Банковская система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы состоит в изучении структуры банковской системы в национальной экономике на примере белорусской банковской системы, рассмотреть ее состояние и перспективы развития.
Исходя из цели исследования были, поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие банковской системы
2. Изучить центральный банк и его функции
3. Рассмотреть понятие «коммерческого банка» и его взаимодействие с центральным банком
4. Определить структуру банковской системы Республики Беларусь.
5. Провести анализ современного состояния банковской системы Беларуси и перспектив её развития в будущем.
В процессе подготовки работы использовался Банковский Кодекс Республики Беларусь, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, учебные пособия, периодические издания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. 6
1.1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
2 КОМММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
2.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 11
2.2 ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 15
2.3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
3 ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 18
3.1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.2 Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы 24
3.4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь 26
4 ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 425.91 Кб (Скачать файл)

Национальный банк должен обеспечивать необходимые темпы развития экономики, невысокий уровень безработицы, снижение инфляции и защиту паритета национальной валюты на международном финансовом рынке.

 

2 КОМММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Термин "Коммерческий банк возник на ранних этапах развития банковского дела,  когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce),   товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой  тогда были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом.

Но с развитием промышленного производства  возникли   операции  по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды  на   пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть  банковских  ресурсов   начала использоваться для вложений в основной капитал,  ценные бумаги. Иначе говоря, термин "коммерческий  банк"  утратил   свой смысл. Сейчас он обозначает "деловой" характер банка,  его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.

Коммерческий банк – это юридическое лицо, созданное в определенной организационно-правовой форме и имеющее исключительное право на осуществление в установленном законодательством порядке деятельности от своего имени по привлечению средств на вклады (депозиты), размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В Республике Беларусь банки создаются в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытого или открытого акционерного общества в порядке, определяемом Национальным банком Республики Беларусь.

 Организационное устройство  банков обусловлено его производственными  функциями, потому организационная  структура управления банками  выстроена таким образом, чтобы  с максимальной эффективностью  выполнять стоящие перед ним  задачи.

Размеры банка являются определяющим ,но не единственным фактором при построении организационной структуры управления банка. Огромное значение имеет также и государственное регулирование деятельности банков. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В то же время организационная структура управления банковского сектора Беларуси построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества. Банки Республики Беларусь предлагают своим клиентам все виды услуг. Влияние размера банка на организационную структуру управления примерно одинаково во всем мире.

Средние и мелкие банки, подобно сотням банков других стран, обслуживающих небольшие и средние по размерам предприятия, более всего озабочены привлечением недорогих депозитов от физических лиц и покупкой ресурсов на межбанковском рынке кредитных ресурсов. К основным операциям такого рода банков относятся предоставление кредитов мелким и средним субъектам хозяйствования, а также предоставление потребительского кредита населению.

Типичная организационная структура такого типа банков представлена на рис. 2.1.

 

 

Рис. 2.1. Организационная структура банка, обслуживающего мелких  и средних субъектов хозяйствования.

Сервисные операции, оказываемые клиентам, как правило, контролируются бухгалтером, кассиром и внутренним аудитором, работающим в банке.

Председатель Правления банка отвечает за работу кредитного, депозитного отделов и бухгалтерии банка. Кроме того на него возлагается функция общего контроля. Он отвечает за перспективное планирование развития банка и оказание помощи руководителям различных служб банка в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство периодически отчитывается перед Советом директоров банка (Совет банка), руководящим органом банка.

Совет директоров коммерческого банка – комитет ,выбранный акционерами банка для разработки политики банка и контроля за его деятельностью.

Работники отделов подотчетны заместителю Председателя Правления банка.

Следует учитывать, что на показатели деятельности коммерческих банков оказывает влияние и экономическая ситуация в стране.

Что касается крупных банков, то основной проблемой здесь является вопрос о норме управляемости. Правление банка и отделы головного банка хорошо осведомлены и свободны в принятии решений, но часто возникают значительные риски деятельности всего банка из-за проведения активных операций филиалами банка. По причине того, что банк оперирует на национальном и международном финансовых рынках, то серьезные проблемы в филиальной сети банка могут накапливаться и оказать влияние на развитие всего банка. Поэтому в последние годы банки создают внутренние службы по надзору и координации филиальной сети с составлением внутреннего рейтинга филиалов банка. Каждый ведущий отдел стремится максимизировать свой вклад в рентабельность банка и тщательно контролирует показатели эффективности собственной работы.

Безусловное преимущество крупных банков перед мелкими или средними в том, что они обслуживают многочисленные и разные рынки, предлагая клиентам многообразие финансовых услуг. К тому же их деятельность более диверсифицирована как географически, так и в отношении набора предоставляемых услуг, что снижает общий уровень риска в условиях нестабильной экономики Республики Беларусь.

Такие крупные банки, как «Приорбанк» или «Белвнешэкономбанк», менее всего зависят т благополучия своих клиентов, а большую половину своих доходов получают ,обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов хозяйствования, в том числе и государственных органов управления. Данные банки обладают неоспоримым преимуществом, так как они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительно небольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами страны такие банки также приспособлены лучше, поскольку обладают более высокой способностью брать на себя риск освоения новых рынков и имеют больший доступ к мировому капиталу.

