Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 93.34 Кб (Скачать файл)

-совершенствование  регулирования рисков, принимаемых  кредитными организациями при  осуществлении операций и сделок  кредитного характера, в том  числе со связанными с ними  лицами и связанными должниками;

- дальнейшее  развитие содержательных подходов  к организации надзора, в том  числе на консолидированной основе, направленных на повышение качества  надзорной оценки экономического  положения банков, выявления проблем  в их деятельности на ранних  стадиях из возникновения, своевременное  и адекватное применение корректирующих  мер;

- совершенствование  подходов к регулированию и  управлению рисками, связанными  с использованием кредитными  организациями современных информационных  систем, в том числе систем  дистанционного банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения  ущерба интересам клиентов этих  организаций и вовлечения таких  организаций в противоправную  деятельность.

     Дополнительное  внимание Банк России намерен уделить  вопросам регулирования деятельности кредитных организаций по предоставлению населению потребительских (включая  ипотечные) кредитов и других розничных  продуктов, а также вопросам оказания коммерческими организациями, не являющимися  кредитными организациями, посреднических (агентских) услуг кредитным организациям. Важной частью работы будет активизация усилий Банка России совместно с государственными органами исполнительной власти и банковским сообществом по повышению финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации, в частности в сфере банковской деятельности и банковских услуг, путем реализации собственных инициатив, участия в соответствующих национальных и международных программах.

     В 2009-2012 годах основными задачами Банка  России в области инспекционной  деятельности будут организация  и проведение проверок кредитных  организаций (их филиалов) по основным направлениям банковской деятельности, оказывающим решающее влияние на устойчивость кредитных организаций.

     Банком  России будет продолжена работа по совершенствованию методического  и нормативно-правового обеспечения  инспекционной деятельности.

     Продолжится совершенствование процедур ликвидации кредитных организаций, у которых  отозвана лицензия на осуществление  банковских операций, в частности:

- регулирования  ликвидационного неттинга в отношении обязательств по финансовым сделкам;

- совершенствования  положений об оспаривании сделок  должника при осуществлении процедуры  банкротства и привлечении к  субсидиарной ответственности за  доведение до несостоятельности  (банкротства) лиц, имеющих или  имевших право давать указания, обязательные для исполнения  должником;

- обеспечения  сохранности электронных баз  данных об операциях кредитных  организаций и архивов, а также  ответственности руководства кредитных  организаций за их сохранность.

    Банк  России предпримет меры по дальнейшему  развитию и совершенствованию нормативно-правового  регулирования и методического  обеспечения деятельности кредитных  организаций по исполнению требований Федерального закона «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в частности по вопросам идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей, оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированиятерроризма, а также критериям выявления и признакам необычных сделок с учетом 5результатов Отчета третьего раунда взаимных оценок системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма по Российской Федерации, подготовленного экспертами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также на основании анализа правоприменительной практики и материалов проверок кредитных организаций в соответствии с его компетенцией. 

     2.2 Банковская система  России в условиях  мирового финансового  кризиса

     Возобновление роста банковского сектора не решило структурных проблем, стремительно нараставших в последнее время, а скорее усугубило их. Кредитование корпоративного и розничного сегментов, хотя и продолжало замедляться, по-прежнему росло высокими темпами: дисбаланс  между кредитами и депозитами увеличился за месяц почти на 80 млрд. руб. После провальных темпов июля в августе 2008 г. темпы роста активов, казалось бы, восстановились, достигнув 3.2% за месяц (в июле - 1.0%). При этом и привлеченные, и собственные средства банков росли быстрее, чем в июле: привлеченные средства увеличились за рассматриваемый период на 3.4% (за июль - 0.9%), а собственные - на 2.4% (1.4%).

     Наибольший  вклад в рост ресурсной базы банков в августе текущего года внесли средства клиентов корпоративного сектора, обеспечив  более трети прироста активов. Наиболее быстро росли бюджетные счета  и депозиты, однако, их вклад был  более скромен - около 15% месячного прироста активов. Расширение же иностранных пассивов оказалось исключительно «бухгалтерской» операцией, обусловленной повышением курса доллара к рублю. Объем средств нерезидентов, номинированных в долларах, сократился.

