Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
раскрыть сущность инфляционного процесса;
изучить причины возникновения инфляции, ее виды;
проанализировать социально-экономические последствия инфляции;
обосновать и исследовать необходимость проведения антиинфляционной политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…...….…….4
1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики……………….……….5
1.1.Инфляция: сущность, причины, последствия…………………………...….…5
1.2. Понятие антиинфляционной политики…………………………………….…9
2. Методы и инструменты антиинфляционной политики………………………..12
2.1. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика……………….12
2.2. Ортодоксальные и гетеродоксальные программы стабилизации…………..13
3. Особенности проведения антиинфляционной политики в РБ…………..……20
3.1. Особенности и причины инфляции, ее социально-экономические последствия в Республике Беларусь…………………………………………....…20
3.2. Методы и направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………….…………………….....25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………...…………………....31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Основной мерой по снижению инфляции в РБ в этом году, как и предыдущих, по прежнему оставались кредиты других стран. Например, соглашение между Беларусью и Евразийским банком развития о предоставлении финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС было подписано 9 июня 2011 года. Общий объем кредита составляет $3 млрд. Средства должны поступить шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере $800 млн. поступил в Беларусь в июне. Общая сумма кредита в 2011 году запланирована в размере $1,24 млрд. Правительство Беларуси также намерено добиваться получения кредита от России и МВФ.

Также в Беларуси с 11 ноября 2011 была увеличена ставка рефинансирования на 5 процентных пунктов - с 35% до 40% годовых. Соответствующее постановление №503 от 8 ноября текущего года принято правлением Национального банка.

Одновременно Комитет по монетарной политике Национального банка принял решение о повышении с 11 ноября текущего года процентных ставок по операциям регулирования ликвидности.

Процентные ставки по постоянно  доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности увеличены до 60% годовых, по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности - до 30% годовых.

Очередное повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям регулирования  ликвидности является последовательным шагом по ограничению инфляционных процессов и стабилизации ситуации в экономике и финансовой сфере в целом. Эта мера позволит также поддержать возобновившийся в последние месяцы рост срочных рублевых вкладов населения в банках, стабилизировать инфляционные ожидания в экономике, а также станет дополнительным фактором по усилению сбалансированности платежного баланса", - пояснили в управлении информации Нацбанка. [21]

В 2011 году была проведена полноценная  смена курсовой политики, согласно которой курс на валюту будет определяться, исходя из спроса и предложения на нее. Это будет способствовать структурной перестройке экономики "При этом Нацбанк, как его попросил об этом глава государства, будет ежедневно отслеживать ситуацию и при необходимости вмешиваться, отбивать спекулятивные атаки, - сказал эксперт. - Также предполагается, что, скорее всего, Нацбанк все-таки будет выходить на валютный рынок с интервенциями, чтобы сглаживать колебания на валютном рынке". Одновременно с мерами курсовой политики от Нацбанка требуется не проводить никакой эмиссии, все стройки и проекты должны финансироваться за счет здоровых неэмиссионных источников [22].

Для предотвращения темпов роста инфляции 20 сентября 2011 была также снижена финансовая нагрузка на физических лиц по погашению имеющейся кредитной задолженности в иностранной валюте в связи с увеличением курсов иностранных валют. Так, при наличии объективных обстоятельств (увеличение рублевого эквивалента размера платежей по кредитному договору, снижение уровня доходов, потеря работы, длительная болезнь), а также социально значимым категориям кредитополучателей (многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, ветеранам, бывшим узникам и другим) кредитным комитетам учреждений банков дано право предоставлять отсрочку погашения основного долга на срок до шести месяцев. Банки также могут устанавливать на срок до шести месяцев индивидуальные графики погашения основного долга с учетом платежеспособности кредитополучателя с последующим предоставлением рассрочки уплаты недоплаченной суммы основного долга в пределах конечного срока пользования кредитом. Возможно также продление сроков возврата кредитов, предоставленных в иностранной валюте.

Мероприятия по изменению условий  кредитования осуществляются после оценки способности кредитополучателя исполнять свои обязательства перед банком. При этом граждане, получившие кредиты в иностранной валюте и испытывающие затруднения по их погашению, должны обратиться в банк с письменным заявлением.

