Банковская система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы состоит в изучении структуры банковской системы в национальной экономике на примере белорусской банковской системы, рассмотреть ее состояние и перспективы развития.
Исходя из цели исследования были, поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие банковской системы
2. Изучить центральный банк и его функции
3. Рассмотреть понятие «коммерческого банка» и его взаимодействие с центральным банком
4. Определить структуру банковской системы Республики Беларусь.
5. Провести анализ современного состояния банковской системы Беларуси и перспектив её развития в будущем.
В процессе подготовки работы использовался Банковский Кодекс Республики Беларусь, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, учебные пособия, периодические издания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. 6
1.1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
2 КОМММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
2.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 11
2.2 ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 15
2.3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
3 ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 18
3.1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.2 Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы 24
3.4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь 26
4 ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 425.91 Кб (Скачать файл)

Увеличение  инвестиционной  привлекательности  банковского сектора  станет  основой  повышения  капитализации  и  роста  финансовых возможностей  банков  за  счет  расширения  доступа  на  международный рынок капитала и к ресурсам материнских компаний.

Усиление  кадрового,  информационного  и  научного  обеспечения банковской  деятельности  позволит  ускорить  внедрение  в  банковскую практику  передового  международного  опыта  и  собственных инновационных  разработок,  а  также  значительно  повысить  уровень менеджмента в банках.

Развитие конкурентной среды, обеспечение доступности банковских услуг  и  повышение  их  качества  при  снижении  стоимости,  внедрение новых,  отвечающих  мировым  стандартам  банковских  продуктов  станут

адекватным  ответом  банковского  сообщества  на  растущие  потребности клиентов банков.

К  концу 2015 года  банковский  сектор,  аккумулируя  новейшие достижения  и технологии банковского дела, должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную часть экономики Республики Беларусь,  которая  эффективно,  качественно  и  в  полном  объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Наряду с нарастающим привлечением  иностранного  капитала  в  форме  прямых  иностранных инвестиций это создаст необходимые условия для поддержания в стране

устойчивых темпов экономического роста.

Прогнозируется,  что  за 2011 – 2015 годы  на  фоне  роста  прямых иностранных  инвестиций  в  экономику  Республики  Беларусь  требования банков к экономике возрастут в 2,7  раза. По отношению к ВВП к концу 2015 года требования банков к экономике составят 70 процентов.

Отношение  активов  к  ВВП  может  достичь 85 процентов  при  их абсолютном росте в 2,3  раза, при этом объем банковских услуг возрастет  в 3,5 раза.

Вместе с тем интенсификация процессов качественных структурных изменений  в  экономике,  внедрение  масштабных  инноваций  и  новых технологических  решений,  развитие  эффективного  финансового  рынка, способного обеспечить иной уровень привлечения финансового капитала в страну, значительный приток иностранного капитала, в первую очередь за счет  прямых  иностранных  инвестиций,  создание  полноценного регионального, а затем и международного финансового центра  позволят увеличить  отношение  активов  банков  к  ВВП  до 105 процентов, кредитов  к  ВВП – до 90 процентов,  капитала  банков  к  ВВП – до уровня  не  менее 12 процентов  и  приблизиться  к  соответствующим показателям ряда стран Восточной и Центральной Европы (приложение В).

 

3.4. Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь

 

В текущем году в экономике страны наблюдается быстрая стабилизация. Улучшились показатели внешнеэкономической деятельности, предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос на нее. Инфляция снизилась с гиперинфляционного уровня до умеренных размеров.

В основе стабилизационных процессов лежат в том числе изменения стратегии и принципов денежно-кредитной политики, сформированные во второй половине 2011 г. Данные изменения были направлены на исправление сложившихся макроэкономических дисбалансов и создание условий для стабильного, сбалансированного экономического роста.

Среди наиболее значимых мер можно отметить:

  • Отказ от эмиссионного кредитования государственных программ. Национальный банк с 1 июня 2011 г. полностью прекратил кредитование госпрограмм за счет эмиссионных ресурсов. Соответствующее обязательство закреплено в соглашении с Антикризисным фондом ЕврАзЭС.

Рефинансирование банков осуществляется исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости Национальный банк может осуществлять изъятие ликвидности для недопущения избыточного роста денег в экономике;

  • Поддержание положительного уровня реальных процентных ставок. В частности, это потребовало резкого повышения номинальных процентных ставок во второй половине 2011 г.

