Центральный банк, его функции и роль в банковской системе и экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в анализе сущности и роли центрального банка в банковской системе страны и экономике в целом.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- рассмотреть сущность и функции центрального банка;
- определить роль центрального банка в банковской системе и экономике страны;
- проанализировать деятельность Национального банка Республики

Содержание работы

Введение ...……………………………………………………………..…………….5
1 Центральные банки и их роль в банковской системе……………….…………...6
1.1 Функции и задачи центральных банков………………………………………..6
1.2 Центральные банки развитых стран ………………….…...………………….11
2 Национальный Банк Республики Беларусь..……………….……………..…….15
3 Актуальные проблемы деятельности центрального банка и пути их решения…………………………………………………………………….……….23
Заключение …………................................................................................................27
Список использованных источников ......................................................................29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.23 Кб (Скачать файл)

Национальный банк в области валютного регулирования:

    • устанавливает официальные курсы белорусского рубля по

отношению к другим валютам;

    • создает золотовалютные резервы и управляет ими;
    • регулирует обращение валютных ценностей на территории

Республики Беларусь;

    • устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов

и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

    • устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов

нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

    • устанавливает порядок и условия открытия, ведения и режим счетов в

драгоценных металлах резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также резидентов в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

    • устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в

белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

    • устанавливает порядок осуществления операций в белорусских

рублях между резидентами и нерезидентами;

    • устанавливает правила биржевой торговли иностранными валютами

и драгоценными металлами, а также порядок лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами;

    • устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики

валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

    • устанавливает совместно с уполномоченными государственными

органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных инструкций в иностранной валюте;

    • контролирует осуществление банками и небанковскими кредитно

финансовыми организациями валютных операций;

    • устанавливает совместно с уполномоченными государственными

органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за пределы Республики Беларусь драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций;

    • определяет в соответствии с законодательными актами Республики

Беларусь функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

    • определяет меры ответственности, применяемые к банкам и

небанковским кредитно-финансовым организациям за нарушение валютного законодательства;

    • выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных

операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

    • осуществляет другие полномочия, установленные настоящим

Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею. Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства. Главными целями Национального банка в области регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею являются поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Национальный банк определяет правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки степени надежности банка и небанковской кредитно-финансовой организации. Для осуществления регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям. Проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций проводятся представителями Национального банка или по его поручению - аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии Национального банка на проведение аудита. Национальный банк вправе потребовать от банка и небанковской кредитно-финансовой организации сертификации внешней аудиторской организацией (аудитором) годового и любого внутригодового отчета, иной отчетности и представления аудиторского заключения в полном объеме. Аудиторская проверка банка и небанковской кредитно-финансовой организации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторская организация (аудитор) обязана составить заключение аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности банка или небанковской кредитно-финансовой организации, выполнении обязательных нормативов, установленных Национальным банком, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые законодательством Республики Беларусь и уставом банка или небанковской кредитно-финансовой организации. При проведении проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций представители Национального банка, а также аудиторские организации (аудиторы), привлекаемые Национальным банком, вправе:

    • проверять счета и другие документы банка и небанковской

кредитно-финансовой организации;

    • потребовать от администрации и работников банка и небанковской

кредитно-финансовой организации представления информации по любому вопросу, относящемуся к деятельности банка и небанковской кредитно-финансовой организации и осуществляемым ими операциям.

В целях выполнения надзорных функций Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка и небанковской кредитно-финансовой организации в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей) банка или небанковской кредитно-финансовой организации. Полученная в порядке банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Порядок проведения проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций устанавливается Национальным банком.

Национальный банк вправе предъявлять иски в хозяйственный суд о признании недействительными сделок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, заключенных с нарушением законодательства Республики Беларусь. Национальный банк вправе предъявить иск в хозяйственный суд о ликвидации банка или небанковской кредитно-финансовой организации по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь

Национальный банк и Правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Председатель Правления Национального банка является членом Правительства Республики Беларусь. Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, касающихся вопросов единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь, проводят регулярные консультации. Правительство Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Национальный банк представляют друг другу в согласованном ими порядке статистическую, аналитическую и оперативную информацию, необходимую для надлежащего выполнения ими своих функций. Национальный банк не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, действующие на территории Республики Беларусь, представляют в Национальный банк в определяемом им порядке, а республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в согласованном с ним порядке финансовую и экономическую информацию и документацию, необходимые Национальному банку для выполнения его функций.

