Банковская система в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы: мировой экономический кризис и пост кризисное время ставят вопрос о месте банковской системы в функционировании национальной экономики на ведущее место, особенно, если это касается Российской Федерации, где суть деятельности банковской системы сегодня нуждается в комплексном изучении и анализе, с целью разрешения множества проблем и выхода на новый эффективный уровень развития.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность банковской системы в современной рыночной экономике.
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
Систематизировать концептуальный подход к понятию «система» в применении к «банковской системе», проанализировать существующие трактовки и уточнить сущность понятия «банковская система»;
Исследовать особенности формирования и функционирования существующих типов банковских систем;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Банковская система: понятие и принципы построения
Банковская система как основное звено кредитной системы
Виды банковских систем
Основные факторы и современные тенденции развития банковской системы
Глава 2. Коммерческий банк в системе рыночной экономики
2.1 Сущность коммерческого банка и принципы его деятельности
2.2 Виды коммерческих банков
2.3 Основные операции коммерческого банка
Глава 3. Основные проблемы эффективного становления российской банковской системы
3.1. Проблемы становления российской банковской системы
3.2 Перспективы развития российской банковской системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1-я Ромина курсовая.docx

— 86.79 Кб (Скачать файл)

- предоставляет  кредиты коммерческим банкам;

- выпускает  и проводит погашение государственных  ценных бумаг. Важнейший из инструментов  денежной политики. Центральный банк платит за покупку ценных бумаг, кредитуя резервный депозитный счёт банка продавца, и получает платеж за продажу ценных бумаг, дебетуя резервный депозитный счет банка покупателя, который дебетует счет покупателя. Таким образом, операциям на открытом рынке, которые изменяют сумму ценных бумаг, соответствует изменение незаимствованных резервов банков, то есть незаимствованных у Центрального банка3;

-управляет  счетами правительства, осуществляет  зарубежные финансовые операции;

- осуществляет  регулирование банковской ликвидности  с помощью традиционных для  Центрального банка методов воздействия  на коммерческие банки: проведение  политики учетной ставки, операций  на открытом рынке с государственными  ценными бумагами и регулирование  норматива обязательных резервов  коммерческих банков. Контроль над уровнем резервов позволяет Центральным банкам косвенно влиять на доступность депозитов для частных лиц. Пересмотр нормы обязательных резервов поддерживает изменяет сумму вкладов, поддерживаемых этими резервами ;

- хранит  золотовалютные резервы.4

В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции Центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции - Банк Франции, наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.

Вторым уровнем в данной системе являются коммерческие банки и другие финансово - кредитные учреждения. Они занимаются аккумуляцией свободных денежных ресурсов в форме депозитов (вкладов), ведением текущих счетов и всех видов расчетов между соответствующими хозяйственными субъектами, являющимися их клиентами. Более подробно данный уровень банковской системы будет рассмотрен во второй главе.

В США, помимо двухуровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США).

Центральным органом ФРС является Совет управляющих в Вашингтоне. В настоящее время структура ФРС включает:

1. Совет управляющих.

2. 12 региональных  федеральных резервных банков  в соответствующих округах.

3. Банки—члены  ФРС.

4. Депозитные  учреждения — не члены ФРС.

В соответствии с Законом о банках 1935 г. Совет управляющих состоит из 7 членов, каждый из которых занимает свой пост в течение 14 лет. Сроки полномочий построены таким образом, что каждые 2 года один из членов совета выходит из его состава. Члены совета назначаются президентом США. Назначение каждого из 7 членов совета производится после консультаций и одобрения сената Конгресса.

Совет управляющих может:

1. Одобрять  или не одобрять учетные ставки, установленные федеральными резервными  банками различных округов.

2. Определять  в пределах, установленных Конгрессом, резервные требования для всех  депозитных учреждений.

3. Разрешать  федеральному резервному банку  одного округа выдать ссуду  банку другого округа и требовать  предоставления кредита при согласии  по крайней мере 5 членов совета.

4. Определять  типы ссуд, которые федеральные  резервные банки будут выдавать.

5. Осуществлять  надзор над федеральными резервными  банками путем проверки их  счетов.