Ранее банками уже были приняты  меры по снижению финансовой нагрузки на физических лиц по погашению кредитов в иностранной валюте, в частности снижена процентная ставка до 10% (Беларусбанк) годовых. Кроме того, по заявлениям кредитополучателей сроки пользования кредитом продлеваются на 5 лет по кредитам на финансирование недвижимости и на 3 года по кредитам на потребительские нужды.

Одновременно, в связи с ростом стоимости привлекаемых ресурсов, в  том числе обусловленным повышением ставки рефинансирования Нацбанка, Беларусбанк принял решение об изменении с 22 сентября процентных ставок по вновь заключаемым с физическими лицами кредитным договорам в белорусских рублях на потребительские нужды и финансирование недвижимости. При этом данное повышение не затронуло размер процентных ставок по кредитам многодетным семьям.

В Беларуси в 2011 году был создан Банка  Развития. Ему планируется передать кредиты, ранее выданные предприятиям в рамках госпрограмм. И все кредитование по госпрограммам будет в дальнейшем осуществляться этим специально созданным банком. Это делается для стабилизации экономической ситуации и инфляционных процессов в стране.

По мнению правительства, жесткая  денежно-кредитная, бюджетно-налоговая политика позволит стабилизировать ситуацию и снизить инфляцию в будущем году до 19%. Если же вновь проводить мягкую макроэкономическую политику и в прежнем объеме кредитовать госпрограммы, то это вызовет резкий рост инфляции, считают в правительстве.

На данный момент правительство  проводит мягкую макроэкономическую политику, основанную на эмиссионном финансировании экономики. Однако, как видно из показателей, она не эффективна в сложившейся ситуации. Поэтому правительству было поручено разработать сценарий для балансировки. Основными задачами, которого на 2012 год являются: снижение инфляции до 19%, выход на положительное сальдо внешней торговли, наращивание золотовалютных резервов на 5 млрд. USD.

Исходя из сложившейся ситуации Минэкономики Республики Беларусь рассмотрено несколько сценариев развития экономики в 2012 году с целью выработки наиболее приемлемого варианта, позволяющего снизить инфляцию и при этом не допустить рецессии и значительного снижения доходов населения:

1. Инерционный. При данном сценарии  развития событий для удовлетворения запросов реальной экономики в льготном кредитовании в 2012 году потребуется около 30 трлн. BYR эмиссионных денег. Это позволит нарастить темп роста ВВП, однако приведет к росту цен в 3 раза, а курс может уйти выше 20.000 BYR/USD. Падение уровня жизни Минэкономики даже не берется оценить. В таких условиях стабилизация невозможна.

2. Обеспечение инфляции на уровне  экономической безопасности. Предполагает  снижение инфляции до уровня  экономической безопасности, которая согласно концепции национальной безопасности не должна превышать 12%. Однако резкое торможение инфляции может привести к сокращению ВВП и снижению доходов населения. Поэтому при подготовке прогноза Минэкономики исходило из того, что в будущем году можно было бы добиться снижения инфляции до 19%, но при этом закладывалось, что уже в конце текущего года (сентябрь - декабрь) эмиссионное кредитование будет ограничено 2 трлн. BYR при положительных ставках на денежном рынке.

3. Увеличение эмиссии и отрицательные  ставки. На сегодняшний день ставки  глубоко отрицательные, а эмиссионное кредитование только за сентябрь - октябрь уже превысило 2 трлн. BYR. Если такая политика продолжится до конца года, то по итогам 2012 года инфляция вместо 19% составит 25%, что приведет к снижению доходов населения на 5%.

Правительством Беларуси большие  надежды возлагаются на создание ЕЭП (Единого экономического пространства). При вступлении в него государство надеется повысить конкурентоспособность белорусских предприятий, снизить стоимость энергоресурсов, увеличить объем рынка сбыта товаров а также уменьшить уровень цен. Сейчас по этому направлению ведется активная работа.

Можно сказать, что в целом за последнее время Нацбанком и  правительством принят ряд последовательных мер по ограничению инфляционных процессов, с помощью денежно-кредитной и фискальной политики. Вместе с тем для государства очень важно проведение последовательной антиинфляционной политики и настойчивость в использовании инструментов, регулирующих инфляцию, чтобы пакет действий по снижению цен возымел надлежащий эффект.

Снижение курса национальной валюты и замедление роста цен говорит об эффективности государственной программы по борьбе с инфляцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и  каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.

Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в общем виде сводятся к следующим:

- с учетом финансовой и экономической ситуации в Республике Беларусь, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при которой все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции;

- при осуществлении таргетирования  инфляции главенствующее значение  имеет обоснование целевого значения  уровня инфляции на прогнозируемый период. Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность субъектов хозяйствования и т. д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте необходимости достижения целей прогнозов и программ социально-экономического развития страны;

- при осуществлении расчетов на прогнозируемый период должно быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития;

- для достижения целевых показателей  инфляции следует использовать  факторы как со стороны спроса, так и со стороны издержек;

- условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода;

- если в стране есть хоть какие-то признаки инфляции, то правительство должно либо с ней бороться, если она достигла больших размеров, или совершать политику, контролирующую её. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. Для этого проводится, так называемая, антиинфляционная политика, которая означает комплекс мер и механизмов по регулированию экономики со стороны государства, направленных на борьбу с инфляцией.

Что же касается Республики Беларусь, то здесь инфляция существовала ещё с момента достижения своей независимости, как и в любой другой нормальной стране, однако следует обратить большее темпы её роста: в течение последних 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции. В 2011 году наблюдается самый большой размах инфляции за последние годы. К этому явления привела не одна причина, но более важен вопрос, как бороться с таким положением в экономике страны. Были предприняты руководством страны такие меры, как: выход на единый курс, отпущение цен на товары и услуги, уменьшение затрат на государственные программы, сокращение эмиссионных операций. В данный момент план по балансировке экономики в 2012 году редактируется Правительством. Основными задачами, которого являются: снижение инфляции до 19% и при этом не допустить рецессии и значительного снижения доходов населения, выход на положительное сальдо внешней торговли, наращивание золотовалютных резервов на 5 млрд. USD.

В целом главными составляющими антиинфляционной политики в Беларуси является: монетарная политика, политика ресурсосбережения и снижения транзакционных издержек, политика цен.

Достижение снижения уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие  государства в регулировании  экономики, согласованное действие различных государственных структур, как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком.

  В рамках этой работы и должны устанавливаться и реализовываться цели по стабилизации покупательной способности белорусского рубля.

Проведенный анализ еще раз подтверждает то, что без глубокого понимания инфляционных процессов в переходной экономике Республики Беларусь невозможно предложить адекватные программы борьбы с инфляцией. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Афанасьев М., Вите О. Инфляция издержек и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. № 3, 1995.
  2. Бюджет 2002: доходы вырастут, налоги уменьшаться ...// НЭГ № 68,2001.
  3. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие для экон. спец. Вузов/ А. Я. Ливича, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной- М.: Выш. школа. 1994.-756с.
  4. Инфляция: природа, сущность и регулирование. Серия: "Микроэкономика". Мн.: Право и эконмика, 1996.-350с.
  5. Курс экономической теории: Учеб. пособие / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой - Киров: Издательтво "АСА", 1994.-467с.
  6. Курс экономической теории: Учебн. Пособие / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович и др.; Под. Ред. М.И. Плотницкого, А.Н. Тура. - Мн.: "Мисанта", 1998.-408с.
  7. У.Леонид Заико "Антиинфляционная политика 200 Г7 // НЭГ №12, 2001.
  8. Лобкович Э. И. Переходная экономика: сущность, особенности развития: Научно-метод. Пособие.- Мн., 1998.-287с.
  9. Макконнелл К., Брю С./Экономикс: Принципы, проблемы и политика/Перевод с англ. М.: Республика, 1992. Т. 1,2.
  10. Макроэкономика: учебное пособие для ВУЗов/под ред. Плотницкого М. И.: Новое знание, 2002.- 461с.
  11. Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблем рыночной экономики» ч.2.
  1. Материалы Республиканской научной конференции «Проблемы социально-экономического развития Республики Беларусь» 2002.-280с.

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь