Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 93.34 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

     Банковская  система - совокупность различных видов  национальных банков и кредитных  учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных  центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и  валютную политику, является ядром  резервной системы. Коммерческие банки  осуществляют все виды банковских операций.

     Эффективность экономической системы зависит  от многих составляющих, но, несомненно, важными факторами являются состояние  и тенденции развития банковского  сектора. Происходящие в настоящее  время изменения на финансовых рынках требуют переосмысления роли кредитных  организаций в развитии мировой  и российской экономик. Это особенно актуально в связи с тем, что  в условиях глобальной экономической  нестабильности и кризиса в мировой  банковской системе. Происходит пере стройка банковского сектора, и от того, как она по влияет на функционирование отечественных кредитных учреждений, будет зависеть экономика страны.

    На  современном этапе в России без  качественного скачка в развитии национальной банковской системы невозможно добиться как существенного прогресса  в развитии экономики страны (удвоение ВВП, выравнивание структурных диспропорций, диверсификация экспорта), так и  повышения уровня жизни населения  страны (расширение социальных программ, решение проблем жилья, занятости, здраво охранения, образования).

    Актуальность  исследования перспектив развития банковского  сектора определяется особой важностью  этого компонента финансового сектора  и рыночных основ функционирования экономики нашей страны. С помощью  неё осуществляется перераспределение  и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки. К их числу также относятся  проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств  и управление ими. Банковская система  находится в центре любых экономических  макропроектов государства, поэтому от ее состояния и динамики развития, политики государства в отношении банковской системы зависит судьба экономики страны. Нельзя не учесть и того, что мировой финансовый кризис, сказавшийся на банковских системах многих развитых стран, также не обошел банковскую систему России.

    Только  финансово устойчивые, эффективно функционирующие  и конкурентные в мировом масштабе российские банки смогут обеспечить преумножение богатств России.

    Целью моей курсовой работы является изучение банковской системы России, проблем  и перспектив развития для стабилизации ее функционирования.

    В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть  сущность и структуру банковской  системы;

- раскрыть  роль и значение Банка России  в банковской системе;

- выявить  основные факторы, влияющие на  развитие банковской системы;

- провести  анализ банковской системы России  в условиях мирового финансового  кризиса; 

- выявить  перспективы развития банковской  системы РФ.

    Объект  исследования: Банковская система РФ.

    Предмет исследования: проблемы и перспективы  функционирования банковской системы  России.

    Исходя  из поставленных целей и задач  исследования, была определена структура  курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

     1.1 Понятие, сущность  и принципы организации  банковской системы  России

     Современная банковская система России создана  в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики и представляет собой совокупность кредитных организаций, функционирующих в рамках единого банковского законодательства, общее регулирование деятельности которых осуществляется Центральным Банком России.

     Правовое  регулирование банковской системы  в РФ осуществляется на основании  Федерального закона от 07 июля 1995г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 03.03.08 № 2-ФЗ), в котором  дано определение кредитных организаций  и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен поря док создания, ликвидации и регулирования  деятельности кредитных организаций  и т.п., Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами, а также нормативными актами Центрального банка.

     В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых  относятся следующие:

- двухуровневая  структура;

- осуществление  банковского регулирования и  надзора центральным банком;

- универсальность  деловых банков;

- коммерческая  направленность деятельности банков.

     Принцип двухуровневой структуры построения банковской системы России реализуется  путем четкого законодательного разделения функций центрального банка  и всех остальных банков.

     Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора  и управления системой платежей и  расчетов в стране. Он может проводить  банковские операции, необходимые для  выполнения данных функций, только с  российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными  органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими  частями. Банк России не имеет права  осуществлять банковские операции с  юридическими лицами, не являющимися  кредитными организациями, и с физическими  лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо  выходить на банковский рынок, предоставлять  кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

    

    I уровень            
 

     II уровень

      

    

      
 
 
 

    

    

      
 
 

    Схема 1 - Структура банковской системы 

     Коммерческие  банки и другие кредитные организации  образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной  политики, а ориентируются в своей  работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки  должны выполнять нормативы и  требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.

     Принцип осуществления банковского регулирования  и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского  регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке  банковских услуг, развитие конкуренции  между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной ко миссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка Рос сии носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов.

     Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие  на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными  словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством  и банковскими лицензиями операции - краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

     Универсальный статус банков позволяет снижать  риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики  каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации  неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность  компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью  других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет  так называемый «конфликт интересов» между ним и клиентами, что  повышает значение систем внутреннего  контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что  универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики  и обеспечивает благоприятные условия  для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста. Пр1инцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является по лучение прибыли. В Российской Федерации Закон «О банках и банковской деятельности» допускает создание кредитных организаций и банков толь ко как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.

     Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства  иностранных банков.

     Таким образом, отечественная банковская система построена по двухуровневому принципу, что схематически может  быть представлено следующим образом:

Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое  лицо, которое для извлечения при были как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы России. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации.

    Таким образом, в настоящее время в  РФ существуют две группы кредитных  организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками  с ограниченным кругом операций, и  не включенные в со став банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные  союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскими. 

     1.2 Особенности функционирования  банковской системы  РФ

     Для современной банковской системы  характерны две фундаментальные  особенности: во-первых, эта система  регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет место, централизованное регулирование  со стороны центрального банка), а  во-вторых, рыночная (конечным результатом  деятельности кредитных институтов является реализация банковских услуг  на рынке в условиях усиливающейся  конкуренции).

Высшим  органом Банка России является Совет  директоров - это коллегиальный орган, определяющий основные направления  деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной основе в Банке России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для 2назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

     Члены Совета директоров назначаются на должность  сроком на четыре года Государственной  Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом  Российской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Заседания Совета директоров назначаются  Председателем Банка России, лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Члены Совета директоров не могут  быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также членами  Правительства Российской Федерации. Члены Совета директоров не могут  состоять в политических партиях, занимать должности в общественно - политических и религиозных организациях.

Информация о работе Банковская система