     В августе 2010 г. продолжалась активная господдержка банковского сектора - объем бюджетных счетов и депозитов вырос на 112 млрд. руб., или более чем на 15%. В отличие от предыдущего месяца рост бюджетных средств почти целиком пришелся на депозиты федерального бюджета, задолженность по которым увеличилась за месяц на 107 млрд. руб. - с 66 до 173 млрд. руб.

    Основными получателями государственных денег  оставалась тройка крупнейших банков: на Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк  пришлось 85 млрд. руб. (или 80% увеличения средств федерального бюджета в  банках). Потребность именно этих банков в дополнительном фондировании остается под вопросом. Так, они не только не испытывали проблем с ликвидностью, но и оказались способными нарастить  вложения в иностранные активы (и  стали одним из основных каналов  оттока капитала из страны).

     Операции  рефинансирования банков со стороны Банка России в августе 2010 г. обеспечили дополнительный рост ресурсной базы на 95 млрд. руб., или примерно на 13% увеличения совокупных активов. Отметим, что рефинансирование оказалось в меньшей степени сконцентрированным среди крупнейших и государственных банков, чем размещение бюджетных средств. На первую тройку крупнейших банков пришлось 53% от прироста обязательств кредитных организаций перед Банком России, а более 20% досталось мелким и средним банкам, тогда как на долю этих последних пришлось лишь менее 8% прироста бюджетных ресурсов.

     Почти половина августовского прироста совокупных активов банковского сектора (47%) пришлась на расширение иностранных  активов банков. Рост кредитного портфеля был умеренным и практически  совпадал с общей динамикой активов, а ликвидные активы продолжали сокращаться.

     Иностранные активы банков в августе 2010 г. выросли на 9.9 млрд. долл. - это наибольший отток средств российских банков за рубеж с начала первого витка мировой финансовой нестабильности в конце лета 2008 г. Тогда (в сентябре 2008 г.) месячный рост иностранных активов составил 11.8 млрд. долл.

     Однако  уже в сентябре 2009 г. прошлогодний рекорд был превзойден. Исходя из оценок платежного баланса сентябрьское увеличение иностранных активов банков достигло 18 млрд. долл. В целом за третий квартал текущего года банки выступили в роли главного канала утечки капитала. Так, по оценкам Банка России, отток капитала из негосударственного сектора в третьем квартале достиг 16.6 млрд. долл. В то же время иностранные активы банков выросли за три месяца на 24.6 млрд. долл., в том числе за август-сентябрь - на 27.8 млрд. долл.

   При этом объем бюджетных средств, предоставленных  банкам из федерального бюджета, за август-сентябрь (за вычетом погашенных депозитов) оценивается  в 25.1 млрд. долл. Резкого сокращения задолженности по зарубежным займам в банковском секторе в данный период не наблюдалось: уменьшение иностранных  пассивов банков за два месяца составило  не более 1.5 млрд. долл. Из этого можно  заключить, что средства, полученные банками от денежных властей, пока использовались не для компенсации оттока внешних заимствований, а, наоборот, стимулировали наращивание иностранных активов и игры на курсах валют.

   Глобальный  кризис принципиально изменил структуру  денежного предложения в России. В период 2004-2007 гг. практически весь рост активов Банка России приходился на расширение международных резервов. Темпы роста денежного предложения зависели преимущественно от размеров бюджетных ресурсов, размещенных в ЦБР, - увеличение такой «стерилизации» сокращало объем денежной базы по сравнению с потенциально 6возможным (в случае направления всех эмитированных рублей в экономику). При этом заложенный в бюджет механизм формирования резервных фондов «съедал» весь эффект от повышения экспортных цен на энергоносители. В 2006-2007 гг. рост денежного предложения был обеспечен лишь притоком капитала в Россию.