Прибыль Национального банка образуется в результате осуществления им деятельности в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Национальный банк передает в доход республиканского бюджета часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а остальную часть прибыли использует на создание резервного и иных фондов Национального банка.

Правительство Республики Беларусь предоставляет Национальному банку долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг в сумме, необходимой для покрытия убытков Национального банка, понесенных в результате его деятельности и отраженных в его годовом балансе. Погашение долговых обязательств производится в последующем за счет прибыли Национального банка.

Для Национального банка устанавливается ежегодный отчетный период с 1 января по 31 декабря включительно. Национальный банк ежегодно до 15 апреля представляет Президенту Республики Беларусь годовой отчет о своей работе, утвержденный Правлением Национального банка, с аудиторским заключением.

Годовой отчет Национального банка включает:

    • отчет об исполнении Основных направлений денежно-кредитной

политики Республики Беларусь за прошедший год;

    • годовой баланс, отчет о прибыли и убытках Национального банка.

Годовой отчет Национального банка после его утверждения Президентом Республики Беларусь публикуется в официальных республиканских средствах массовой информации.

Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь может участвовать в деятельности международных банковских фондов, союзов и ассоциаций. Национальный банк представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики Республики Беларусь, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции [1].

  
3 Актуальные проблемы деятельности центрального банка и пути их решения

 

В связи с тем, что в настоящее время мониторинг финансовой стабильности, макропруденциальный анализ, развитие новых форм микропруденциального финансового надзора и регулирования в большинстве стран мира приобрели статус важнейших задач органов, отвечающих за развитие и обеспечение стабильности национальных финансовых систем, и прежде всего центральных банков, вопрос определения роли и места центральных банков в механизме обеспечения финансовой стабильности представляется актуальным.

Обеспечение устойчивости финансовых систем, предотвращение финансовых, валютных и банковских кризисов, снижение их негативных последствий для экономики всегда являлись предметом заботы органов финансового регулирования и надзора, важнейшим приоритетом государственной экономической политики в любой стране мира. В то же время подходы к обеспечению устойчивого развития финансовых систем, механизмы финансового регулирования и надзора подвержены постоянным изменениям, причем особо кардинальным — после очередных крупных финансовых потрясений [6, с. 7].

В нормальных условиях функционирования национальной и мировой экономики устойчивость банковской системы обеспечивается с помощью таких механизмов, как:

— создание общеэкономических условий для эффективного функционирования банков за счет проведения соответствующей денежно-кредитной, валютной и общеэкономической политики;

— рефинансирование банков для сглаживания текущих колебаний ликвидности;

— установление и обеспечение соблюдения нормативов экономической безопасности отдельными банками, включая требования, касающиеся размеров

принимаемых рисков и их ограничений;

— оздоровление, реорганизация или ликвидация экономически несостоятельных банков;

— анализ, прогнозирование и моделирование состояния банковского сектора в целом во взаимосвязи с макроэкономическими условиями;

— создание механизмов защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков.

Именно центральные банки являются институтами, традиционно играющими чрезвычайно важную роль в обеспечении финансовой стабильности. Это обусловлено прежде всего тем, что центральные банки наряду с поддержанием стабильности национальной валюты всегда несли ответственность за устойчивость банковской системы. Банки являются центральным элементом финансовой системы, а возникновение системной нестабильности в банковском секторе весьма отрицательно влияет на финансовую стабильность и имеет крайне негативные                          социально-экономические последствия для страны в целом.

Решение проблем в сфере мониторинга и обеспечения финансовой стабильности видится в:

    • создании общеэкономических условий эффективного

функционирования банков

    • сглаживании текущих колебаний ликвидности банковского сектора
    • поддержании устойчивости финансового состояния частных банков и

Информация о работе Центральный банк, его функции и роль в банковской системе и экономике