Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
раскрыть сущность инфляционного процесса;
изучить причины возникновения инфляции, ее виды;
проанализировать социально-экономические последствия инфляции;
обосновать и исследовать необходимость проведения антиинфляционной политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…...….…….4
1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики……………….……….5
1.1.Инфляция: сущность, причины, последствия…………………………...….…5
1.2. Понятие антиинфляционной политики…………………………………….…9
2. Методы и инструменты антиинфляционной политики………………………..12
2.1. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика……………….12
2.2. Ортодоксальные и гетеродоксальные программы стабилизации…………..13
3. Особенности проведения антиинфляционной политики в РБ…………..……20
3.1. Особенности и причины инфляции, ее социально-экономические последствия в Республике Беларусь…………………………………………....…20
3.2. Методы и направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………….…………………….....25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………...…………………....31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

В условиях гиперинфляции обычно существуют, по меньшей мере, два обменных курса: официальный и свободный рыночный, который существенно выше официального. Расхождение между ними может составлять сотни или тысячи процентов. Паритет покупательной способности обычно рассчитывается по свободному рыночному курсу или средневзвешенной величине официального и свободного рыночного курса. Для успешной стабилизации экономики обычно требуются вначале значительная девальвация официального обменного курса до свободного рыночного и затем стабилизация единого обменного курса. Стандартная стабилизационная программа направлена на закрепление обменного курса на приемлемом уровне, т.е. на уровне, который может быть защищен центральным банком при отсутствии спекулятивной атаки, истощающей валютные резервы. Если правительство одновременно пытается печатать деньги и поддерживать фиксированный обменный курс, оно утратит валютные резервы и в конечном счете столкнется со спекулятивной атакой на валюту и кризисом платежного баланса.

По этой причине девальвация сама по себе, обычно недостаточна для стабилизации обменного курса. Фискальная политика также должна быть ужесточена, чтобы сбалансировать бюджет в самом начале стабилизационной программы. Если центральный банк обладает некоторыми валютными резервами для защиты валюты или правительство способно договориться об иностранном займе для увеличения резервного фонда, то это увеличивает способность правительства к стабилизации обменного курса в краткосрочном периоде. Но в долгосрочном периоде есть только один способ поддержания стабильности обменного курса — жесткая фискальная политика, которая освобождает правительство от необходимости опираться на сеньоражное финансирование.

Поскольку большинство  внутренних цен связано с долларом через паритет покупательной способности, то инфляция может прекратиться буквально за день, как только обменный курс стабилизируется. Отметим кратко, что коренным отличием гиперинфляции от очень высокой инфляции является то, что в процессе гиперинфляции исчезают все признаки инфляционной инерции, так как фирмы и работники перестают использовать долгосрочные контракты и индексацию по прошлым темпам. Цены просто долларизуются и, следовательно, увязываются с обменным курсом. Поэтому стабилизация обменного курса прекращает высокую инфляцию.

