Центральный банк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Главным звеном банковской системы любой страны является центральный банк, деятельность которого во многом связана с деятельностью государства. Центральный банк России – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. Центральный банк занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках. Кроме того, Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать.

Содержание работы

Введение
1.Центральный банк страны: теоретические аспекты………………………….....4
Сущность и виды банковской системы……………………………………..4
Государственные банки и банковские системы экономически развитых стран: Банк Англии…………………………………………………………….. 10
2. Особенности функционирования Центрального Банка России………………14
2.1. Правовой статус и организационная структура Банка России……………..14
2.2. Функции Центрального Банка………………………………………………...16
2.3. Денежно-кредитная политика государства…………………………………..27
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Копия Kursovaya_novaya_Avtosokhranennyy_versia_2.docx

— 82.43 Кб (Скачать файл)

   Поскольку практически  все банки в той или иной  степени прибегают к кредитам  ЦБ, влияние устанавливаемых им  ставок распространяется на всю  экономику. 

   Операции на открытом  рынке, т.е. купля-продажа по  заранее установленному курсу  ценных бумаг, в том числе  государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

   Операции центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

   При жесткой ре-стрикционной  политике, направленной на отток  кредитных ресурсов с денежного  рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

   Операции на открытом  рынке различаются в зависимости  от: условий сделки: купля-продажа  за наличные или купля на  срок с обязательной обратной  продажей обратные операции; объектов  сделок: операции с государственными  или частными бумагами; срочности  сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции  с ценными бумагами; сферы проведения  операций: только на банковском  секторе рынка ценных бумаг  или и на небанковском секторе  рынка; способа установления ставок: определяемых или центральным  банком или рынком.

   При проведении  денежно-кредитной политики Банк  России имеет право осуществлять  следующие операции с российскими  и иностранными кредитными организациями: 

1) предоставлять кредиты  на срок не более одного  года под обеспечение ценными  бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным  законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать  чеки, простые и переводные векселя,  имеющие, как правило, товарное  происхождение, со сроками погашения  не более шести месяцев; 

3) покупать и продавать  государственные ценные бумаги  на открытом рынке; 

4) покупать и продавать  облигации, депозитные сертификаты  и иные ценные бумаги со  сроками погашения не более  одного года;

5) покупать и продавать  иностранную валюту, а также платежные  документы и обязательства в  иностранной валюте, выставленные  российскими и иностранными кредитными  организациями; 

6) покупать, хранить, продавать  драгоценные металлы и иные  виды валютных ценностей; 

7) проводить расчетные,  кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в  управление ценные бумаги и  иные ценности;

8) выдавать гарантии и  поручительства;

9) осуществлять операции  с финансовыми инструментами,  используемыми для управления  финансовыми рисками; 

10) открывать счета в  российских и иностранных кредитных  организациях на территории Российской  Федерации и иностранных государств;

11) осуществлять другие  банковские операции от своего  имени, если это не запрещено  законом. 

   Обеспечением для  кредитов Банка России могут  выступать: золото и другие  драгоценные металлы в различной  форме; иностранная валюта; векселя  в российской и иностранной  валюте со сроками погашения  до шести месяцев; государственные  ценные бумаги.

   4)Проведение валютной политики.

   Банк России представляет  интересы Российской Федерации  во взаимоотношениях с центральными  банками иностранных государств, а также в международных банках  и иных международных валютно-финансовых  организациях.

   ЦБ является проводником  государственной валютной политики, включающей в себя комплекс  мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.

   От имени правительства  ЦБ регулирует резервы иностранной  валюты и золота, является традиционным  хранителем государственных золотовалютных  резервов. Он осуществляет регулирование  международных расчетов, платежных  балансов, участвует в операциях  мирового рынка ссудных капиталов  и золота. ЦБ, как правило, предоставляет  свою страну в международных  и региональных валютно-кредитных  организациях.

   Для осуществления  своих функций Банк России  может открывать представительства  в иностранных государствах.

   5)Рефинансирование коммерческих банков.

   Рефинансирование  коммерческих банков, т.е. предоставление  им заимствований в случаях,  когда они испытывают временные  финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной  сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка  банков.

   Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от: формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

   6)Регулирование деятельности кредитных институтов.

   Банк России является  органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью  кредитных организаций. 

   Регулирование кредитных  организаций - это система мер,  посредством которых государство  через ЦБ обеспечивает стабильное  и безопасное функционирование  банков, предотвращает дестабилизирующие  процессы в банковском секторе. 