В настоящее время наблюдается новая тенденция: почти все банковские институты становятся в большей мере универсальными, в связи с чем изменяется и организационная структура банков. Одновременно с ростом банк расширяет и перечень предлагаемых услуг и предоставляет новые схемы кредитования. Также технология оказания финансовых услуг все больше смещается в направлении компьютеризованных систем и автоматизации ручных операций. Банк нуждается во все большем числе специалистов с компьютерной подготовкой, достаточно хорошо знающих электронное оборудование.                           

 

 2.2 ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Сегодня коммерческий  банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов  и  услуг. Широкая диверсификация операций  позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при  весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует  учитывать,  что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые  операции).Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать.

К основным видам деятельности коммерческих банков относятся:

1. Предоставление кредитов  от своего имени и за счет  собственных средств;

2. Кассовое обслуживание;

3. Открытие и ведение  счетов физических и юридических  лиц, в том числе банков-корреспондентов, осуществление расчетов по их  поручению;

4. Ломбардная деятельность;

5. Факторинг и форфейтинг;

6. Поручительство (предоставление  гарантий);

7. Доверительное управление  активами;

8. Банковское хранение;

9. Предоставление сейфов  в имущественный найм;

10. Перевозка ценностей;

11. Деятельность по обмену  валюты;

12. Инвестиционное посредничество;

13. Финансовое посредничество;

14. Дилинг с наличной  и безналичной валютой;

15. Деятельность депозитария;

16. Инвестиционное консультирование;

17. Финансовое консультирование;

18. Деятельность инвестиционного  банкира;

19. Деятельность инвестиционного  поверенного;

20. Выпуск векселей;

21. Скупка, продажа и обмен  драгоценных металлов, драгоценных  и полудрагоценных камней.

Коммерческий банк может осуществлять свою деятельность также и в других сферах.                      

 

2.3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Взаимоотношения коммерческого банка с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Основная задача Национального банка Республики Беларусь – проведение в жизнь денежно-кредитной политики государства на современном этапе, которая должна обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой и банковской системы государства. Контролируя рост денежной массы и предложение ссудного капитала, Национальный банк Республики Беларусь должен обеспечить необходимые темпы развития экономики, невысокий уровень безработицы, снижение инфляции и защиту паритета национальной валюты на международном финансовом рынке.

Национальный банк при формировании и проведении национальной денежно-кредитной политики опирается на коммерческие банки, которые в значительной степени обеспечивают предотвращение инфляции и достижение экономических показателей, установленных в основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Методы взаимоотношений между Национальным банком и коммерческими банками основываются на экономических методах взаимодействия. К данным методам относится порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно, и контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы:

  1. Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств для действующих банков;
  2. Норматив неденежной части уставного фонда банка;
  3. Норматив ликвидности банка;
  4. Норматив достаточности банка;
  5. Норматив обязательных отчислений в фонд резервов;
  6. Норматив максимального риска на одного заемщика;
  7. Норматив крупных кредитных рисков;
  8. Норматив риска на одного кредитора (вкладчика);
  9. Норматив валютного и курсового риска;
  10. Норматив привлечения денежных вкладов (депозитов) населения;
  11. Норматив участия в инвестиционной деятельности за счет собственных средств;
  12. Норматив участия в инвестиционной деятельности за счет привлеченных средств;
  13. Норматив кредитов участникам банка.

Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, филиала иностранного банка не должен быть менее размера, установленного Национальным банком Республики Беларусь.

Для оценки адекватности капитала банков также используют следующие показатели:

  1. Совокупный капитал/ совокупные депозиты;
  2. Совокупный капитал/ совокупные активы;
  3. Совокупный капитал/ совокупные рисковые активы.

Минимальный размер собственных средств (капитала) банка устанавливается как сумма уставного фонда, фондов банка и нераспределенной прибыли.

Норматив ликвидности банка устанавливается в виде коэффициента ликвидности банка. Коэффициент ликвидности банка – соотношение различных статей актива баланса банка с определенными статьями пассива.

Норматив достаточности банка устанавливается в виде соотношения между размером собственных средств банка и активов банка.

Под крупным кредитным риском понимается кредит, выдаваемый банком заемщику либо заемщикам, входящим в единую хозяйственную группу, либо различным заемщикам на цели одного предприятия, в размере, установленном Национальным банком Республики Беларусь. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств банка.

Наряду с экономическими методами воздействиями на деятельность коммерческих банков Национальный банк Республики Беларусь применяет и административные методы воздействия. Однако такие методы воздействия со стороны Национального банка Республики Беларусь являются скорее вынужденными и не должны носить систематического характера.

За нарушение законодательных актов Республики Беларусь к банкам и специализированным кредитно-финансовым учреждениям Национальным банком Республики Беларусь могут быть применены такие меры, как наложение штрафа; изменение экономических нормативов; приостановление лицензии; замена высших руководителей и главного бухгалтера; аннулирование лицензии; внесение запрета на осуществление банком и специализированным кредитным учреждением отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года, а также открытие филиалов на срок до одного года; передача банка и специализированного кредитно-финансового учреждения в управление; реорганизация или ликвидация банка и специализированного кредитно-финансового учреждения.

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

3.1 БАНКОВСКАЯ  СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Банковская система Беларуси — одна из самых управляемых и контролируемых на территории СНГ.

Информация о работе Банковская система РБ