Центральный банк – первая ступень двухуровневой банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой работы – определить место и роль банковской системы в экономике страны на примере Республики Беларусь.
Выполнение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- рассмотреть виды и функции банков;
- раскрыть понятие, структуру и принципы построения современной банковской системы;
- показать существующие виды банковских систем;
- определить основные цели и функции Национального банка Республики Беларусь

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Банки и банковская система ..………………………..………………………….5
1.1 сущность и функции банков....………………………………………………..5
1.2 Виды банков……………………………………………………………………7
1.3 Банковская система……….…………………………………………………..10
2 Центральный банк – первая ступень двухуровневой банковской
системы ……………………………………………………………………………12
2.1 Особенности правового положения Национального банка Республики
Беларусь……………………………………………………………………………..12
2.2 Денежно-кредитная политика Национального банка ..……………………...14
3 Коммерческий банк – вторая ступень двухуровневой банковской
системы …………………………………………………..…………………………16
3.1 Организационная структура коммерческих банков……………………….....16
3.2 Принципы деятельности коммерческих банков……………………………...17
3.3 Взаимоотношения Национального банка Республики Беларусь с коммерческими банками……………………......................................................................19
4 Развитие банковской системы Республики Беларусь………………………….21
4.1 Этапы создания банковской системы Республики Беларусь……………….21
4.2 Функционирование банковской системы Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………………23
4.3 Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь……….27
Заключение………………………………………………………………..............31
Список использованных источников……………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.docx

— 105.37 Кб (Скачать файл)

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается  в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не  может давать им приказов.

Для создания и функционирования коммерческого банка необходим  определенный собственный капитал, который образует финансовую базу развития банка. Собственный капитал служит для страхования интересов вкладчиков и финансового обеспечения своей оперативной деятельности. Поэтому размер собственного капитала – это важный фактор обеспечения надежности работоспособности банка и, следовательно, должен находиться под жестким контролем органов, регулирующих деятельность коммерческих банков.

Собственный капитал коммерческого  банка выполняет три основные функции:

1) защитную;

2) оперативную;

3) регулирующую [15, с. 149].

Защитная  функция собственного капитала включает в себя страхование вкладов и депозитов, гарантирующее интересы кредиторов коммерческого банка в случае его ликвидации или банкротства, а также обеспечение функционирования банка даже в случае появления убытков в его текущей деятельности.

Чем выше в стране уровень  развития страхования вкладов, депозитов  и ссудных операций коммерческих банков, тем меньше требования к  защитной функции и тем меньшей  может быть доля собственного капитала в активах коммерческих банков. В  условиях экономической и финансовой нестабильности, хронической инфляции деятельность коммерческих банков подвергается дополнительному риску, что повышает требования к защитной функции собственного капитала.

Оперативная функция собственного капитала в банковской сфере значительно меньше выражена, чем в других сферах предпринимательской деятельности. Однако недооценивать ее не следует. Особенно ощутима роль этой функции в начале деятельности коммерческого банка. За счет собственного капитала финансируется приобретение необходимых для коммерческого банка помещений, их строительство или аренда, оснащение организационной и вычислительной техникой и т.д.

Регулирующая  функция собственного капитала банка сводится к тому, что среди устанавливаемых регулирующими органами для коммерческих банков экономических нормативов важное место отводится тем, при исчислении которых используется собственный капитал банка. Это такие показатели, как отношение собственного капитала к пассивам или активам банка, к активом с повышенным риском и т.д.

Перед коммерческими банками  стоит важная задача – выбрать  такой порядок формирования собственного капитала, который при минимуме затрат на образование и функционирование обеспечивал бы выплату достаточных дивидендов акционерам, создавая тем самым условия для дальнейшего развития коммерческого банка.

 

 

3.3 Взаимоотношения  Национального банка Республики  Беларусь

с коммерческими  банками

 

 

В Республике Беларусь регулирование  деятельности коммерческих банков осуществляется различными органами, но важнейший из них – Национальный банк Республики Беларусь.