Комплексные бюджетные мероприятия

Ни один обменный курс не может оставаться стабильным, пока лежащий в его основе бюджетный дефицит и потребность в сеньораже не взяты под контроль. Именно поэтому основным шагом в обуздании гиперинфляции является устранение лежащих в их основе бюджетных проблем, которые в первую очередь и приводят к гиперинфляции. В своей основополагающей работе по теории денег Томас Сарджент показал, что гиперинфляции заканчиваются вслед за фундаментальными изменениями в бюджетной политике относительно размеров дефицитов и способов их финансирования.  Часто составляющей этого процесса является усиление независимости центрального банка, позволяющей противостоять давлению при финансировании дефицита государственного бюджета с помощью печатного станка. Разумеется, недостаточно прекратить финансирование центральным банком дефицита государственного бюджета, необходимо также улучшить состояние бюджета. Жесткая фискальная политика обычно подразумевает ряд мер. Во-первых, цены на товары и услуги, предоставляемые предприятиями государственного сектора в ходе гиперинфляции, как правило, снижаются в реальном выражении до очень низкого уровня и обычно должны быть значительно увеличены. Цель заключается в том», чтобы устранить дефицит балансов государственных предприятий, которые, в конечном счете, ложатся на центральное правительство, являясь, таким образом, первейшим источником эмиссии денег. Во-вторых, должны быть увеличены налоговые поступления. Отчасти это происходит автоматически, когда цены (после стабилизации обменного курса) перестают расти. Иначе говоря, эффект Оливера—Танзи действует и в обратном направлении: точно так же, как инфляция уменьшает реальные налоговые поступления, прекращение высокой инфляции практически обязательно увеличивает реальные налоговые поступления. Снижение налоговых поступлений в ходе гиперинфляции ослабляет налоговую систему в целом, следовательно, после начала стабилизации необходима комплексная налоговая реформа. Но реализация реформы требует времени, так как она обычно нуждается в законодательном утверждении. До ее утверждения: у правительство может предложить стимулы досрочной уплаты налогов и применять более жесткие санкции за их неуплату. Среди других мер, улучшающих ситуацию в фискальной области в краткосрочном периоде, можно назвать отмену прямых дотаций и налоговых льгот. Одной из популярных форм государственных дотаций является предоставление частному сектору кредитов под значительную отрицательную реальную процентную ставку. Неявные субсидии, заключенные в этих займах, рассматриваются как вид "квазифискальных" расходов. Примечательно, что многие из мер, используемых для сокращения бюджетного дефицита, — прекращение дотаций, девальвация валюты, повышение цен на продукцию и услуги государственного сектора, а также налогов на потребление — в краткосрочном периоде обычно порождают всплеск "корректирующей" инфляции. Следовательно, при реализации корректирующих мер, гиперинфляция в течение первого месяца стабилизационной программы может даже ускориться. Однако если проведенные мероприятия покрывают фискальный разрыв, появляется реальная возможность остановить инфляцию после ее первоначального всплеска.

Кредитно-денежная политика

Стабилизация обменного  курса и цен приводит к увеличению реальных денежных остатков, которые стремятся держать люди. Ключевой вопрос экономической политики состоит в том, каким образом происходит приспособление к этому росту спроса на деньги. Таким образом, правительство имеет три возможных способа удовлетворения возросшего спроса на деньги: оно может увеличить внутреннее кредитование государственного сектора (т.е. центральный банк может купить облигации у казначейства), увеличить внутреннее кредитование частного сектора (т.е. центральный банк может предоставить больше кредитов частным банкам) или санкционировать приток валютных резервов через платежный баланс (т.е. центральный банк может скупать иностранную валюту по фиксированному курсу).

Денежная реформа; введение новой  денежная единицы

Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в «отбрасывании нулей» сильно обесценившейся денежной единицы при простейшем варианте денежной реформы новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т.д.  При более сложном типе денежной реформы новая денежная единица вводится не только для отбрасывания нулей, но также и для создания специального режима оплаты долгосрочных контрактов, заключенных в прежней денежной единице. Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен. Например старые деньги могут быть обменены на новые по курсу 10:1 без изменения уровней заработной платы и цен. Это значительно сократит реальные денежные остатки, что обязательно приведет к сильному экономическому спаду. В целом это наиболее полезно в ситуации подавленной инфляции, когда предложение денег резко выросло, а контроль за ценами препятствует их росту в соответствии с увеличением предложения денег. Денежная реформа в таком случае приводит предложение денег в соответствие с ценами, вместо того чтобы позволить ценам резко расти вслед за ростом предложения денег.                                                                                             

Смягчение внешнего бюджетного ограничения                                        

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

Проблема доверия

Во всех случаях гиперинфляции  реальные процентные ставки даже после  достижения стабилизации остаются весьма высокими, намного выше мирового уровня. Главная причина состоит в том, что люди все еще скептически относятся к успеху стабилизационной программы. Следовательно, агенты учитывают возможность девальвации в процентной ставке, выраженной в национальной валюте, повышая номинальную процентную ставку, как правило, намного выше темпа инфляции. Процентные ставки снижаются по мере того, как укрепляется доверие населения к стабилизационной программе.