   Контроль над деятельностью  банков проводится с целью  обеспечения устойчивости отдельных  банков и предусматривает целостный  и непрерывный надзор за осуществлением  банком своей деятельности в  соответствии с действующим законодательством. 

   Главная цель банковского  регулирования и надзора - поддержание  стабильности банковской системы,  защита интересов вкладчиков  и кредиторов. Банк России не  вмешивается в оперативную деятельность  кредитных организаций, за исключением  случаев, предусмотренных федеральными  законами.

   При осуществлении  функции надзора и контроля  над деятельностью коммерческих  банков Банк России:

 устанавливает обязательные  для кредитных организаций правила  проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,  составления и представления  бухгалтерской и статистической  отчетности.

регистрирует кредитные  организации в Книге государственной  регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

   В целях обеспечения  устойчивости кредитных организаций  Банк России может устанавливать  им обязательные нормативы: 

1) минимальный размер  уставного капитала для вновь  создаваемых кредитных организаций,  минимальный размер собственных  средств (капитала) для действующих  кредитных организаций; 2) предельный  размер не денежной части уставного  капитала;

3) максимальный размер  риска на одного заемщика или  группу связанных заемщиков; 4) максимальный  размер крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер  риска на одного кредитора  (вкладчика);

6) нормативы ликвидности  кредитной организации; 

7) нормативы достаточности  капитала;

8) максимальный размер  привлеченных денежных вкладов  (депозитов) населения; 

9) размеры валютного, процентного  и иных рисков;

10) минимальный размер  резервов, создаваемых под высоко  рисковые активы;

11) нормативы использования  собственных средств банков для  приобретения долей (акций) других  юридических лиц; 

12) максимальный размер  кредитов, гарантий и поручительств,  предоставленных банком своим 

участникам (акционерам).

   Для осуществления  своих функций в области банковского  надзора и регулирования ЦБ  проводит проверки кредитных  организаций и их филиалов, направляет  им обязательные для исполнения  предписания об устранении выявленных  в их деятельности нарушений  и применяет предусмотренные  законом санкции по отношению  к нарушителям. 

   В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

   В случае невыполнения  в установленный срок предписаний  об устранении нарушений, а  также в случае, если эти нарушения  или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) , Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной  организации штраф до 1 процента  от размера оплаченного уставного  капитала, но не более 1 процента  от минимального размера уставного  капитала;

2) потребовать от кредитной  организации: 

а) осуществления мероприятий  по финансовому оздоровлению кредитной  организации, в том числе изменения  структуры активов;

 б) замены руководителей  кредитной организации; в) реорганизации  кредитной организации; 

3) изменить для кредитной  организации обязательные нормативы  на срок до шести месяцев; 

4) ввести запрет на  осуществление кредитной организацией  отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией,  на срок до одного года, а  также на открытие филиалов  на срок до одного года;

5) назначить временную  администрацию по управлению  кредитной организацией на срок  до 18 месяцев; 

6) отозвать лицензию на  осуществление банковских операций  в порядке, предусмотренном федеральными  законами.

   7)Функция финансового агента правительства.

   Являясь по своему  статусу финансовым агентом правительства,  ЦБ осуществляет операции по  размещению и погашению государственного  долга, кассовому исполнению бюджета,  ведению текущих счетов правительства,  надзору за хранением, выпуском  и изъятием из обращения монет  и казначейских билетов, а также  переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

   Важная роль ЦБ  в решении таких проблем, как  предоставление кредитов на покрытие  государственных расходов и дефицита  государственного бюджета, соответствует  его функции кредитора государства.  Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета государственные займы.

   Государственные  займы используются для покрытия  бюджетных дефицитов государства  посредством аккумуляции временно  свободных денежных средств физических  и юридических лиц, предоставляются  на определенный срок на условиях  выплаты дохода и оформляются  удостоверяющими долговыми обязательствами  в бумажной или безбумажной  форме. 

   Выполняя функцию  финансового агента правительства,  ЦБ осуществляет кассовое исполнение  бюджета прием, хранение и выдачу  государственных бюджетных средств,  ведение учета и отчетности. В  основу кассового исполнения  бюджета положен принцип единства  кассы, т.е. все мобилизованные  государственные доходы направляются  на единый счет министерства  финансов в ЦБ, с которого черпаются  средства для осуществления государственных  расходов, таким образом, ЦБ выступает  кассиром правительства. 

   Единство кассы  предоставляет министерству финансов  возможность осуществлять постоянный  контроль над поступлением средств  на его счет и за движением  кассовой наличности; обеспечивает  централизацию государственных  бюджетных средств и балансирование  доходов и расходов каждого  из бюджетов (федерального, местного) , образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Информация о работе Центральный банк России