Банковская система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы состоит в изучении структуры банковской системы в национальной экономике на примере белорусской банковской системы, рассмотреть ее состояние и перспективы развития.
Исходя из цели исследования были, поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие банковской системы
2. Изучить центральный банк и его функции
3. Рассмотреть понятие «коммерческого банка» и его взаимодействие с центральным банком
4. Определить структуру банковской системы Республики Беларусь.
5. Провести анализ современного состояния банковской системы Беларуси и перспектив её развития в будущем.
В процессе подготовки работы использовался Банковский Кодекс Республики Беларусь, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, учебные пособия, периодические издания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. 6
1.1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
2 КОМММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
2.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 11
2.2 ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 15
2.3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
3 ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 18
3.1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.2 Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы 24
3.4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь 26
4 ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 425.91 Кб (Скачать файл)

Увеличение золотовалютных резервов осложняется необходимостью значительного погашения Правительством и Национальным банком в ближайшие годы обязательств перед внутренними и внешними кредиторами.

В этой связи необходимо отметить роль прямых иностранных инвестиций. В условиях значительных внешних обязательств иностранные инвестиции могут стать источником наращивания международных резервных активов. Кроме того, прямые иностранные инвестиции должны стать основой модернизации и структурной перестройки белорусской экономики. Одних только внутренних финансовых ресурсов белорусской экономики для этого недостаточно.

В заключение необходимо отметить: от того, насколько тесно будут взаимодействовать Правительство и Национальный банк по вопросу обеспечения макроэкономической стабильности, от активности предприятий по завоеванию внешних рынков, от эффективности принимаемых мер по повышению инвестиционной привлекательности белорусской экономики и привлечению прямых иностранных инвестиций зависит будущее экономическое развитие нашей страны. [ 11,17-19стр.]

В настоящее время утверждён Указ Президента Республики Беларусь «Об основных направлениях денежно кредитной политики на 2013 год.»

      Основные прогнозные показатели банковской системы республики Беларусь на 2013 год представлены в Приложении Г.

 

4 ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ

Банковская система в любой стране имеет свою историю становления, а также особенные черты и признаки, присущие только ей одной. На примере Федеративной Республики Германии хотелось бы подробнее рассмотреть опыт становления банковских систем в странах с рыночной экономикой.

Как и во всех развитых странах, национальная банковская система Германии является двухуровневой. Первый уровень – центральный банк Федеративной Республики Германия (Немецкий Бундесбанк). Второй уровень представляют коммерческие банки.

Немецкий Бундесбанк является составной частью Европейской системы центральных банков. Он принимает участие в выполнении задач, связанных преимущественно с поддержанием стабильности евро и обеспечении четкого проведения внутренних и международных платежей.

Закон о Бундесбанке с незначительными изменениями действует и в настоящее время, в соответствии с которым он является Федеральной корпорацией. Уставный капитал банка полностью принадлежит Федеральному правительству.

Бундесбанк организован на децентрализованной основе и состоит из центрального управления (во Франкфурте-на-Майне), девяти офисов, называемых Центральными банками земель, и 126 отделений в наиболее крупных городах.

Органами управления являются Совет Центрального банка, Совет директоров и Правления Центральных банков земель.

Совет Центрального банка определяет деловую политику банка, выпускает общие директивы ведения дел и административного управления банком и разграничивает в рамках закона компетенцию Совета директоров и Правлений Центральных банков земель, а в отдельных случаях может давать им прямые распоряжения. Если речь идет об определении способов проведения денежно-кредитной политики, Президент Бундесбанка независим от государственных органов. В состав Совета входят президент и вице-президент Бундесбанка, члены Совета директоров и президенты Центральных банков земель. Решения Совета принимаются простым большинством голосов.

Что касается Совета директоров, то это центральный исполнительный орган Бундесбанка, отвечающий за выполнение решений Совета Центрального банка, осуществляющий непосредственное управление банками, за исключением тех вопросов, которые находятся в компетенции Правления Центральных банков земель.

