Автоматизация банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Коммерциализация отечественной банковской системы, обострение конкуренции между финансовыми институтами влекут за собой необходимость применения новых информационных технологий.
В настоящее время банки в основном используют автоматизированные банковских систем (АБС), которые дают возможность своевременного доступа к полной и достоверной информации, представленной в удобном для руководства, работников и аналитиков виде.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Автоматизация банковских услуг как необходимый элемент развития банковского сектора. 5
1.1. Понятие банковских услуг и предпосылки к необходимости их автоматизации........................................................................................................5
1.2. Влияние автоматизации банковских услуг на качество обслуживания клиентов................................................................................................. ................12
Глава 2. Особенности российских систем автоматизации банковских технологий и их развитие.....................................................................................................................17
2.1. Программное обеспечение АБС, применяемые в российской практике....17
2.2 Тенденции развития автоматизации банковских услуг на современном этапе....................................................................................................................21
2.3. Преимущества банков и клиентов от внедрения АБС...............................28
Заключение..........................................................................................................32
Список литературы..............................................................................................33

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_21.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Banks Soft System. Специализируется на разработке программного обеспечения для автоматизации дистанционного банковского обслуживания и предлагает банкам комплексную систему ДБО BS-Client в составе интегрированных подсистем: "Банк-клиент", "Интернет-клиент" и "Телефон-клиент". Предоставляет полный комплекс услуг по организации электронного обслуживания всех типов респондентов банка (клиентов – юридических и физических лиц, отделений, филиалов, банков-корреспондентов, обменных пунктов и т.д.):

- юридическое сопровождение;

- внедрение системы  в банке и у клиентов банка, горячая линия и сопровождение системы, как в банке, так и у его клиентов;

- создание на базе  системы ДБО BS-Client эффективного  представительства банка и его  клиентов в сети Интернет и  др.

Клиентами компании " Banks Soft System " ОАО "Альфа-Банк", ЗАО "Международный Московский Банк", ЗАО "Ист Бридж Банк", МДМ-банк, Собинбанк, Сургутнефтегазбанк, , ГУТА-Банк, НОМОС-банк, Урало-Сибирский банк, инвестиционный банк "Траст" и другие .

Intersoft Lab. Компания специализируется  в области разработки информационно-аналитических и управленческих систем для кредитных учреждений, коммерческих предприятий и бюджетных организаций. Intersoft Lab является PIP-партнером корпорации Microsoft, бизнес-партнером по программированию корпорации IBM. Среди клиентов компании - Инвестиционная банковская группа "НИКойл", головной банк Министерства путей сообщения России "ТрансКредитБанк", АБ "Собинбанк", ОАО Банк "Петрокоммерц".

Технос-К. Компания "Технос-К" с 1991 года работает на рынке информационных технологий. Одной из наиболее заметных разработок Технос-К является универсальная платформа "xTool" и ее банковское приложение "хBank". Одно из основных направлений деятельности компании разработка, внедрение и сопровождение автоматизированных банковских систем. Наиболее крупными клиентами компании "Технос-К" являются: Банк России, Сберегательный банк РФ.

Общие характеристики продуктов:

- многовалютность –  позволяет работать с произвольным  количеством валют в банке  (при этом одна валюта выделяется  в качестве национальной);

- многофилиальность –  позволяет вести полные базы  данных филиалов на едином  физическом сервере;

- многoплановость –  позволяет банкам работать с  произвольным количеством планов  счетов.

 

2.2 Тенденции  развития автоматизации банковских  услуг на современном этапе

Внедрение электронных  систем обработки и передачи информации приобретают универсальный и  всеобщий характер, охватив все направления  банковской деятельности. Современные  информационные технологии позволяют  координировать деятельность подразделений банков, расширить межбанковские связи, действовать однократно на финансовых рынках ряда стран. Новые возможности автоматизации банковских операций рабочих мест специалистов, информационных технологий банковских услуг позволяют комплексно решать проблемы анализа банковской деятельности, разработки и создания региональных, межрегиональных и международных банковских систем.

Автоматизация информационных и других технологий банка содействует  решению стратегических задач. Главными направлениями, по которым автоматизация обслуживания клиентов воздействует на конкурентную позицию банков, являются уменьшение издержек и увеличение качества обслуживания.

Достижения электронной  техники и технологии предложили принципиально новый вид услуг - систему автоматизированного управления наличностью денежной массы. Эта система дает операционную информацию о состоянии всех банковских счетов, позволяет регулировать и прогнозировать движение денежных средств, уменьшить трудоемкость работ с наличными деньгами, переходить на безбумажную технологию.

