Центральный банк, его функции и роль в банковской системе и экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в анализе сущности и роли центрального банка в банковской системе страны и экономике в целом.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- рассмотреть сущность и функции центрального банка;
- определить роль центрального банка в банковской системе и экономике страны;
- проанализировать деятельность Национального банка Республики

Содержание работы

Введение ...……………………………………………………………..…………….5
1 Центральные банки и их роль в банковской системе……………….…………...6
1.1 Функции и задачи центральных банков………………………………………..6
1.2 Центральные банки развитых стран ………………….…...………………….11
2 Национальный Банк Республики Беларусь..……………….……………..…….15
3 Актуальные проблемы деятельности центрального банка и пути их решения…………………………………………………………………….……….23
Заключение …………................................................................................................27
Список использованных источников ......................................................................29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.23 Кб (Скачать файл)

В начале своей деятельности организационный комитет должен был определить с помощью экспертов и советников и после анализа необходимой информации не менее восьми и не более двенадцати городов Федерального резерва, где размещались бы главные конторы банков Федерального резерва. Такие округа, как указывалось в законе, не должны были обязательно вписываться в границы штатов, но непременно отражать обычный порядок ведения дел.

Со временем законом предусматривается возможность изменения округов Федерального резерва, а также городов, отделений банков Федерального резерва (БФР), контор. Надо заметить, что с самого начала были созданы двенадцать БФР, определены двенадцать городов и округов Федерального резерва. Границы округов менялись, но незначительно, а города остались те же, также в количестве двенадцати.

По приведенному списку можно судить о размерах округов ФР и концентрации банковского капитала. Самые большие по площади округа имеют наибольшее число отделений с целью охвата всей территории: иногда сами отделения могут иметь объем операций, равный по сумме объему операций головной конторы. Наличие большого числа контор (помимо головной) свидетельствует о концентрации банковского капитала.

Каждый банк является членом СФР и решения главного органа – Совета управляющих, а также Федерального комитета по операциям на открытом рынке строго обязательны для руководства банков Федерального резерва.

Банк Федерального резерва представляет собой корпорацию, т.е. юридическое лицо, созданное в форме публичной корпорации (или акционерного общества).

Все банки Федерального резерва создавались с капиталом не менее четырех миллионов долларов паевого подписного (т.е. на который необходимо было собрать подписку) капитала.

Членами банка Федерального резерва могут быть любые лица, как физические, так и юридические.

Кроме того, членами БФР должны быть все банки штатов (т.е. банки, имеющие лицензию высших исполнительных органов штата на деятельность на всей территории данного штата) с суммой паевого капитала в один миллион долларов и выше.

Среди первоначальных пайщиков БФР было правительство Соединенных Штатов. Однако когда система окрепла необходимость в этом отпала.

Любые другие банки могут быть членами БФР при соблюдении ими определенных требований.

Другие лица физические лица, объединения, корпорации могут быть в числе пайщиков БФР, причем пакет акций каждого из таких членов не должен превышать 25 тысяч долларов. Права голоса у них нет.

В центре кредитной системы Франции находится Банк де Франс, созданный в 1800 году в форме акционерного общества с капиталом 30 млн. франков. Через 145 лет после своего образования он становится центральным государственным банком страны.

Банк де Франс имеет право принимать регламенты и вырабатывать нормы профессиональной деятельности.

Банк де Франс уполномочен давать заключения по всем вопросам кредитной политики. Он участвует в подготовке и проведении мероприятий, осуществляемых в этой области на основе постановлений правительства.

Банк де Франс в настоящее время превратился из банка, обслуживающего кредитные учреждения и частных лиц, в «банк банков». Главными его клиентами являются банки и государство. Несмотря на это, законодательство не исключает предоставления кредитов частным лицам. Однако всего несколько предпринимателей, имеющих с давних пор счета в этом банке, продолжают пользоваться его услугами [16, с. 250].

 

2 Национальный банк Республики Беларусь

 

Становление Национального банка Республики Беларусь как центрального банка – первого уровня отечественной банковской системы – связано с принятием в декабре 1990г. законов «О национальном  банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». В результате на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусью [8, с. 63].

 Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь , законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Уставом Национального банка Республики Беларусь  и независим в своей деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Высший орган управления – Правление Национального банка – определяет основные направления деятельности Национального банка, осуществляет общее руководство на основе принципа коллегиальности. Количественный состав Правления определяется Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет.

На рисунке Б представлена организационная структура Национального банка Республики Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • обеспечение стабильности банковской системы Республики Беларусь;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Национальный банк выполняет следующие функции:

  • разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики

Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

  • осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей

деятельности Национального банка;

  • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их

рефинансирование;

  • осуществляет эмиссию денег;
  • осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
  • формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов

и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

  • создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом

Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

  • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в

соответствии с законодательством Республики Беларусь;

  • регулирует кредитные отношения;
  • регулирует и организует денежное обращение;
  • выполняет функции финансового агента Правительства Республики

Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;

  • устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций и

др.

Свои функции Национальный банк реализует путем проведения активных и пассивных операций [10].

Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег.

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком в форме выпуска в обращение безналичных и наличных (банкнот и монет) денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у юридических и физических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей деятельности Национального банка. Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Национальным банком при утверждении и реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Национальный банк эмитирует белорусский рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен.

Национальный банк определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации. Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для перевода на всей территории Республики Беларусь. Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им наличных денег. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Срок изъятия банкнот и монет не может быть менее одного года и не должен превышать пяти лет. При этом не допускается установление каких-либо ограничений по суммам или субъектам обмена. Решение об объявлении недействительными (утратившими силу законного платежного средства) банкнот и монет, выпущенных в обращение Национальным банком, и их обмене на банкноты и монеты нового образца принимается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Национальный банк обязан предварительно поставить в известность Правительство Республики Беларусь о выпуске в обращение новых банкнот и монет. Национальный банк без ограничений обменивает ветхие банкноты и поврежденные банкноты и монеты в соответствии с установленными им правилами. Национальный банк создает резервные фонды банкнот и монет и распоряжается этими фондами. Национальный банк имеет право выпускать в качестве объектов коллекционирования памятные банкноты, юбилейные и памятные монеты, а также слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и недрагоценных металлов. Памятные банкноты, а также юбилейные, памятные и слитковые (инвестиционные) монеты могут обращаться как в качестве законного платежного средства, так и в качестве предметов коллекционирования по стоимости, отличающейся от номинальной. Национальный банк вправе осуществлять вывоз за пределы таможенной территории Республики Беларусь юбилейных, памятных и слитковых (инвестиционных) монет, а также их реализацию на международном рынке.

Национальный банк определяет основные направления развития платежной системы Республики Беларусь. Национальный банк устанавливает правила, формы, сроки и стандарты при проведении безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь и ответственность за их нарушение. Национальный банк ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам. Национальный банк вправе использовать этот архив для статистической и иной обработки, а также для обеспечения свидетельства о деятельности и операциях, осуществляемых при проведении межбанковских расчетов.

Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области денежного обращения устанавливает:

    • порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с

денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;

    • правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и

других ценностей;

    • правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
    • правила определения признаков платежности наличных денег,

порядок замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

Национальный банк в области кредитных отношений устанавливает:

    • объем кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком;
    • систему рефинансирования банков;
    • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном

банке (резервные требования);

    • процентные ставки по кредитам Национального банка (ставку

рефинансирования Национального банка).

Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Национальным банком. Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по различным видам своих операций и в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц.

Информация о работе Центральный банк, его функции и роль в банковской системе и экономике