     В 2010 г., несмотря на изменение механизмов формирования резервных фондов, прежняя схема формирования денежного предложения уже не могла привести к его увеличению. За январь-август 2008 г. счет текущих операций платежного баланса достиг рекордных значений (85 млрд. долл. против 76 млрд. долл. за весь 2007 г.). Однако рост бюджетных остатков в Банке России (2.8 трлн. руб.) превысил объем эмиссии за счет увеличения международных резервных активов (2.6 трлн. руб.). Даже приток валюты по капитальным операциям (23 млрд. долл. за первые восемь месяцев года) и расширение операций по рефинансированию банков (на 123 млрд. руб. за январь-август) не смогли обеспечить положительный рост денежного предложения: объем денежной базы в широком определении сократился за январь- август текущего года на 2.8%.

     С сентября 2009 г. условия формирования денежного предложения кардинально ухудшились. Сокращение международных резервов Банка России за сентябрь- ноябрь в рублевом эквиваленте превысило 2.5 трлн. руб. Денежная база в широком определении за три осенних месяца сократилась сильнее, чем за предыдущие восемь - на 3.0%. Ни сокращение остатков на счетах бюджета в Банке России (около 500 млрд. руб.), ни беспрецедентное наращивание кредита банкам (на 2.0 трлн. руб.) не смогли обеспечить положительной динамики денежного предложения.

    Осеннее развитие событий в монетарной сфере  является аналогом ситуации, ожидаемой  здесь в 2009 г.: динамика денежного  предложения в следующем году будет определяться исключительно  возможностями Банка России по рефинансированию кредитных организаций и правительства - по наращиванию госрасходов и  предоставлению средств госкорпорациям. В 2011 г., при среднегодовом валютном курсе в 30 руб./долл., прогнозируется уменьшение объема валютных резервов на 90 млрд. долл. - это эквивалентно 2.7 трлн. руб. сокращения активов Банка России. В подобных условиях обеспечение роста широкой денежной базы на 13-15% потребует не менее 3.6 трлн. руб. внутренних источников денежной эмиссии. В зависимости от конкретных механизмов реализации бюджетной и денежной политики в 2009 г. этот объем может быть распределен между кредитованием банков со стороны Банка России, увеличением расходной части бюджета и покупкой Центробанком государственных ценных бумаг.

     В «Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010-2011 годов» (по версии на октябрь 2008 г.) наихудший сценарий развития денежной сферы (при среднегодовой  цене на нефть в 66 долл./барр.) подразумевает увеличение валового кредита банкам на 0.7 трлн. руб.7

     Исходя  из более реалистичного прогноза среднегодовой цены на нефть в 2009 г. (45 долл./барр.) необходимый объем кредитования банков для поддержания денежного предложения должен быть выше - по оценкам специалистов, 2.5 трлн. руб.

     Заданные  параметры денежного предложения  в значительной степени определяют перспективы развития российской банковской системы в 2011 г. - в рамках обсуждаемого сценария банковский сектор получит не менее 3.0 трлн. руб. от правительства РФ и Банка России. Таким образом, государство будет основным источником финансовых ресурсов, привлекаемых банковской системой. По нашим оценкам, доля государственных средств (Банк России и бюджеты всех уровней) в совокупных банковских пассивах возрастет с 1.8% на начало 2008 г. до 16.5% на 01.01.2010.

    Увеличение  притока прочих привлеченных ресурсов в национальную банковскую систему, с учетом практически полного  закрытия внешних рынков, будет определяться развитием российской экономики. Доля иностранных пассивов в совокупных банковских пассивах снизится с 18.1% на начало 2008 г. до 13.3% на 01.01.2010. Прогнозируется, что счета и депозиты населения и корпоративного сектора могут увеличиться на 2.0-2.2 трлн. руб. Рост банковских кредитов экономике будет ограничен 25% (чуть более 4 трлн. руб.). Меньший темп роста кредитов определит еще большее замедление экономического роста.

Информация о работе Банковская система