Положительные аспекты  безбумажной технологии:

  • практически мгновенная пересылка данных;
  • уникальность хранения;
  • улучшенная защищенность;
  • резкое уменьшение трудоемкости обработки документов.

Решение аналитических  задач банковской деятельности диктуется  необходимостью определения финансовых результатов, прогнозирования направления  развития, оценкой экономической  обоснованности и целесообразности деятельности каждого банка. В отечественной практике автоматизация аналитических расчетов воплощается пока в отдельных программных продуктах и еще не получили широкого распределения.

На отечественном рынке  сформировались классы АБС, каждая из которых имеет определенных потребителей от начинающих банков, осуществляющих лишь ограниченный спектр рублевых операций, до ведения банков, вышедших на зарубежный уровень объема и услуг. АБС содержит необходимый потребителю набор функций.

Основная масса прилагаемых на отечественном рынке АБС по стоимости и требованиям к вычислительным средствам рассчитана на средние и небольшие банки. Расширение систем происходит, как правило, в том случае, если возрастающие запросы потребителя носят потенциально массовый характер для российских условий. Поэтому по мере роста финансовых возможностей банков можно ожидать увеличение спроса на более совершенные (многоплатформенные) системы, техническое и программное обеспечение которое потребует все возрастающей квалификации специалистов.

Почти все фирмы - разработчики содержат новые версии АБС, обобщающие предыдущий опыт, ориентированные на те же программно-активные средства, но с улучшенной архитектурой и большим  спектром возможностей. На рынке АБС  нет единого магистрального направления их развития, а появление новых классов систем в значительной мере определяется интенсивностью и особенностями развития банковского дела в стране.

Автоматизированную  банковскую систему в соответствии с функциональным назначением принято разделять на три подсистемы:

Front-office (верхний уровень) - подсистема, обеспечивающая взаимодействие банка с внешним миром. В подсистеме осуществляется ввод первичной информации, взаимодействие банка с клиентами, другими банками, биржами, ЦБ.

Back-office (средний уровень) - подсистему, обеспечивающую общебанковскую и общехозяйственную деятельность. К подсистеме относится работа с кредитами,

Accounting (нижний уровень) - подсистему, обеспечивающую своевременное и корректное отражение деятельности банка в рамках существующих процедур бухгалтерского учёта.

В самостоятельную  группу – Analysis – выделены операции реализующие анализ текущего состояния банка, планирование и внутренний аудит банка.

Концепция обеспечение  доступа к информации в произвольный момент время и из любого места (в противоположность существующей концепции каналов распространения) означает предоставление потребителю выбора любого из многих возможных способов обращения к услугам компании. Концепция уже широко используется фирмами, работающими в таких отраслях как финансовые услуги и розничная торговля. Точка доступа в данном случае означает предоставление потребителю выбора любого из многих возможных способов обращения к услугам компании. Для реализации данной концепции необходим доступ клиентов, как к специалистам, так и к базам данных банка по каналам связи (электронная почта, сайт компании), через абонентскую службу, обычную почту, телефон, факс.

Отличительной чертой функционирования современных  автоматизированных банковских систем является необходимость обработки больших объемов данных в весьма сжатые сроки, что предъявляет требования к особой производительности систем управления базами данных и средств, обеспечивающих передачу данных. При этом основная тяжесть нагрузки падает на операции ввода, чтения, записи и передачи самих данных. Кроме того, непременным атрибутом современной системы должно быть наличие в базовых средствах сетевых функций, обеспечивающих возможность объединения различных программных платформ (DОS, NеtWаrе, Windоws NT, Unix и пр.) и, как следствие, возможность гибкого расширения и наращивания системы — дополнения ее новыми рабочими местами и новыми серверами различных классов. Наконец, наиболее перспективным направлением развития банковских информационных технологий является интернет-банкинг.

Интернет-банкинга - управление банковскими счетами через Интернет является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений. Для передачи распоряжений клиенты используют телефон и интернет. Общение с банком происходит через сайт банка в интерактивном режиме. Для удостоверения личности на расстоянии – цифровая подпись, недавно, получившая в нашей стране законодательное оформление.

Подобные системы  обеспечивают проведение расчетов и  контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений. В Соединенных Штатах подобными системами уже пользуются порядка 50 миллионов человек.

Классический  вариант системы интернет-банкинга включает в себя полный набор банковских услуг, предоставляемых клиентам –  физическим лицам в офисах банка, естественно, за исключением операций с наличными деньгами.  

