Банковская система и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать проблемы и перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
- рассмотреть понятие «сущность банковской системы»;
- познакомиться с главными составляющими банковской системы;
- рассмотреть структуру банковской системы Республики Беларусь;
- рассмотреть взаимоотношение национального банка с коммерческими банками и их влияние на экономику;
- выявить проблемы и рассмотреть перспективы развития банковской системы.

Файлы: 1 файл

курсавая работа.doc

— 991.50 Кб (Скачать файл)
e="text-align:justify"> 

 

Банковская система Республики Беларусь является составной частью кредитной системы и представления собой совокупность банковских институтов двух уровней. На первом уровне находится Национальный банк Республики Беларусь (Центральный банк), а на втором – сеть коммерческих банков.

Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах республики. Национальный банк регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк подотчетен Парламенту. Является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.

Правовой основой Национального банка является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь и нормативно-правовые акты Президента Республики Беларусь. Экономические и правовые основы деятельности банковской системы определены законом Республики Беларусь «О банковской деятельности в Республики Беларусь». Законом Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь», другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь.

Банковское законодательство устанавливает правовое положение субъектов банковских правоотношений; определяет порядок: создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков. Банковское законодательство Республики Беларусь – это система нормативных правовых актов, регулирующих возникающие при осуществлении банковской деятельности отношения и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. В банковском законодательстве заложены основные принципы банковской  деятельности, используемые  в международной практике:

             Регулирование деятельности коммерческих банков и реализация надзора осуществляется Национальным банком.

             Банковская деятельность и осуществление отдельных операций подлежат обязательному лицензированию.

             Банки свободны от обязательств государства, равно как и государство не несет ответственность по обязательствам банков.

             Органы государственной власти не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков.

             Банки обязаны в период осуществления своей деятельности соблюдать установленные нормативы безопасного ведения дел.

             Банки обеспечивают тайну по счетам, вкладам и операциям клиентов в установленных законом рамках.

К актам банковского законодательства относятся:

1              законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский Кодекс, законы Республики Беларусь. Декреты и указы Президента Республики Беларусь);

2              распоряжение Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер;

3              постановления Правительства Республики Беларусь;

4              нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь;

5              нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) Национальным банком Республики Беларусь совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению – совместно с республиканскими органами государственного управления.

Главная цель политики Национального банка Республики Беларусь – обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы и поддержание стабильных цен, обеспечение ликвидации кредитоспособности и надежности функционирования банковской системы.

Основными целями банка являются:

             Кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь;

             Поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь;

             Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса о отношению к иностранной валюте.

Для выполнения своих основных функций Национального банка Республики Беларусь законодательно наделен рядом функций (ст.26 Банковского кодекса), основные из них:

             Осуществление эмиссии денег.

             Регулирование денежного обращения.

             Регулирование кредитных отношений.

             Осуществление валютного регулирования.

             Осуществление государственной регистрации банков, кредитных  и других учреждений, осуществляющих банковские операции.

             Надзор за деятельностью банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования.

             Регулирование внешнеэкономической деятельности банков;

             Обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе.

             Разработка платежного баланса Республики Беларусь.

             Определение порядка проведения безналичных и наличных расчетов.

Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком в форме выпуска в обращение безналичных и наличных (банкнот и монет) денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы РБ и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен.

Национальный банк определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации. Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение не эмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для перевода на всей территории Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен срок их обмена на банкноты и монеты нового образца.

Национальный банк устанавливает правила, формы, сроки и стандарты при проведении безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь и ответственность за их нарушение. Национальный банк ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам. Он вправе использовать этот архив для статической и иной обработки, а также для обеспечения свидетельства о деятельности и операциях, осуществляемых при проведении межбанковских расчетов.

Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление Национального Банка организует свою работу в соответствии с регламентом [ПРИЛОЖЕНИЕ А]. Органами управления Национального банка Республики Беларусь являются Правление Национального банка Республики Беларусь и Совет директоров Национального банка Республики Беларусь.

Совет директоров может принимать следующие решения:

             О регулировании кредитного рынка;

             Об изменении процентных ставок Национального банка Республики Беларусь;

             О регулировании валютного рынка Республики Беларусь;

             О нормах ввоза-вывоза иностранной валюты;

             О работе подразделений Национального банка и др.

Коммерческие банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны.

Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре [6].

К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов юридических лиц; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный наем; деятельность по обмену валюты; скупка и продажа, обмен драгоценных металлов, камней и др.

В Республике Беларусь существует несколько десятков банков, которые подразделяются на: крупные банки; мелкие и средние банки; мелкие и средние банки, обслуживающие мелких субъектов хозяйствования.

Нельзя говорить о банковской системе Республики Беларусь, не затронув показатели деятельности банковской системы в целом. Так по сравнению с 2010 годом эти показатели составили[18]:

             Собственный капитал  2011 – 17 556,9 млрд.руб                                                                                                                     2010 – 13 834,3 млрд.руб

             Прибыль  2011 – 1 730 944,6 млрд.руб

                          2010 – 1 095 840,3 млрд.руб

             Рентабельность активов 2011 – 127 537,1 млрд.руб                       

                                                  2010 – 83 066,7 млрд.руб

Вывод: таким образом, Республика Беларусь имеет двухуровневую банковскую систему. Правовое обеспечение банковской системы Республики Беларусь обеспечивается Конституцией. Первый уровень – Национальный Банк Республики Беларусь, который выполняют ряд функций; второй уровень – коммерческие банки, которые  также наделенные важным функционалом. Рост ресурсной базы банков в определяющей мере зависит от эффективности и сбалансированности функционирования всех секторов экономики и прежде всего от роста реальных доходов предприятий и населения.

 

 

 

 

 

 

2.2 ВЗАИМООТНОШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА С КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ И ВЛИЯНИЕ ИХ НА ЭКОНОМИКУ

 

 

Ключевое звено кредитной системы, контролирующее основную массу кредитных и финансовых операций, представляет банковская система. Банковская система – одно из важнейших достижений экономической цивилизации. Приобретенное и построенное человеком, оно воплотило в себе многогранный тончайший инструмент воздействия через валюту, деньги, банкноты, ценные бумаги на социально-экономические процессы, регулируя структуру, задавая направление развития и, главное, умело, поддерживая стабильность функционирования денежного обращения, а посредством него и всей экономики [7].

Контролируя рост денежной массы и предложения ссудного капитала, Национальный банк должен обеспечить необходимые темпы экономики, и высокий уровень безработицы, снижение инфляции и защиту паритета национальной валюты на международном финансовом рынке.

Национальный банк при формировании и проведении национальной денежно-кредитной политики опирается на коммерческие банки второго уровня, которые в значительной степени обеспечивают предотвращение инфляции и достижение экономических показателей, установленных в основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Методы взаимоотношений между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками основываются на экономических методах взаимодействия. К данным методам взаимодействия относится порядок установления экономических нормативов банкам второго уровня, выполнение которых обязательно, и контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков национального банка Республики Беларусь [18].

Осуществление надзора за деятельностью банков с реализацией права применения предусмотренных законодательством мер воздействия ст.34 БК Республики Беларусь «Права Национального банка в области регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций  и надзора за нею»:

1              Главными целями Национального банка в области регулирования деятельности банков и  небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею является поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и кредиторов;

2              Проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций проводятся представителями Национального банка или по его поручению – аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии на проведение аудита и др.

Информация о работе Банковская система и ее структура