Федеральные резервные банки Закон о Федеральной резервной системе 1913 г. установил 12 отдельных федеральных резервных округов, в каждом из которых есть свой федеральный резервный банк. У него есть акционеры, директора и президент. В каждом из 12 округов банки—члены ФРС являются акционерами своего федерального резервного банка. Девять директоров федерального резервного банка в каждом округе подразделяются на директоров первого ранга — представителей банковской отрасли, второго ранга — представителей промышленных фирм и третьего ранга — представителей государственных органов и общественности.

Банки — члены ФРС. Все национальные банки обязательно должны являться членами ФРС. Банки штатов могут стать ими при желании. Как и ранее, сохраняется престижность членства в ФРС. Начиная с 1981 г. все депозитные учреждения могли пользоваться услугами ФРС при условии их оплаты.

Депозитные учреждения — не члены ФРС. Эта категория не имеет формального значения в организационной структуре ФРС. Тем не менее все депозитные учреждения должны хранить резервы в федеральных резервных банках своих округов.

 

1.3 Основные факторы  и современные тенденции развития банковской системы

 

На ход развития банковской системы оказывает влияние ряд макроэкономических и политических факторов. Так, степень развитости товарно-денежных отношений, торговли, денежного обращения определяют масштабы банковской деятельности. На развитие банков оказывает влияние развитие национальных рынков международной торговли.

Общественный и экономический порядок затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, если отдается приоритет распределению продукции, а не обмену, если вводится обязательное изъятие продуктов, то банки не получают импульсов для развития.

Заметное влияние оказывает законодательная база той или иной страны. В ряде стран банкам запрещены определенные операции с ценными бумагами и вкладывание своих капиталы в капиталы предприятий. В некоторых государствах банкам запрещается заниматься страхованием.

Работа банков во многом зависит и от представлений о роли банка в экономике. В распределительной экономике банк-часть государственного аппарата, орган контроля над деятельностью предприятий. Собственная же деятельность банка ограничена. Иное положение у него в рыночной экономике, где преобладает двухуровневая банковская система и предоставление широкого спектра услуг.

Недостаток квалифицированных кадров, сильный налоговый пресс, нехватка ресурсов для активного ведения банковских операции могут сдерживать развитие всей системы, особенно для стран с переходной экономикой.

Самый важный политический фактор – это политика государства в области экономики. Если его цель – развитие частной собственности и рыночных отношений, то это содействует привлечению частного банковского капитала и созданию множества кредитных учреждений. Неопределенность политики в этой области сдерживает развитие банковской системы. В этой ситуации влиять может и смена лидера страны. Если его политика идёт в разрез с увеличением банковского капитала, то они будут сдерживать и свои инвестиции в народное хозяйство.

В последние десятилетия двадцатого века в банковской системе наметились некоторые новые тенденции развития, которые можно выразить в следующих положениях:

  1. Все большее число кредитных учреждений начинают заниматься расширяющимся кругом банковских операций, что свидетельствует об универсализации функций, выполняемых банками и другими кредитными учреждениями.
  2. Имевшее ранее место четкое разграничение и обособленность выполняемых операций по текущим и срочным счетам, сберегательным вкладам в последнее время сменились совмещением этих операций.
  3. Крупномасштабный характер приняли трастовые (доверительные) операции. В настоящее время фактически любой приличный банк имеет трастовый отдел.
  4. Широкое распространение получил финансовый лизинг, который призван обеспечить финансами, то есть прокредитировать, сдачу оборудования в долгосрочную аренду.
  5. Финансово – кредитные учреждения формируют крупные многоступенчатые структуры банковской системы во главе с холдинговыми компаниями. При этом происходит процесс сосредоточения управления движением активов всех форм в центральной конторе.

 

 

Глава 2. Коммерческий банк в системе рыночной экономики

 

2.1 Сущность коммерческого  банка и принципы его деятельности

 

Современные коммерческие банки – банки, обслуживающие организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки являются важнейшим звеном банковской системы и независимо от формы собственности самостоятельным субъектом экономики. Согласно банковскому законодательству банк – кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности и проводить расчётные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческий банк проводит работу по комплексному обслуживанию клиентов в отличие от иных небанковских кредитных организации, проводящих ограниченный круг операций.

Как и любой субъект экономики, коммерческие банки имеют важнейшие принципы, лежащие в основе их деятельности.

Во-первых, основополагающим принципом работы банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк должен не только обеспечивать количественное соотношение между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных ресурсов.5

Логично предположить, что банки не могут отдавать взаймы все имеющиеся у них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозвать свои деньги в любой момент. Для обеспечения собственной безопасности банки должны оставить определенную фиксированную часть средств «незадействованной». Отношение между размером обязательных резервов, которые должны иметь коммерческие банки, и обязательствами по вкладам называется «нормой обязательных резервов». Эта норма устанавливается Центральным банком страны.

Во-вторых, коммерческий банк обязан быть экономически самостоятельным и ответственным за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность означает, что банк свободно распоряжается своими собственными средствами и средствами вкладчиков. По своим обязательствам банк отвечает принадлежащими ему средствами и имуществом.

В-третьих, отношения банка и его клиентов рыночные. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит из рыночных критериев прибыльности риска и ликвидности.

В-четвертых, не менее важным принципом является регулирование деятельности банка косвенными экономическими методами. Государство лишь определяет «правила игры», но не отдает им приказов.

В – пятых, коммерческие банки должны обладать стабильностью, надежностью и устойчивостью. Под устойчивостью банка, прежде всего ,понимают такое его динамичное состояние, которое обеспечивают необходимую степень защиты от неблагоприятных воздействий. Самой важной для него является экономическая устойчивость, выражающаяся в уровне принимаемых им рисков в сочетании с ликвидностью и доходностью. Ликвидность – легкость продажи и превращения материальных ценностей в денежные средства. Для банков под ликвидностью часто понимают способность возможность продать ликвидные активы, приобретать денежные средства в Центральном банке и эмитировать облигации, акции, сертификаты и другие ценные бумаги. Термин «платежеспособность» несколько шире, чем ликвидность, но связан с ним напрямую, так как ликвидность – основа платежеспособности. Платежеспособность – способность выполнять все свои обязательства, возникающие в результате торговых, кредитных и иных операций.

Риски всегда сопутствуют банковской деятельности, при этом они могут быть как чисто банковские, так и общие. Причинами банковских рисков могут быть увеличение расходов банка, инфляционные процессы, экономические кризисы, рост внешней задолженности и так далее. Традиционно банковские риски разделяют на внешние и внутренние риски. К внешним рискам относят риски ликвидности и риски успеха. К рискам ликвидности относят риски пролонгации, когда вклады отзываются до их срока, риски срока, когда кредиты не возвращаются в срок, риск новых не планируемых кредитов. К рискам успехов относят отраслевой, процентный, страновой и валютный риски. На сегодняшний день основным видом риска среди указанных выше является кредитный риск срока. Так, к примеру, в России за четвертый квартал 2010 года уровень просроченной задолженности возрос на 6,5 % при увеличении уровня кредитования на 1,2%, что говорит об огромных кредитных рисках российских банков. Постепенно при увеличении операций с ценными бумагами все большее значение принимает рыночный риск. Внутренние риски связаны с технико-организационной структурой банков, а именно с кадровым составом, с состоянием материально – технической базой, и отношениями между кадровым составом и материально – технической базой. Очень важно психологически подготовить кадры к работе, наиболее четко и верно распределить обязанности между ними, также необходимо правильно определять соотношение между живым трудом и машинами.

Главная цель любого коммерческого банка – сделать риски как можно меньше. Исходя из этого, банк в своей политике стремится достичь равновесия между рисками и доходностью. Достижение его происходит при соотнесении ликвидности и прибыли (выше ликвидность – меньше рисков и прибыли, ниже ликвидность – больше рисков и прибыли). Однако это соотношение появляется не само, а через политику банка. Соответственно банк сам определяет свою политику: рисковать и получить выше прибыль или устойчиво работать с прибылью меньше (несмотря на то, что цель владельцев банка - прибыль, сохранение его « в живых» часто важнее). Кроме того, часто в банках различных уровней создаются комитеты по управлению рисками, которые занимаются разработкой политики банка в области валютных, инвестиционных операций, определяют существующие резервы и возможные риски при выполнении различных операций. Главным является определение границ деятельности банка, для того чтобы избежать различных проблем, связанных с возвратом денег клиентов, невозможностью расширения деятельности и так далее.

 

2.2 Виды коммерческих  банков

 

На сегодняшний день в мире представлено множество видов банков, которые играют важную роль в экономике любой страны. Критериев для выделения видов коммерческих банков может быть множество, однако чаще всего используют следующие: характер экономической деятельности, форма собственности, размер, объем операций, наличие филиалов, срок выдачи кредитов, территориальная и хозяйственная принадлежность.

Информация о работе Банковская система в современной рыночной экономике