Совет директоров ответственен за операции с федеральными органами власти и их специальные фонды, операции с кредитными институтами, выполняющими задачи федерального значения, международные расчеты и расчеты с нерезидентами, операции на открытом рынке.

В составе Совета директоров находятся Президент и вице-президент Центрального банка ,члены Совета директоров.

Главный Офис – это Центральный банк земли, который возглавляет Правление, состоящее из Президента и вице-президента. Каждый Центральный банк земли отвечает за операции, осуществляемые с властями земель и с кредитными институтами на его территории. При каждом Центральном банке земли есть совещательный орган, который назывется консультативный Совет, в полномочия которого входит обсуждение с Президентом Центрального банка земли вопросы валютной и кредитной политики, а с Правлением банка – способы решения входящих в компетенцию банка задач.

К основной задаче Бундесбанка как центрального банка относится поддержание стабильности национальной валюты и регулирование денежного обращения и кредита. Следует отметить, что с введением евро данная задача усложнилась – Бундесбанк решает ее совместно с Европейским банком и центральными банками других стран зоны евро.

Используются такие инструменты регулирования, как установление процентных и дисконтных ставок по операциям Бундесбанка, операции на открытом рынке, резервные требования к кредитным учреждениям, которые обязаны держать минимальные резервы на счетах в Бундесбанке в размере, определяемом Бундесбанком, оказание услуг в качестве финансового агента Федерального правительства и правительства земель.

Центральные банки федеральных земель обладают и дополнительными функциями: они обслуживают прежде всего соответствующие федеральные земли и выполняют задачи, поставленные перед ними властями. Однако сочетание предпринимательства и государственного управления, как показывает мировой опыт, не всегда эффективно.

К основным операциям Бундесбанка относятся:

  1. операции с кредитными институтами (покупка и продажа векселей и чеков, покупка и продажа казначейских векселей Федерального правительства, выдача ломбардных кредитов на срок не более трех месяцев, прием беспроцентных депозитов, прием на хранение активов, прежде всего ценных бумаг, прием чеков, векселей, платежных требований, ценных бумаг и процентных купонов для получения оплаты, выполнение других банковских операций в пользу третей стороны после поступления покрытия, покупка и продажа платежных документов в иностранной валюте, проведение всех банковских операций с нерезидентами).
  2. Операции с государственными органами
  3. Операции на открытом рынке, которые используются для регулирования денежного рынка. Это значит, что Бундесбанк покупает и продает по рыночным ценам долговые ценные бумаги Федерального правительства, правительств земель и муниципалитетов, собственные  ценные бумаги.

Весьма эффективным средством поддержания платежеспособности и регулирования рентабельности банковской системы ФРГ является ломбардная политика. Ломбардная политика заключается в готовности Центрального банка предоставить коммерческим банкам кредиты под залог различных ценностей.

Кроме того, Бундесбанк осуществляет постоянный надзор и контроль за кредитными и финансовыми учреждениями, мониторинг их операций, анализирует годовые и другие отчеты, готовит информационные материалы.

Образование единого надзорного органа вызвано несколькими причинами, связанными с необходимостью поддержания стабильности финансовой системы Германии в условиях быстрых изменений на финансовых рынках, появления новых финансовых продуктов. На основании Закона от 22 апреля 2002 года «Об интеграции надзора за по финансовыми услугами» Федеральный офис банковского надзора, Федеральный комитет по надзору за страхованием и Федеральный офис по рынку ценных бумаг были объединены в Федеральное ведомство по надзору за финансовым рынком.

Федеральный институт по надзору за финансовыми услугами преследует три основные цели, среди которых гарантия дееспособности финансового сектора Германии. Две другие являются следствием первой: с одной стороны, это обеспечение надежности и платежеспособности банков, финансовых и страховых компаний, а с другой – обеспечение защиты потребителей услуг и инвесторов.

Второй уровень банковской системы Германии составляют банковские учреждения. Банковская сеть включает сотни банков и их филиалов. Практически любой немецкий банк предоставляет полный пакет услуг, от ведения расчетного счета до операций с ценными бумагами, кредитами на строительство и всевозможных страховок. Основное различие между банками в ценах на услуги и уровне сервиса.

В Германии кредитные институты подразделяются на ряд групп. К кредитным институтам относятся гроссбанки, региональные и прочие банки, отделения иностранных банков. К институту сберегательных касс относят немецкий муниципальный банк, банки земель, сберкассы, в том числе независимые сберкассы и публично-правовые сберкассы. Институты кооперативного сектора включают в себя Центральный банк кооперативов, кооперативные кредитные учреждения и кооперативные банки в форме закрытых товариществ, а также прочие кредитные институты кооперативного сектора. К институтам залогового кредитования относятся частные ипотечные банки, банки ссудовых ипотек, публично-правовые учреждения по кредитованию под залог земли.  Прочие банки включают в себя банки в частной правовой форме и в публично-правовой форме. Также выделяются кредитные учреждения, выдающие долгосрочные ссуды для индивидуального строительства. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проанализированной информации можно сделать следующие выводы:

  1.      Банковская система остается ведущим звеном институционального сектора национальной финансовой системы. Устойчиво работающие финансовые рынки и институты, надежно функционирующая платежная система и система надзора позволят обеспечить финансовую стабильность в стране как важнейшее условие поддержания положительной динамики экономического развития Республики Беларусь.

  1.      В сегодняшней ситуации необходимо добиться максимальной рационализации в использовании денежных средств, в первую очередь валютных, укрепить национальную валюту. Нужно эффективно использовать денежные ресурсы, умело, селективно проводить кредитную политику. Еще одна проблема, которая до сих пор не решена в полной мере, - валютный контроль. Значительная часть валютной выручки "утекает" за рубеж, в теневой оборот. В стране должна быть создана эффективная система валютного контроля.

  1.      Национальный банк Республики Беларусь ставит своей целью обеспечить международный уровень качества работы и надежности белорусских банков. Поэтому и национальные стандарты нашей страны, процедуры банковского надзора должны соответствовать требованиям, принятым во всем мире.

  1.      Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Беларусь значительно уступает развитым зарубежным странам.

  1.      От качественного и количественного роста банковского сектора в огромной степени зависит успешное преодоление кризисной ситуации в нашей стране. Несмотря на обремененность многочисленными проблемами, современные банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.

  1.      Банковский сектор Республики Беларусь на 13.11.2012 г. включает в себя 32 действующих банка. Количество банков с иностранным участием в уставном капитале – 27, из них со 100-% иностранным участием – 9, с иностранным участием свыше 50 % – 15.
  1.    К основным положительным результатам качественного характера развития банковской системы Республики Беларусь можно отнести значительное повышение кредитной дисциплины, снижение доли проблемной задолженности, расширение ресурсной базы, повышение доверия населения к белорусским банкам.   

  1.       Основным итогом проводимой денежно-кредитной политики стало повышение сбалансированности экономики. В частности, можно отметить повышение внутренней сбалансированности.

  1. Обеспечивается постепенная стабилизация и нормализация состояния денежно-кредитной сферы.

  1. В ближайшие годы денежно-кредитная политика должна сохранить стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.

  1. Общие усилия Правительства и Национального банка должны быть направлены на устойчивое замедление инфляции.

  1. Наряду  с  достижением  цели  денежно-кредитной  политики Национальный  банк  и  Правительство  Республики  Беларусь  продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны. 
  1. К  концу 2015 года  банковский  сектор,  аккумулируя  новейшие достижения  и технологии банковского дела, должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную часть экономики Республики Беларусь,  которая  эффективно,  качественно  и  в  полном  объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Наряду с нарастающим привлечением  иностранного  капитала  в  форме  прямых  иностранных инвестиций это создаст необходимые условия для поддержания в стране устойчивых темпов экономического роста.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Банковский кодекс  Республики Беларуси: Принят Палатой  представителей 3 октября 2000. Одобрен  Советом Республики 12 октября 2000. С  изменениями и дополнения в  соответствии с Законом РБ  от 17 июля 2006 г. №145–3

Информация о работе Банковская система РБ