организаций). После получения разрешения организация продолжает оставаться под постоянным надзором Банка Англии. В настоящее время более 500 банков, имеющих разрешение на прием депозитов. Банк Англии осуществляет надзор практически за всеми из них. Тем не менее, существует около 100 филиалов банков других стран-членов ЕС. Надзор за такими European Authorised Institutions’ осуществляется соответствующими органами страны происхождения банка Существует специальная схема защиты депозитов. Обычно она покрывает 90% вклада (включая накопленные проценты) в банк, участвующий в схеме, с ограничением выплаты одному вкладчику до 18 тыс. фунтов стерлингов или 20 тыс. экю в зависимости от того, что больше.

5)Надзор за операторами денежного рынка

Банк Англии осуществляет надзор за оптовыми операторами на рынках наличной валюты (включая фунт стерлингов как отдельный вид  рынка) и золотой монеты, а также  производных от них активов. Контроль осуществляется в форме поддержания  списка операторов рынка (принципиальных операторов и брокеров), а также определения Кодекса Поведения, обязательного к исполнению операторами, включенными в список.

Особенности функционирования Центрального банка России.

2.1. Правовой статус и организационная структура Банка России

 Организационная структура  Банка России Банк России образует  единую централизованную систему  с вертикальной структурой управления.

   В систему Банка  России входят центральный аппарат,  территориальные учреждения расчетно-кассовые  центры, вычислительные центры, полевые  учреждения, учебные заведения и  другие предприятия, учреждения  и организации, в том числе  подразделения безопасности и  Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления  деятельности банка. 

   Органы управления  Банком России

   Высшим органом  Банка России является Совет  директоров - коллегиальный орган,  определяющий основные направления  деятельности Банка России и  осуществляющий руководство и  управление Банком России.

   Совет директоров  выполняет следующие функции: 

1) во взаимодействии с  Правительством РФ разрабатывает  и обеспечивает выполнение основных  направлений единой государственной  денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой  отчет Банка России и представляет  его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает  смету расходов Банка России  на очередной год, а также  произведенные расходы, не предусмотренные  в смете;

4) определяет структуру  Банка России;

5) принимает решения:

а) о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка  России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка  России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных  организациях; об участии в капиталах  организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций  и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег; о порядке формирования резервов кредитными организациями;

    6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7) определяет условия  допуска иностранного капитала  в банковскую систему Российской  Федерации в соответствии с  федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Функции Центрального Банка России

осуществление монопольной  эмиссии банкнот;

проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики;

рефинансирование кредитно-банковских институтов;

регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление  банковского надзора;

функция финансового агента правительства.

 

1)Эмиссия банкнот.

   За Банком России  как представителем государства  законодательно закреплено осуществление  эмиссии наличных денег, организация  их обращения и изъятия из  обращения на территории Российской  Федерации. 

   Совет директоров  принимает решение о выпуске  в обращение новых банкнот  и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы  новых денежных знаков.

   В целях организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации  на

Банк России возлагаются  следующие функции: прогнозирование  и организация производства, перевозка  и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных  организаций; установление признаков  платежеспособности денежных знаков и  порядка замены поврежденных банкнот  и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения  кассовых операций.

2)Денежно-кредитная политика государства  

Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов. Ее цель регулирование экономики посредством  воздействия на состояние совокупного  денежного оборота, он включает в  себя наличную денежную массу в обращении  и безналичные деньги, находящиеся  на счетах в банках.

   Денежно-кредитная  политика ЦБ направлена либо  на стимулирование денежно-кредитной  эмиссии - кредитная экспансия  (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнса).

   ЦБ использует  при проведении денежно-кредитной  политики комплекс инструментов, которые различаются: по форме  их воздействия (прямые и косвенные); по объектам воздействия (предложение  денег и спрос на деньги); по  характеру параметров, устанавливаемых  в ходе регулирования (количественные  и качественные).

   Все эти методы  используются в единой системе. 

   Основными инструментами  денежно-кредитной политики ЦБ  являются:

 -изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;

 -регулирование официальной учетной ставки;

 -проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

   Определение приоритетности  инструментов денежно-кредитной  политики зависит от тех целей,  которые решает ЦБ на том  или ином этапе развития страны.

   Изменение норм  обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 “О порядке регулирования деятельности коммерческих банков” и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

   Фонд обязательных  резервов - это обязательная норма  вкладов коммерческих банков  в ЦБ, устанавливаемая в законодательном  порядке и определяемая как  процент от общей суммы вкладов  коммерческих банков. Он создан  для того, чтобы при необходимости  обеспечить возможность коммерческим  банкам своевременно выполнить  перед клиентами свои обязательства  по возврату ранее привлеченных  денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

   ЦБР, изменяя нормы  обязательных резервов, оказывает  влияние на кредитную политику  коммерческих банков и состояние  денежной массы в обращении.  В результате повышения нормы  обязательных резервов ЦБ сокращает  суммы свободных денежных средств,  находящихся в распоряжении коммерческих  банков и используемых для  расширения активных операций; уменьшение  нормы резервов позволяет коммерческим  банкам в более полной мере  использовать сформированные им  кредитные ресурсы, т.е. увеличить  кредитные вложения в народное  хозяйство. 

   3)Регулирование официальной учетной ставки ЦБ.

   Учетная ставка  используется ЦБ в операциях  с коммерческими банками по  учету краткосрочных государственных  облигаций, коммерческих векселей  и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния может меняться в течение года).

   Официальная учетная  ставка служит ориентиром для  рыночных процентных ставок; её  изменение по предоставленным  центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

   Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки обусловлено простотой применения. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика “дорогих денег” ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика “дешевых денег”, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Информация о работе Центральный банк России