В краткосрочном периоде  высокие реальные процентные ставки обычно порождают требования экспансии внутреннего кредитования. Однако искушение снизить их посредством кредитной экспансии крайне опасно. Возврат к политике "легких" денег в начале стабилизационной программы может вызвать утрату валютных резервов и последующую спекулятивную атаку на отечественную валюту, сопровождаемые значительной девальвацией и возрождением высокой инфляции.

Для снижения внутренних ставок процента как можно быстрее нужно восстановить доверие к стабилизационной программе. В противном случае высокие процентные ставки сами по себе могут подорвать стабилизационную программу. Это может произойти одним из трех путей. Во-первых, высокие ставки процента могут вызвать давление в пользу большей экспансии предложения денег, тем самым подвергая опасности вновь зафиксированный обменный курс. Во-вторых, если правительство имеет значительную внешнюю задолженность, высокие процентные ставки могут ухудшить состояние бюджета. В-третьих, высокие процентные ставки могут подорвать финансовое благополучие предприятий, вызывая банкротства, безработицу и политическую напряженность.

 В ряде случаев гиперинфляции последовательная программа стабилизации на некоторое время откладывалась. Тем не менее многочисленные данные свидетельствуют о том, что, чем дольше откладывается наступление на инфляцию, тем больше вреда наносится экономике и тем дороже обходятся реформы экономической политики, необходимые для стабилизации экономики.

Всегда неловко возлагать вину за такое поведение исключительно  на нерациональные действия политиков, хотя это, без сомнения, сыграло свою роль во многих странах) Исходный пункт заключается в признании того, что различные группы населения не безразличны к способам достижения стабилизации. К примеру, если правительство уменьшает статью расходов бюджета, урезая заработную плату и занятость в государственном секторе, это прежде всего затронет рабочих. Если оно повышает налоги на доход и экспортные пошлины для компаний, наиболее значительное бремя будут нести капиталисты .Каждая группа будет бороться за то, чтобы переложить бремя на других. Если правительство слабо, оно не в состоянии навязать решение которому энергично сопротивляются мощные организованные силы в обществе. Поэтому война на истощение продолжается, и никакие стабилизационные усилия не могут быть предприняты. В конце концов, конфронтация исчезает, и через политические выборы, законодательные соглашения, передачу оперативных полномочий политикам или какими-либо иными способами выявляются победители. Теперь победители могут принять решение о распределении бремени между различными группами и приступить к реализации своей стабилизационной программы.

 В немалом числе случаев стабилизация следует только после того, как к власти приходит новое правительство, призванное "положить конец беспорядку", оставленному предыдущим. Таким образом, один из ключевых механизмов выхода из пантового состояния — это новые выборы и приход новых политических сил.

Гетеродоксальные стабилизационные программы

"Гетеродоксальные" стабилизационные  программы — это те программы,  которые наряду со стандартными  монетарными и фискальными мерами  предусматривают прямое вмешательство в установление цен и заработной платы. Гетеродоксальные программы исходят из того, что инфляция обладает значительной инерционной составляющей, которая приводит к ее самовоспроизведению.) Инфляционная инерция возникает из-за долгосрочных контрактов, индексации заработной платы по прошлому опыту и других механизмов, приводящих к автоматическому пересмотру заработной платы и цен на основе прошлой инфляции.

Из гетеродоксального подхода  следует, что сбалансированность бюджета и жесткая кредитно-денежная политика сами по себе недостаточны для обуздания высокой инфляции. Как утверждается, в условиях инерционной инфляции использование одних лишь ортодоксальных мер может привести к глубокому спаду, отнюдь не являющемуся неотвратимым. Даже после того, как обменный курс зафиксирован, внутренние цены могут продолжать расти, приводя к резкому падению прибылей экспортного сектора экономики. Сторонники гетеродоксальных стабилизационных программ утверждают, что политика доходов, т.е. некая форма контроля за заработной платой и ценами, должна быть ключевым элементом стабилизационной программы. Впадая в крайность, отдельные апологеты гетеродоксального подхода доходят до утверждения, будто один только контроль за заработной платой и ценами достаточен для обуздания инфляции и что ортодоксальные фискальные и кредитно-денежные ограничения не играют никакой роли.