Ставка рефинансирования Национального банка была повышена с 10,5% годовых на 1 января 2011 г. до 45% годовых на 1 января 2012 г. Средние процентные ставки межбанковского рынка были повышены с 10,6% годовых в декабре 2010 г. до 62,3% годовых в декабре 2011 г.;

  • Использование гибкого механизма курсообразования. Система курсообразования, при которой на каждый год устанавливались жесткие границы колебаний обменного курса, сегодня, в условиях высокой мировой нестабильности, не позволяет адекватно реагировать на изменения внешних условий и сохранять сбалансированность экономики. В то же время гибкий режим курсообразования позволяет обменному курсу реагировать на изменение внешнеэкономической конъюнктуры, осуществляя автоматическую корректировку внешнеэкономических дисбалансов.Поэтому Национальный банк стремится постепенно повышать гибкость обменного курса. В 2011 г. был осуществлен переход к режиму “управляемого плавания”.

В рамках данного режима обменный курс белорусского рубля формируется при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Валютные интервенции проводятся Национальным банком в ограниченном объеме и исключительно в целях сдерживания резких колебаний курса.

При этом устойчивость обменного курса поддерживается не напрямую — за счет валютных интервенций Национального банка, а косвенно — за счет мер эмиссионной и процентной политики.

В 2012 г. при проведении курсовой и денежно-кредитной политики Национальный банк сохраняет приверженность отмеченным принципам.

Низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты являются важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в средне и долгосрочном периоде. Именно поэтому Национальный банк совместно с Правительством сосредоточил свои усилия на решении данной задачи.

Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства в 2012 г. определено снижение инфляции до 19—22%.

 При этом Национальный банк продолжает проводить курсовую политику в режиме “управляемого плавания” и не принимает никаких жестких ориентиров по величине обменного курса. Вместе с тем поддержание внутренней стабильности национальной валюты — низкой инфляции — создаст фундаментальные предпосылки для обеспечения ее внешней устойчивости — стабильности обменного курса.

Важнейшей задачей является также увеличение международных резервных активов. Это способствует повышению доверия к проводимой курсовой политике и расширяет возможности Национального банка для проведения валютных интервенций и сглаживания колебаний обменного курса.

Поэтому наряду со снижением инфляции Национальный банк и Правительство реализуют меры, направленные на постепенное доведение резервов до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны. С учетом предстоящих выплат по погашению внешнего долга задача-минимум — не допустить снижения резервов по сравнению с уровнем на начало года.

Основными источниками увеличения международных резервных активов в 2012 г. являются:

1) сбалансированная внешняя торговля. Согласно Прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами должно составить (+2,3) — (+2,7)% к ВВП;

2) прямые иностранные  инвестиции в экономику страны. В 2012 г. предполагается привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе в объеме 3,7 млрд. долл. США.

Достижение заявленных целей во многом обеспечивается за счет сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Инструменты денежно-кредитной политики направлены на замедление инфляционных процессов с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

С конца февраля 2012 г. Национальный банк осуществляет изъятие у банков ликвидности для недопущения избыточного роста денежной массы. На 1 июля 2012 г. объем рублевых средств банков, размещенных в депозиты и краткосрочные облигации Национального банка, составил 2,7 трлн. руб.

Процентная политика Национального банка направлена на поддержание монетарной стабильности и обеспечение сбалансированного развития экономики. Такая процентная политика требует взвешенного подхода, учитывающего интересы как заемщиков, так и вкладчиков.

Национальный банк обеспечивает поддержание положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. При этом снижение инфляции, стабилизация макроэкономической ситуации и состояния внешней торговли позволили Национальному банку начать понижение ставок. С начала 2012 г. ставка рефинансирования снижалась сем раз. В результате ставка была снижена на 15 процентных пунктов, до 30% годовых. По оценкам Национального банка, уровень ставки в реальном выражении составляет 4—8% годовых (Приложение Б).

Дальнейшая динамика ставок будет зависеть от развития инфляционных процессов в экономике, изменения ситуации в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке. Однако в любом случае уровень ставок будет нацелен на защиту рублевых сбережений от инфляции и превышение их доходности по сравнению с иностранной валютой.

Основным итогом проводимой денежно-кредитной политики стало повышение сбалансированности экономики.

В частности, можно отметить повышение внутренней сбалансированности.

Наблюдается снижение инфляции, что является основной целью денежно-кредитной политики. За полгода прирост цен на потребительские товары составил 10,5%. Данный уровень инфляции соответствует верхней границе целевого коридора — 22% в годовом выражении.

Наряду с внутренней обеспечивается внешняя сбалансированность экономики.

Сальдо внешней торговли скорректировалось и достигло положительного уровня. По итогам января — мая 2012 г. с учетом перечисления в российский бюджет пошлин за экспорт нефтепродуктов сальдо составило (+1,2) млрд. долл. США, или (+5,2)% к ВВП.

Сальдо текущего счета также сложилось положительным и за январь — май 2012 г. Составило 798,0 млн. долл. США, или 3,5% к ВВП. При этом с точки зрения внешнего финансирования и макроэкономического развития устойчивым для Республики Беларусь считается дефицит текущего счета не выше 5% к ВВП.

В условиях макроэкономической стабилизации и улучшения внешней торговли повышается сбалансированность внутреннего валютного рынка. За первое полугодие 2012 г. предложение иностранной валюты превысило спрос на нее и сформировалась чистая продажа иностранной валюты в размере 1,2 млрд. долл. США.

В условиях избыточного предложения иностранной валюты белорусский рубль за первое полугодие 2012 г. укрепился ко всем основным валютам: к доллару США — на 0,4%, к евро — на 3,1%, к российскому рублю — на 2,9%.

Для недопущения избыточного укрепления белорусского рубля Национальный банк был вынужден приобретать иностранную валюту. В результате международные резервные активы Республики Беларусь за первое полугодие 2012 г. увеличились на 413,6 млн. долл. США, до 8,3 млрд. долл. США, что соответствует двум месяцам импорта товаров и услуг.

При этом Правительством и Национальным банком своевременно погашались обязательства перед внутренними и внешними кредиторами в иностранной валюте. Более того, покупка валюты дала возможность Национальному банку исполнить часть обязательств досрочно и улучшить структуру резервов с точки зрения источников их формирования.

Обеспечивается постепенная стабилизация и нормализация состояния денежно-кредитной сферы.

Несмотря на снижение процентных ставок в экономике, их уровень остается положительным в реальном выражении. При этом уровень рублевых ставок сохранялся существенно выше уровня валютных ставок. Это определило динамику и валютную структуру депозитов и кредитов.

В первом полугодии 2012 г. усилился приток средств населения в срочные банковские вклады. При этом опережающими темпами росли вклады в национальной валюте по сравнению с инвалютными вкладами: 48,6% и 22,9% соответственно.

Прирост кредитования в первой половине 2012 г. Существенно замедлился по сравнению с 2011 г.: 12,8% против 33,2%. Такой рост кредитования в целом соответствует темпам роста ВВП.

Реализуемые меры и итоги развития экономики в начале 2012 г. были позитивно восприняты международными экспертами, участниками рынка и рейтинговыми агентствами.

В частности, экспертами Международного валютного фонда по итогам мониторинга ситуации в феврале 2012 г. было отмечено:

Эффективность принятых мер была отмечена Советом Антикризисного фонда ЕврАзЭС. На заседании Совета 8 июня 2012 г. Было одобрено выполнение Стабилизационной программы Правительства и Национального банка и выделен очередной (3-й) транш финансового кредита.

Вместе с тем риски в экономике и денежно-кредитной сфере сохраняются. Поэтому Правительству и Национальному банку важно продолжить проведение политики макроэкономической стабилизации.

В ближайшие годы денежно-кредитная политика должна сохранить стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.

Общие усилия Правительства и Национального банка должны быть направлены на устойчивое замедление инфляции.

Для достижения обозначенной цели Национальный банк намерен сохранить те принципы денежно-кредитной политики, которые позволили стабилизировать ситуацию в прошлом году и действуют в настоящее время: краткосрочное рефинансирование банков, положительные реальные процентные ставки, гибкий механизм курсообразования.

Другой стратегической задачей остается формирование золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны, за счет мер Национального банка и Правительства. Важнейшее условие для этого — поддержание положительного сальдо внешней торговли, что предполагает ориентацию на внешние рынки и особую роль экспорта как источника устойчивого роста белорусской экономики.

Информация о работе Банковская система РБ