Использование систем интернет-банкинга дает ряд  преимуществ:

  • экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично;
  • клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т.п.);
  • системы интернет-банкинга незаменимы и для отслеживания операций с пластиковыми картами - любое списание средств с карточного счета оперативно  отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.

WАР-банкинг - удаленное управление счетами посредством мобильного телефона, оснащенного специальным программным обеспечение на базе протокола беспроводной передачи данных. Однако пока банки не выделяют WАР-банкинг в отдельный вид услуг. Клиенту, желающему проводить банковские операции только по мобильному телефону, все же придется подключиться к системе интернет-банкинга. Сейчас компании мобильной связи, предлагая клиентам, телефоны стандарта GSM с возможностью выхода в Интернет, не всегда могут поддерживать необходимую степень защиты передаваемых или получаемых сведений на том уровне, как это организовано в Интернете. Следовательно, банки не могут взять на себя ответственность за конфиденциальность платежей клиентов и пока предлагают им при помощи мобильного телефона лишь просматривать остаток на счете и список последних операций. Однако разрабатывается программное обеспечение, способное повысить безопасность услуг WАР-банкинга. Пока же для того, чтобы обеспечить безопасность платежей, некоторые банки оговаривают с клиентом список операций и присваивают каждой из них соответствующий код. Так, к примеру, поступает Гута-банк. При проведении какой-либо из операций пользователю WАР-банкинга достаточно ввести код, который при подтверждении банком активизирует необходимую трансакцию. За операции по счету банк комиссию не берет.

Еще одна услуга, предоставляемая банками владельцам сотовых телефонов -SМS-банкинг. При  помощи служб коротких сообщений (SMS), которые есть у любого оператора  сотовой связи, клиенту будет  доступна вся информация о состоянии расчетных счетов (остатков по счету), а также получение выписок по счету за требуемый период. По мнению специалистов, эта услуга имеет гораздо больше перспектив, чем WАР-банкинг. Во-первых, из-за дешевизны, а во-вторых, за счет большей скорости передачи данных - в десятки раз быстрее, в-третьих значительно повышает безопасность операций. SMS-сервис пользуется большой популярностью у клиентов.

Считается, что  современные технологии программно-аппаратной защиты находятся уровне, обеспечивающим 100% гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств. Но самое главное, в сохранности средств заинтересованы, прежде всего банки – поставщики услуг интернет-банкинга, отвечающие не только за сохранность финансов своих клиентов, но и за свои средства и репутацию.

Все существующие системы можно разделить на три  категории:

Системы, возможности  которых ограничены предоставлением  клиенту информации о состоянии  его счетов. Такова, например, система  «Интернет-Банк Экспресс» версии 1.1, используемая Райффазен банком.

Системы, позволяющие  осуществлять удаленное управление счетами – внутри- и межбанковские  переводы, оплату коммунальных услуг, покупку/продажу безналичной валюты и так далее. Таких, пожалуй, большинство  – к ним относится, например, система iBank, используемая Инвестсбербанком, банком «Югра» и многими другими, и система «Клиент-Телебанк 2000», применяемая в Гута Банке.

Наконец, к третьей  категории относятся еще более  продвинутые системы, позволяющие  клиенту получить в онлайне практически весь комплекс банковских услуг, включая кредитование, операции с ценными бумагами и управление личными финансами. В качестве примера такой системы можно назвать «Интернет Сервис Банк», разработку специалистов Автобанка.

Так как системы  первого типа уже отживают свой век, а системы третьего пока не слишком распространены, мы смело можем ограничиться рассказам о системах второй категории. Тот, кто их использует, может не покидать свое рабочее место, для того чтобы:

  • продавать или покупать безналичную валюту. Причем, что немаловажно, делать это он может всегда, не считаясь со временем суток и днями недели. Кстати, за безналичные валютные операции банк не берет комиссии – пустячок (1%), а приятно.
  • оплачивать коммунальные услуги вкупе со счетами провайдеров, операторов сотовой связи и прочих поставщиков услуг.
  • оплачивать покупки в интернет- и обычных магазинах. Этот способ, кстати, позволяет вполне законно сэкономить на пятипроцентном налоге с продаж – он не взимается при оплате покупки банковским переводом.
  • свободно распоряжаться своими счетами – открывать их, пополнять или закрывать, класть деньги на депозиты, совершать внутри- и межбанковские переводы – иначе говоря, практически любые платежи по произвольным банковским реквизитам.
  • получать выписки по счетам и информацию о состоянии счета.

Информация о работе Автоматизация банковской деятельности