Коммерческие банки имеют  право осуществлять банковскую деятельность с момента их регистрации в Национальном банке.

Государственное регулирование  деятельности коммерческих банков Национальным банком Республики Беларусь осуществляется посредством:

- государственной регистрации коммерческих банков (Коммерческие банки имеют право осуществлять банковскую деятельность с момента их регистрации в Национальном банке);

- лицензирования банковских операций;

- установления запретов и ограничений для коммерческих банков;

- установления экономических нормативов для коммерческих банков;

- надзора за деятельностью коммерческих банков, выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных Банковский Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь;

- выявления случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции.

Таким образом, за Национальным банком Республики Беларусь закреплено право регулирования  за деятельностью банков, филиалов и представительств банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования. О пользе такого решения свидетельствуют следующие аргументы:

- наличие у Национального банка сети управлений, отделов, что представляет возможность осуществлять надзор за банками на местах, используя свою инфраструктуру и подготовленные кадры;

- возможность экономить время и исключить затраты на создание какого-либо нового специализированного органа по надзору;

- возможность использовать получаемую Национальным банком отчетность о деятельности банков и контролировать развитие операций банков, их финансовое положение и влияние на экономику;

- большой исторический опыт банковского надзора со стороны центральных банков других государств;

- связь с международными организациями в области надзора [13, с.459] .

Деятельность банков направляется банковским законодательством Республики Беларусь, которое представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. Банковское законодательство определяет принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, выстраивает отношения между ними, а также устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.

К актам банковского законодательства относятся: законодательные акты Республики Беларусь; распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный  характер; постановления Правительства  Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь; нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления [3, с. 8].

Исключительное место  в системе банковского законодательства занимает Банковский кодекс Республики Беларусь.

 

 

  1. Развитие банковской системы Республики Беларусь

 

4.1 Этапы создания банковской системы Республики Беларусь

 

 

Распад СССР, а вместе с ним, и общесоюзной кредитной системы вынудил правительство Беларуси ускорить процесс реорганизации собственной банковской системы.

Так как существенную роль в обеспечении реальной экономической  самостоятельности играет банковская система, то уже в Декларации Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», принятой 27 июля 1990 года, говорилось: «Белорусская ССР образует Национальный банк, подчиненный Верховному Совету республики, создает свою финансово-кредитную систему, подтверждает права собственности на специализированные банки, находящиеся на ее территории» [7, с.165].

В «Основных положениях программы  перехода Белорусской ССР к рыночной экономике», одобренных высшим законодательным органом республики в октябре 1990г., эта задача переводится уже в русло практических действий: «В республике создается собственная банковская система, включающая Национальный банк БССР, Сбербанк БССР и коммерческие банки (акционерные, кооперативные и др.)...» [7, c.167].

21 декабря 1990г. Верховный  Совет БССР принял постановление  о создании двухуровневой банковской системы, предполагавшей наличие Центрального банка как банка первого уровня и сети коммерческих банковских учреждений, представляющих второй уровень.

Начало созданию современной  банковской системы положили принятые в конце 1990 г. законы «О Национальном банке», «О банках и банковской деятельности». В последующий период шло формирование национальной банковской системы.

В 1990г. учреждается Ассоциация коммерческих банков республики как  добровольное объединение, которое  ставило своей задачей осуществление  координации деятельности банковских учреждений, защиту и представление их интересов, реализацию совместных программ, оказание им маркетинговых и иных услуг.

В августе 1990 г. был образован Национальный банк Беларуси. Главной целью этого банка являлось обеспечение внутренней и внешней устойчивости денежной единицы, поддержание стабильности цен. Его основными задачами стали выработка совместно с правительством и проведение денежно-кредитной политики, регулирование деятельности банков. Национальный банк выступает в роли банкира, экономического советника и финансового агента правительства, представляет страну во всех организациях, в том числе международных, по вопросам денежно-кредитной политики.

1991г. вошел в историю  кредитной системы страны как  год создания банков. Примерно половина из 25 образованных коммерческих банков была сформирована на базе учреждений бывших государственных специализированных банков, вторая половина – вновь созданные коммерческие и кооперативные банки.

К числу наиболее крупных  относились пять банков с собственным  капиталом, превышающим 500 млн. руб.: белорусский акционерный коммерческий промышленно-строительный банк «Белпромстройбанк», белорусский акционерный коммерческий агропромышленный банк «Белагропромбанк», белорусский акционерный коммерческий банк реконструкции и развития «Белбизнесбанк», акционерный коммерческий банк «Приорбанк», банк внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь «Белвнешэкономбанк». К крупным банкам относился также Сберегательный банк Республики Беларусь с широкой сетью филиалов, охватывавшей большинство населенных пунктов страны.

Хотя все коммерческие банки, кроме Сберегательного банка  Республики Беларусь, были универсальными кредитными учреждениями, на практике обозначилась определенная специализация. «Белпромстройбанк» обслуживал крупные промышленные и строительные предприятия, «Белагропромбанк» - сельскохозяйственные субъекты, предприятия перерабатывающих отраслей, заготовительные организации, потребительскую кооперацию. «Приорбанк» кредитует инновационные проекты, «Дукат» – предприятия легкой промышленности, «Вестбанк», «Виткомбанк», «Гомельсоцбанк», «Белбизнесбанк» обслуживали торговую и социальную сферы.

Создание коммерческих банков проходило тремя основными путями. Первый предполагал приватизацию бывших государственных специализированных банков или их отделений. На базе отделений Сбербанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Внешэкономбанка СССР были образованы крупнейшие банки республики: Акционерный Сберегательный банк, «Белагропромбанк», «Белбизнесбанк», «Белпромстройбанк», «Белвнешэкономбанк», «Приорбанк», «Поиск» и некоторые другие банковские учреждения. Значительная доля уставного капитала в этих банках принадлежала крупнейшим предприятиям и объединениям республики.

Второй путь создания банков – привлечение финансовых ресурсов крупных предприятий, организаций, ведомств. К таким банкам относились          «Белжелдорбанк», «Белсвязьбанк», «Белкоопбанк».

Третий путь – использование финансов частных фирм, торгово-посреднических групп. Эти банки впоследствии и занимались обслуживанием своих учредителей, а также обменными валютными операциями. Высокая степень зависимости таких банков от их собственников привела затем многие из них к банкротству («Магнатбанк», «Содружество», «Сож» и др.) [19, с. 67].

Банковский сектор республики быстрее, чем другие отрасли экономики, адаптировался к новым условиям хозяйствования, и рыночные преобразования осуществлялись здесь относительно последовательно. Это проявлялось  в росте числа новых банков, большинство из которых создавались  негосударственными предприятиями и частными лицами. Этому способствовали высокая прибыльность банковского бизнеса, низкая минимальная сумма уставного фонда, которая требовалась для образования нового банка.

В последующие годы банковскую систему Беларуси потрясли банкротства нескольких банков, что привело к укрупнению банковской сферы. Развитию этого процесса способствовало решение руководства республики о слиянии «Беларусбанка» и Сберегательного банка, в результате которого возник крупнейший в стране АСБ «Беларусбанк». Уже в 1995г. количество банков сократилось с 48 до 40. Однако удвоились их уставные фонды, почти в три раза вырос собственный капитал.

Характерной особенностью банковской системы середины 90-х гг. являлся процесс концентрации капитала. Выделяются шесть крупных системообразующих банков – АСБ «Беларусбанк», «Белпромстройбанк», «Белагропромбанк», «Приорбанк», «Белбизнесбанк» и «Белвнешэкономбанк», которые сосредоточили свыше 80% всех активов.

Особую функциональную роль в банковской системе играет АСБ  «Беларусбанк», который сконцентрировал около трети совокупных активов действующих банков и половину вкладов населения.

Информация о работе Центральный банк – первая ступень двухуровневой банковской системы