Центральный банк России. История развития и современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Актуальность этой темы связана с важнейшей ролью Центрального банка в формировании и регулировании кредитной системы, а также с наличием проблем в функционировании кредитного механизма в современных условиях.
Задачами данного исследования являются:
• Изучить историю развития ЦБ РФ;
• Выявить функции ЦБ РФ ;

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Банк России, его правовое положение и функции 5
1.1. Центральный Банк России. Цели деятельности и структура 5
1.2. Правовой статус Центрального Банка России и его функции 8
Глава 2. Роль Центрального банка в денежной политике 11
2.1. Роль ЦБ РФ в денежной политике 11
2.2. Денежно-кредитная политика 17
2.3. Перспективы ЦБ РФ 19
Заключение 23
Список используемых источников и литературы 25

Файлы: 1 файл

Центральный банк России. История развития и современное состояние 1..doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Деятельность  Банка России включает несколько тесно взаимосвязанных направлений. Во-первых, Банк России осуществляет межбанковские платежи и расчеты. Платежи проводятся по корреспондентским счетам, которые банки открывают в РКЦ Банка России на основе корреспондентского договора. Платежи через собственную расчетную сеть Банка России составляют значительную часть в платежном обороте – примерно две трети всех безналичных платежей, совершенных самими банками и по поручению клиентов. Репутация Центрального банка не вызывает сомнений, и его банкротство практически невозможно. Поэтому при посредничестве Банка России происходит также подкрепление и окончательное взаимное урегулирование остатков по межбанковским корреспондентским счетам. Кроме того, по законодательству Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем РФ.

Ежедневное участие  Банка России в национальной системе  платежей, проведение расчетно-платежных  операций позволяют Банку России надзирать над многими видами банковской деятельности, контролировать системный риск, реагировать на проблемы при их появлении и проводить соответствующие корректировки. В этом качестве Банк России выступает как гарант стабильности финансовой системы.

Во-вторых, Банк России кредитует платежеспособные, но временно неликвидные банки. Банки вынуждены обращаться к центральному банку, когда исчерпаны возможности получения средств на денежном рынке, и тогда он становится кредитором последней инстанции, предотвращая кризис банковской системы. Кредитование банков центральным банком называется рефинансированием (статья 40). Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.  Максимальный срок кредитов ограничен одним годом. Кредиты выдаются только под обеспечение золотом и другими драгоценными металлами, иностранной валютой, векселями, государственными ценными бумагами. Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов, определяются советом директоров(так называемый ломбардный список). В настоящее время Банк России предоставляет банкам три вида кредитов: ломбардные кредиты, кредиты «овернайт» и внутридневные кредиты4.

В-третьих, Федеральным  законом «О центральном банке  РФ (Банке России)» Банку России предоставлены широкие полномочия по банковскому регулированию и  надзору. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением банками законодательства, нормативных актов и установленных ими обязательных нормативов.5 Он устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и отчетности, имеет право получать у банков необходимую информацию об их деятельности. Более того, Банк России определяет само существование банков, поскольку именно он принимает решение о государственной регистрации банков, выдает, приостанавливает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций.

Как орган государственного контроля над денежным обращением Банк России наделен монопольным правом эмиссии наличных денег. Основанием для введения монополии на выпуск денег в обращение является принципиальная возможность, управляя денежной массой, контролировать устойчивость национальной валюты и стабилизировать цены. Поэтому контроль над эмиссией налагает на Банк России ответственность за разработку и проведение денежно-кредитной политики6.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль над деятельностью  банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского  регулирования и надзора - поддержание  стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции  надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков Банк России:

- устанавливает обязательные  для кредитных организаций правила  проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,  составления и представления  бухгалтерской и статистической  отчетности.

- регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения  устойчивости кредитных организаций  Банк России может устанавливать  им обязательные нормативы:

1) минимальный размер  уставного капитала для вновь  создаваемых кредитных организаций,  минимальный размер собственных  средств (капитала) для действующих  кредитных организаций; 

2) предельный размер  не денежной части уставного  капитала;

3) максимальный размер  риска на одного заемщика или  группу связанных заемщиков; 

4) максимальный размер  крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер  риска на одного кредитора  (вкладчика);

6) нормативы ликвидности  кредитной организации; 

7) нормативы достаточности капитала;

8) максимальный размер  привлеченных денежных вкладов  (депозитов) населения; 

9) размеры валютного,  процентного и иных рисков;

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые  активы;

11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных  банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушения кредитной  организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной  информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный  срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной  организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной  организации: 

а) осуществления мероприятий  по финансовому оздоровлению кредитной  организации, в том числе изменения структуры активов;

б) замены руководителей  кредитной организации;

в) реорганизации кредитной  организации;

3) изменить для кредитной  организации обязательные нормативы  на срок до шести месяцев; 

4) ввести запрет на  осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную  администрацию по управлению  кредитной организацией на срок  до 18 месяцев;

6) отозвать лицензию  на осуществление банковских  операций в порядке, предусмотренном  федеральными законами.

Деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные  и социальные права широкого круга  граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками  и кредиторами, поэтому государство  в лице своего Центрального банка  осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних непосредственно связана с устойчивостью других.

2.2. Денежно-кредитная политика

 

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

В целях повышения  эффективности денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.

Сокращение интервенций  на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Преодоление острой фазы кризиса и восстановление роста экономики определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.

Финансово-экономический  кризис ярко продемонстрировал, насколько  сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России намерен содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе. Усиление конкуренции потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.

С целью повышения  эффективности своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы.

Банк России будет  уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.

В целях обеспечения  доверия к проводимой денежно-кредитной политике Банк России будет расширять практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.7

2.3. Перспективы ЦБ РФ

 

За последние 10 лет (с 2000 года) банковский сектор продемонстрировал  высокие темпы роста, которые  позволили существенно расширить  предложение банковских услуг в  Российской Федерации.

Мероприятия, реализованные Правительством Российской Федерации и Банком России в рамках Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, позволили укрепить устойчивость банковского сектора, повысить к нему доверие кредиторов и вкладчиков.

Наряду с оперативными действиями Правительства Российской Федерации и Банка России это позволило предотвратить угрозу системного кризиса в банковском секторе в 2008 году.

Информация о работе Центральный банк России. История развития и современное состояние