Апологеты гетеродоксальных шоковых  программ считают, что необходимо установить для разрушения инфляционной инерции скоординированные потолки заработной платы и цен в начале стабилизационного процесса. В случае удачи легко увидеть преимущества данной политики. Она может преодолеть как инерцию, так и инфляционные ожидания людей, и это вызывает доверие к программе. Более того, так можно весьма быстро свести инфляцию до очень низкого уровня.

Тем не менее гетеродоксальные стабилизационные программы обладают рядом заметных потенциальных изъянов. Во-первых, контроль над заработной платой и ценами может быть излишним. Если инфляционная инерция незначительна, инфляция скоро прекратится сама по себе. Во-вторых, контроль за ценами, выходящий за рамки узкой группы товаров, может быть трудноосуществим, и ограниченные административные возможности могут сделать такой контроль по большей части неэффективным. В-третьих, контроль может быть предвосхищен. Предприятия, знающие о предстоящем введении режима контроля, могут заранее "раздуть" свои цены даже на несколько сот процентов. В-четвертых, контроль может оказывать "наркотическое воздействие", приучая политиков к мысли, что инфляция может быть остановлена без лишений, связанных с осуществлением основополагающих изменений в кредитно-денежной и фискальной политике. В-пятых, контроль может сделать очень жесткой структуру относительных цен в экономике, что способно породить дефициты. Наконец, контроль может оказаться трудноустранимым. В ходе неудавшихся попыток стабилизации наличие значительного бюджетного дефицита задержало стабилизацию обменного курса более чем на несколько месяцев.

Во-первых, для успешной стабилизации абсолютно необходима серьезная  корректировка бюджета. Во-вторых, один лишь контроль за заработной платай и ценами недостаточен для прекращения инфляции. В-третьих, не существует однозначных выводов относительно применения контроля за заработной платой и ценами в дополнение к пакету ортодоксальных мероприятий.) Весьма вероятно, в стране, переживающей подлинную гиперинфляцию,  (инфляционная инерция исчезает, так что гетеродоксальный контроль за ценами и заработной платой нецелесообразен. Когда темпы инфляции ниже,  инфляционная инерция может быть достаточной для того, чтобы осуществлять дополнительный контроль за ценами и заработной платой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности проведения антиинфляционной политики в РБ

3.1. Особенности  и причины инфляции, ее социально-экономические последствия в Республике Беларусь

Инфляция является основным дестабилизирующим фактором экономики и оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Она тормозит естественное расширение производственной активности экономики. Поэтому в условиях высокой инфляции модернизация и стабильный обьем экономики невозможны. Существует два типа инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. В нашей экономике инфляция спроса проявляется следующим образом: спрос населения и объектов хозяйствования не встречает требующих по качеству отечественных изделий и вызывает повышенный спрос на импортные товары, что приводит к превышению спроса на валюту над ее предложением. В результате падает валютный курс, и вместе с ним растут рублевые цены на импортные факторы производства, которые в свою очередь через инфляцию издержек повышает цены на отечественные товары. С 1995 года в Беларуси доминирующим типом инфляции является инфляция издержек. Причем стоимость факторов производства в Беларуси растет, поэтому производители пытаются передать дальше возросшие затраты, назначая у Министерства экономики более высокие цены.

Развитие инфляционных процессов в Беларуси на протяжении последних лет является одной  из наиболее значимых причин нарастания негативных процессов  в экономике, противодействующих устойчивому развитию и эффективности функционирования экономического механизма. Среди стран Восточной и Центральной Европы, а также стран бывшего СССР Беларусь по-прежнему является бесспорным «лидером» по уровню инфляции.

В Беларуси инфляция существовала ещё  с момента достижения своей независимости. Однако во внимание следует принять  темпы её роста. По данным FAO, за последние 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции. Проследив динамику роста инфляции за последние 5 лет (рис. А.1, А.2. Приложение А), необходимо отметить, что в 2011 году наблюдается самый большой размах инфляции за последние годы и на это есть свои причины.

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь