Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
раскрыть сущность инфляционного процесса;
изучить причины возникновения инфляции, ее виды;
проанализировать социально-экономические последствия инфляции;
обосновать и исследовать необходимость проведения антиинфляционной политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…...….…….4
1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики……………….……….5
1.1.Инфляция: сущность, причины, последствия…………………………...….…5
1.2. Понятие антиинфляционной политики…………………………………….…9
2. Методы и инструменты антиинфляционной политики………………………..12
2.1. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика……………….12
2.2. Ортодоксальные и гетеродоксальные программы стабилизации…………..13
3. Особенности проведения антиинфляционной политики в РБ…………..……20
3.1. Особенности и причины инфляции, ее социально-экономические последствия в Республике Беларусь…………………………………………....…20
3.2. Методы и направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………….…………………….....25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………...…………………....31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Соответственно различаются  и подходы к объяснению инфляции, ее конкретных причин. Все они существенно  различаются по странам и по обстоятельствам их появления.

Обобщая накопленный опыт, можно утверждать, что инфляционные процессы возникают под воздействием трех основных групп факторов:

1) факторы конъюнктурного порядка,

2) факторы, обусловленные  дисбалансами хозяйственной структуры,

3) факторы, связанные со сменой общественного строя.

 Конъюнктурные факторы  инфляции порождаются временной  разбалансированностью сферы производства и обращения. Наиболее типичны:

а) Нарушение равновесия между потребительским спросом и товарным предложением (инфляция спроса). Подобный дисбаланс может наступить и со стороны спроса, и из-за свертывания гражданского производства (пример США в период вьетнамской войны). Причиной дисбаланса могут быт также в равной мере и "перегрев" экономики, и ее затяжной упадок.

б) Увеличение   затрат   по    выпуску   продукции    в    сфере    производства, несоразмерное   с   платежеспособностью   предприятий.  

в) Переполнение каналов денежного обращения денежной массой, избыточной по сравнению с потребностями товарооборота (денежная инфляция). Главной причиной является чрезмерная эмиссия денег государством.

К ключевым факторам обесценивания  денег можно отнести также  накачку денежного обращения иностранной валютой, чрезмерная кредитная эмиссия, массовый перевод безналичных денег в наличные, различные небанковские источники роста денежной массы (бартер, дебиторско-кредиторская задолженность и т.п.

 Структурные хозяйственные факторы инфляции неотделимы от функционирования национальной экономики как таковой: ее организации и эффектности, производства товаров и доходов. К разряду подобных факторов относятся в первую очередь:

а) степень развитости и сбалансированности первичного, вторичного и третичного секторов;

б) соотношение конкурентных и неконкурентных хозяйственных структур;

в) состояние производительности в различных отраслях и предприятиях;

г) согласованность и  соразмерность товарных и денежных потоков.

Влияние структурных хозяйственных  факторов на инфляционные процессы связано с тем, что именно эти факторы решающим образом определяют формирование цен в обществе.

В разряд важнейших перестроечных факторов инфляции входят следующие:

  • Либерализация цен.
  • Формирование рыночных стриктур экономики.
  • Переход к стихийной конвертируемости рубля.
  • Вхождение в мировой рынок характер.
  • Разгосударствление и приватизация собственности. [4, с.45]

Последствия инфляции:

    1. Снижение реальных доходов населения. Особенно сильно это отражается на лицах, получающих фиксированные доходы (пенсии, стипендии). Сужаются мотивы к трудовой деятельности, усиливается дифференциация населения по уровню доходов.
    2. Обесценение сбережений населения.
    3. Ухудшение условий жизни социальных групп с твердыми доходами. Возникновение опасности социальных потрясений.
    4. Ослабление позиции властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям.
    5. Возникновение трудностей с долгосрочным планированием, решения принимают спекулятивную направленность.
    6. Повышение риска инвестирования. Появляются требования более высоких прибылей и процентов в качестве платы за риск.

 

1.2 Понятие антиинфляционной политики

Основными методами стабилизации денежного  обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции.

Поскольку инфляция, как и безработица, относится к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами т. п.). Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают ее на потом. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддаются лечению, поскольку ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую, и лишь после этого вырабатывать меры борьбы с ней.

Бороться с инфляцией – это значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне, но не устранить полностью.

Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо прежде всего выявить причины инфляции. Ранее было показано, что инфляция — результат дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, когда спрос опережает предложение. Но этот дисбаланс может проистекать как от денежных, монетарных факторов (рост денежной массы, увеличение скорости обращения денег), так и от причин немонетарного характера (монополизация экономики, рост издержек). Однако независимо оттого, какие факторы непосредственно вызвали усиление инфляции, ограничение ее возможно лишь при снижении темпов предложения денег. Опыт показывает, что практически во всех странах между темпами инфляции и темпами роста предложения денег существует тесная корреляционная зависимость. А это значит, что, в конечном счете, инфляция всегда и везде представляет собой «денежный феномен».

Вместе с тем рост денежной массы сверх потребностей товарного оборота может вызываться рядом причин: дополнительной эмиссией денег, бюджетным дефицитом, кредитной политикой ЦБ - неэффективной налоговой системой. Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

    • уменьшение денежной эмиссии;  
    • повышение учетной ставки (ставки рефинансирования);
    • повышение нормы обязательных резервов;
    • сокращение государственных расходов;           
    • совершенствование  налоговой  системы  и увеличение  налоговых поступлений в бюджет.            

Однако проведение в жизнь этих мероприятий не всегда может дать желаемый результат. Это относится, прежде всего, к сокращению предложения денег. Неизбежное следствие снижения темпов прироста денежной массы — падение уровня производства и занятости. Хотя эта компромиссная теория инфляции, опирающаяся на кривую Филипса, некоторыми экономистами подвергается критике, тем не менее, она подтверждается 145 практикой. Поэтому правительство имеет возможность осуществлять выбор только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы — резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование).

Примером удачной шоковой  терапии могут служить Польша и Эстония. В России резкое сокращение темпов предложения денежной массы привело к значительному росту неплатежей в экономике и бартеризации хозяйственных связей. Это, в свою очередь, усугубило проблему дефицита государственного бюджета, привело к невыплатам заработной платы многим категориям работников бюджетной сферы, росту внутреннего и внешнего долга. Все это сопровождалось резким спадом производства в промышленности и сельском хозяйстве, что в сочетании с недостаточно стабильной ситуацией на мировых финансовых рынках и внутриполитической обстановкой в стране грозило опасностью девальвации рубля и возобновления инфляции.

В июне 1998 г. правительство России разработало крупномасштабную стабилизационную программу, направленную на недопущение нового витка инфляции и ориентированную, прежде всего на активизацию инвестиционного спроса и развитие отечественного производства. Программа предусматривала также некоторое уменьшение налоговых ставок для производителей, увеличение налоговых сборов с физических лиц и резкое сокращение государственных расходов.                                               

Что касается политики градуирования, то она может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30%.

Некоторые страны в борьбе с инфляцией  использовали адаптационную политику, которая рассматривается как альтернатива монетарным методам ограничения инфляции. В рамках этого направления чаще всего применялась так называемая политика цен и доходов. Вариантов этой политики много, но ее суть заключается в том, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов — к повышению производительности труда. В этом случае сокращение спроса достигается не только за счет уменьшения денег в обороте, но и благодаря подавлению инфляционных ожиданий. Кроме того, "замораживание" цен и заработной платы сдерживает рост издержек, а значит, ограничивает инфляцию продавцов.                                        

Однако противники политики цен  и доходов высказывают серьезные  сомнения в ее результативности. По их мнению, отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции, и прежде всего под действием отложенных инфляционных ожиданий, а также подтягивания "замороженных" цен к их рыночному уровню, определяемому равновесием спроса и предложения. Для недопущения подобного исхода политика цен и доходов может быть эффективным антиинфляционным инструментом лишь при ее продлении на неопределенный срок, что создает опасность перевода открытой инфляции в подавленную.

Таким образом, анализ возможных вариантов  антиинфляционной политики показывает, что у правительства, по существу, нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией. Однако цена ограничения инфляции может быть разной в зависимости от того, какие методы используются для этих целей. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования и т. п.

 

 

 

2. Методы и инструменты антиинфляционной политики

2.1. Антиинфляционная  стратегия и антиинфляционная 

тактика

  При разработке антиинфляционной политики с определенной условностью можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера,  и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся  очевидными  уже в кратковременном периоде.

  Антиинфляционная стратегия  включает  четыре основных компонента:

  • преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. Хорошие результаты в мировой практике достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;
  • долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
  • сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры  доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;
  • увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования  народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

    Меры антиинфляционной  тактики в зависимости от цели  условно можно разделить на две группы:

    1. При необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяется льготное налогообложение, приватизация государственной собственности.
    2. Для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

   Антиинфляционная стратегия  и тактика в Республике Беларусь  должны учитывать особенности современного состояния ее экономики:

  • необходимость структурной перестройки народного хозяйства.
  • запаздывание с формированием рыночной экономики.
  • монопольный характер экономики.
  • перекладывание налогового пресса на себестоимость  продукции.

 С учетом вышеизложенного  антиинфляционная стратегия здесь должна включать следующие основные мероприятия:

  • отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверх монополизированных отраслей;
  • проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
  • отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
  • проведение либеральной торговой политики;
  • радикальную аграрную реформу;
  • реформу системы налогообложения;
  • реализацию политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом.

 

2.2 Ортодоксальные и гетеродоксальные программы стабилизации

Обуздание высокой инфляции требует  проведения в жизнь специального пакета экономических мероприятий, воздействующих на обменный курс    государственный бюджет, предложение  денег и в отдельных случаях  непосредственно затрагивающих заработную плату и цены. Ключевым элементом успеха любой стабилизационной программы является то, насколько позитивно реагируют на нее люди. Критическая роль ожиданий высвечивает значение мероприятий, которые могут создать доверие к программе:

Стабилизация обменного курса

В "долларизованной" экономике  паритет покупательной способности выдерживается весьма точно. Большинство цен фактически выражаются в долларах (P*) и затем переводятся в цены в национальной валюте путем умножения на доминирующий обменный курс. Поскольку цены выражаются в долларах, но оплата происходит в национальной валюте, мы приходим к соотношению Р = ЕР*. Следовательно, обменный курс — связующая нить между ценами в долларах и ценами в национальной валюте на большинство товаров и услуг. В ходе гиперинфляции обменный курс снижается приблизительно тем же темпом, которым растут внутренние цены. Если обменный курс может быть стабилизирован, внутренние цены также могут быть стабилизированы.

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь