Ценные бумаги, их виды и особенности обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является на основе изученного материала выработать предложения по совершенствованию операций с облигациями в государстве.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность понятия «ценная бумага»;
2. раскрыть виды ценных бумаг;
3. охарактеризовать процесс обращения ценных бумаг в РБ;
4. проанализировать особенности обращения облигаций в РБ;
5. выработать предложения по совершенствованию операций с облигацией в РБ.

Содержание работы

Введение
1 Ценные бумаги: понятие, сущность и их классификация
1.1 Понятие ценных бумаг
1.2 Классификация ценных бумаг и их виды
1.3 Особенности обращения ценных бумаг
2 Проблемы, связанные с обращением облигаций в Республике Беларусь
2.1 Понятие и сущность облигации, виды облигаций
2.2 Особенности обращения облигации в Республике Беларусь
3 Основные направления совершенствования операций с облигациями в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Смысл приобретения конвертируемой в обыкновенные акции облигации состоит в том, чтобы, с одной стороны, гарантировать получение дохода, приносимого облигацией в случае не очень успешной работы АО, а, с другой стороны, сохранить возможность увеличить доход, конвертировав облигацию в акцию, если по ней стали выплачиваться высокие дивиденды. Первичными покупателями облигаций являются, как правило, институциональные инвесторы.

  1. неконвертируемые облигация.

Жилищная облигация - это именная ценная бумага, удостоверяющая внесение её владельцам денежных средств на строительство жилья определенной площади.

Номинальная стоимость  облигации может выражаться в  белорусских рублях или иностранной  валюте и имеет эквивалент, выраженный в квадратных метрах общей площади  жилого помещения.

Эмитентом жилищных облигаций могут быть юридические лица - резиденты Республики Беларусь, обладающие правами застройщика, имеющие разработанную проектную документацию на объект жилищного строительства и участок земли, выделенный под это строительство.

Биржевая облигация - это именная ценная бумага, номинированная в белорусских рублях, со сроком обращения не более года, размещение и обращение которых осуществляется на бирже.

Регистрации биржевых облигаций осуществляется биржей бесплатно. Исполнение обязательств эмитента не обеспечивается, также не требуется публикация краткой информации о выпуске в СМИ. Проспект эмиссии предоставляется бирже.

Требования  к эмитентам биржевых облигаций:

1. Стоимость  чистых активов эмитента должна  быть не менее 1 000 000 базовых  величин для банков, 500 000 базовых величин для небанковских кредитно-финансовых организаций, 100 000 базовых величин для всех оставленных эмитентов.

2. Отсутствие  убытков от реализации или  чистый убыток на дату принятия  решения о выпуске облигаций,  а также отсутствие чистого  убытка в течении двух лет, предшествующих принятию такого решения.

3. Ценные бумаги  эмитента уже должны быть допущены к торгам на бирже [ПРИЛОЖЕНИЕ Б].

Несмотря на специфику эмиссии и характеристики каждого вида облигации, они обладают одним общим качеством – являются долговыми обязательствами, свидетельством ссуды, предоставленной кредитором заемщику. За пользование занятыми деньгами эмитент облигации должен выплатить их держателю вознаграждение в виде процента в течение всего срока владения облигацией. Общая сумма, подлежащая возврату, называется основной суммой займа, или номинальной стоимостью.

Дата возврата суммы займа принято называть датой погашения, ставку процента – купоном, время до погашения – сроком обращения.

Участники рынка  облигаций:

Эмитенты – организации, осуществляющие выпуск ценных бумаг и несущие от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг.

Генеральные агенты – профессиональные участники рынка ценных бумаг, действующие на рынке за счет и по поручению эмитента.

Инвесторы  – физические  или  юридические  лица,  которые  вкладывают свои денежные средства в ценные бумаги с целью получения дохода. Инвесторами на рынке облигаций являются дилеры и их клиенты.

Дилеры –  профессиональные участники рынка ценных бумаг, совершающие сделки с облигациями  как  за  свой  счет,  так  и  за счет  и  по поручению своих клиентов.

Клиенты – юридические  и физические лица, инвесторы рынка облигаций, обслуживаемые на рынке дилерами и депозитариями-депонентами.

Существует  два способа размещения облигаций:

    1. Закрытая продажа (размещение облигаций среди лиц, количество которых не превышает 100 и круг их заранее определен);
    2. Открытая продажа (размещение облигаций среди лиц, количество которых превышает 100 или их круг индивидуально заранее не определен).

При проведении закрытой продажи облигаций эмитентом с использованием услуг профессионального участника рынка ценных бумаг подготавливается решение о выпуске облигаций.

При проведении открытой продажи облигаций эмитентом помимо решения о выпуске облигаций с использованием услуг профессионального участника рынка ценных бумаг подготавливаются проспект эмиссии, а также краткая информация об открытой продаже облигаций. Краткая информация должна быть опубликована в СМИ не ранее чем 30 дней и не позднее чем за 1 день до начала размещения облигаций. Проспект эмиссии облигаций должен находиться во всех местах их размещения. С момента государственной регистрации облигаций до даты начала их размещения эмитент вправе изменять параметры выпуска облигаций за исключением объёма эмиссии, номинальной стоимости и их типа.

 

 

 

 

 

Инфраструктура  облигационного рынка

Перечисленных участников рынка часто называют игроками или операторами рынка облигаций. Кроме них инфраструктуру рынка облигаций еще обслуживают следующие субъекты рынка.

Биржи – профессиональные участники рынка ценных бумаг, выступающие в качестве организаторов торговли на первичном, вторичном рынке и при погашении облигаций.

Расчетные депозитарии  – профессиональные участники рынка  ценных бумаг, осуществляющие централизованный учет операций с облигациями и депозитарное обслуживание депозитариев-депонентов.

Депозитарии-депоненты  – профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарное обслуживание инвесторов рынка.

Расчетные центры – небанковские кредитные организации, обслуживающие расчеты по сделкам с облигациями.

Операторы рынка  облигаций оказывают активное влияние на формирование рыночных цен, отражающих равновесие между спросом и предложением на ценные бумаги.

Поскольку круг инвесторов составляют дилеры и их клиенты, а генеральные агенты, являясь посредниками, представляют интересы эмитентов, то можно говорить, что игра на облигационном рынке ведется между инвесторами и эмитентами, а также между самими инвесторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности обращения облигации в Республике Беларусь

Выпуск облигаций  предприятием – достаточно сложная  процедура, состоящая из нескольких этапов:

  1. Подготовительный – принятие решений о целесообразности выпуска облигаций, выбор оптимального вида облигаций, принятие официального решения, подготовка и регистрация проспекта эмиссии.
  2. Размещение облигаций среди инвесторов.
  3. Регистрация отчета о выпуске, организация вторичного рынка.

На каждом этапе  эмитент может столкнуться с  рядом проблем.

На подготовительном этапе наиболее трудным для многих предприятий видится проблема подготовки проспекта эмиссии, т.к. это довольно обширный документ.

Значительно больше проблем таит в себе процедура  непосредственного размещения облигаций, т.е. продажа их инвесторам. Кто купит  облигации? – основной вопрос при решении выпуска облигаций.

Вторичный рынок  никогда не возникает сам по себе, без усилий эмитента. Реально предприятие  не должно рассчитывать на то, что сразу  же удастся разместить на рынок крупный  выпуск облигаций. Первоначально может быть размещен лишь сравнительно незначительный объем. И от того, удастся ли предприятию создать вторичный рынок для этого объема облигаций, показать привлекательность своих облигаций, будет зависеть возможность предприятия в дальнейшем дополнительно размещать более значительные объемы.

Исходя из размеров компаний и целей выпуска облигаций, выбирают оптимальные параметры  займа:

  1. Срок обращения.
  2. Реализация по закрытой подписке или среди неограниченного круга инвесторов.
  3. Процентная ставка.
  4. Форма выпуска.

Наиболее важными  проблемами белорусского рынка ценных бумаг в настоящее время являются:

- недостаточные  темпы рыночных преобразований  в республике и низкая инвестиционная  активность, оказывающие негативное  влияние на развитие самого фондового рынка;

- высока доля государства в акционерном капитале;

- чрезвычайно  завышены ставки налогообложения  на рынке ценных бумаг, что  серьезно тормозит развитие данного рыночного института.

- проблема заинтересованности населения. Поскольку население (мелкие инвесторы) оказывают существенное влияние на процессы на рынке ценных бумаг, необходимо создать условия, способствующие повышению инвестиционной активности населения. Это требует решения ряда проблем социального или психологического характера, как то отсутствие инвестиционной культуры и экономической грамотности среди населения, предубеждение против рынка ценных бумаг, склонность к использованию других инструментов сбережения и накопления денежных средств и т.д. Решение этих вопросов абсолютно нереально без интенсивной государственной поддержки;

- неразвит такой  сегмент рынка, как рынок корпоративных облигаций.

Основной причиной, препятствующей развитию рынка корпоративных  облигаций, является существование  неравных условий налогообложения  доходов, полученных от операций с различными видами ценных бумаг, в том числе выпущенных различными эмитентами. В этой связи считаю необходимым устранение неравных условий посредством перевода доходов от операций с ценными бумагами на общий порядок налогообложения.

Уменьшение  ставки налога на доходы, полученные инвесторами при погашении таких облигаций, позволило бы значительно активизировать процесс инвестирования предприятий, в основном за счет внутренних источников. Кроме того, при снижении налога на доходы от операций с корпоративными ценными бумагами можно ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет увеличения объемов совершаемых операций.

Актуальной  остается также проблема недостаточного уровня инвестиционной культуры населения  и самих предприятий.

Уже несколько  лет на рынке корпоративных облигаций Беларуси наблюдается бум – стремительно растет число эмитентов облигаций и объем эмиссии. Однако данная популярность носит довольно странный характер, т. к. она не затронула предприятия, составляющие основу экономики страны. А за рубежом размещаются, большей частью, облигации как раз подобных предприятий.

В списке эмитентов  облигаций в Беларуси преобладают  государственные энергетические организации, а также сравнительно небольшие  компании из сфер строительства и  недвижимости, торговли и профессиональной деятельности на финансовом рынке.

Всего, по данным Минфина, в 2011 году облигации в Беларуси выпустили 178 компаний на Br 42,9 трлн, из них 26 банков (Br 22 трлн), 131 небанковская организация (Br 18,2 трлн), а также 21 орган  местной власти (Br 2,7 трлн).

По сравнению  с 2011 годом в 2012 году объем эмиссии зарегистрированных выпусков в целом увеличился в 2,8 раза, а небанковские организации увеличили объем эмиссии в 6,4 раза.

Столь значительные объемы размещения объясняются льготами: доходы, полученные от операций с облигациями в пределах их текущей стоимости, не облагаются налогом на доходы. А расходы эмитента, связанные с выпуском облигаций, включаются в себестоимость. Такой порядок действует с 1 апреля 2008 года до 1 января 2013 года.

Льготы делают выгодным выпуск облигаций вместо получения  банковских кредитов. Подобная цель выпуска  облигаций предприятиями приводит к отсутствию их вторичного рынка: ценные бумаги оседают у банка или  компании, финансирующей предприятие.

Банки и исполкомы  выпускают, в основном, долгосрочные облигации (со сроками обращения  более года). Поэтому в обращении  на рынке Беларуси находятся, в большей  мере, банковские облигации (на сумму Br 7,9 трлн). Облигаций небанковских субъектов  хозяйствования в то же время было всего на Br 19,5 трлн.

 

Строительство, торговля, финансы

 Минфин ежеквартально  публикует данные о выручке  и прибыли эмитентов облигаций,  и в настоящее время есть  данные за три квартала 2012 года. В списке эмитентов на тот период 134 эмитента (без банков и местных органов власти).

Судя по этому  списку, облигационный бум в Беларуси носит довольно странный характер: в числе эмитентов практически  нет крупных предприятий, составляющих основу белорусской экономики.

Из числа  известных производственных стабильно работающих предприятий РБ – Гомсельмаш и Могилевхимволокно.  В список 10-ти крупнейших попали еще ЗАО «Айгенис» (финансовое посредничество) и торговое ООО «ЕВРОТОРГ».

Информация о работе Ценные бумаги, их виды и особенности обращения