Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 01:30, курсовая работа
Целью настоящей  работы является социально-психологический  анализ конфликтов на предприятии и  причин их вызывающих.
Объект исследования – конфликты.
В соответствии с поставленной целью исследования можно выделить ряд задач:
- определить  сущность конфликта, его типы  и функции
- проанализировать  формы и критерии завершения  конфликтов
- изучить условия  и факторы конструктивного разрешения  конфликтов
- проанализировать  алгоритм разрешения конфликта
- определить  пути разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным
Введение
Глава 1 Конфликты  в организации
1.1 Природа и  функции конфликта
1.2 Типология  конфликтов
Глава 2. Причины  возникновения и модели разрешения конфликтов
2.1 Основные причины  и методы преодоления конфликтов  с туристами
2.2 Методы преодоления конфликтов с туристами
2.3 Процесс развития  конфликта. Разрешение конфликта
Глава 3. Исследование конфликтности персонала в организации
3.1Общая характеристика  исследуемого туристского предприятия
3.2 Формирование  выборки и описание этапов  исследования
3.3 Описание используемых  методов и методик
3.4 Обработка  и интерпретация полученных данных
Заключение
Библиографический список
| № | Пол | Возраст | Должность | Образование | 
| 1 | Муж | 42 | Ген. Директор | Высшее | 
| 2 | Муж | 42 | Ком. Директор | Высшее | 
| 3 | Жен | 24 | Бухгалтер | Среднее | 
| 4 | Жен | 38 | Менеджер | Н/ высшее | 
| 5 | Муж | 42 | Техн. Директор | Высшее | 
| 6 | Жен | 31 | Диспетчер | Высшее | 
| 7 | Муж | 28 | Менеджер | Среднее | 
| 8 | Муж | 26 | Менеджер | Среднее | 
| 9 | Жен | 40 | Менеджер | Высшее | 
| 10 | Жен | 24 | Менеджер | Высшее | 
3.3 Описание используемых методов и методик
Гипотеза: существует 
взаимосвязь между 
Для проверки выдвинутой 
гипотезы были применены: метод наблюдения 
(стороннее (автор) и включенное (эксперты)), 
метод тестирования. В рамках метода 
тестирования были применены три 
методики: методика диагностики предрасположенност
A. Методика диагностики 
предрасположенности личности 
Тест адаптирован 
Гришиной Н.В. для изучения личностной 
предрасположенности к 
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике 
по выявлению типичных форм поведения 
К. Томас описывает каждый из пяти 
перечисленных возможных 
B. Методика диагностики 
самооценки степени 
Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц. Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность. Сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных ситуаций.
C. Социометрия
Сущность методики сводится к выявлению системы "симпатий" и "антипатий" между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных "выборов" из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких "выборах" представляются в виде особой диаграммы – социограммы[8].
3.4 Обработка 
и интерпретация полученных 
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе путем стороннего наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность в отношениях.
На втором этапе было проведено метод тестирование, в рамках которого применялись три методики: диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса и диагностика самооценки степени конфликтности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
На третьем этапе, после тестирования работников к работе были привлечен эксперт. Он оценил степень конфликтности каждого сотрудника, каждому из которых было присвоено определенное количество баллов (от 1 до 10), чем выше был балл, тем выше оценка конфликтности данного человека. Также эксперт оценил уровень конфликтности личности (по методике И. Д. Ладанова).
Таблица 5 Результаты тестов и оценки экспертов.
| № испытуемого | Ранг экспертов* | Диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса | Самооценка уровня конфликтности* | Оценка экспертом  | |||||
| Соперничество* | Сотрудничество* | Приспособление* | Компромисс* | Избегание* | |||||
| Группа № 1 (повышенная конфликтность) | |||||||||
| 6 | 10 | 6 | 4 | 5 | 8 | 4 | 40 | 56 | |
| 8 | 9 | 6 | 6 | 6 | 5 | 7 | 36 | 52 | |
| 4 | 8 | 6 | 5 | 7 | 5 | 5 | 49 | 50 | |
| 7 | 7 | 0 | 3 | 3 | 9 | 9 | 50 | 58 | |
| 12 | 6 | 2 | 6 | 9 | 6 | 8 | 27 | 60 | |
| Группа № 2 (пониженная конфликтность) | |||||||||
| 1 | 5 | 4 | 9 | 1 | 7 | 9 | 45 | 53 | |
| 13 | 4 | 3 | 9 | 5 | 12 | 8 | 30 | 46 | |
| 10 | 3 | 3 | 8 | 5 | 4 | 8 | 30 | 49 | |
| 9 | 2 | 2 | 9 | 10 | 5 | 10 | 30 | 40 | |
| 3 | 1 | 2 | 7 | 5 | 7 | 9 | 21 | 21 | |
* достоверность 
различий между выборками 
На основе оценок эксперта были выделены две подгруппы (повышенная или пониженная конфликтность). Достоверность различий групп по этому показателю и по данным тестов была доказана с помощью U – критерия Манна – Уитни (критическое значение для выборки 5/5 равно 2 при p£ 0,05).
По результатам социометрии менее конфликтные люди получили больше положительных выборов, т. е. с ними предпочли бы иметь профессиональные отношения.
Следующим этапом исследования было проведение корреляции с помощью программы Microsoft Excel. (Приложение 4). Корреляция проведена для выяснения влияния одних факторов на другие.
В результате исследования установлено наличие связи между стратегиями поведения и конфликтностью личности. Коэффициент корреляции Пирсона (r=-0,638) показывает, что большим значениям стратегии соперничества по тесту К. Томаса отвечают большие значения по шкале рангов, введенной и описанной нам выше. Кроме того, меньшие значения по шкале избегания теста К. Томаса коррелируют с большим значением по шкале рангов(r=-0, 7868). На практике это означает, что конфликтные личности могут выбирают соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждает корреляция между стратегией избегания ( по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов) – неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.
Помимо этого было выявлено, что личности, у которых наименьшие значения по шкале рангов (конфликтности) выбирают в качестве способа взаимодействия сотрудничество (r=-0,782). Нами также была обнаружена связь между стратегией сотрудничества и самооценкой уровня конфликтности, т.е. люди, считающие себя неконфликтными, склонны к сотрудничеству в конфликтной ситуации (r=-0, 72118).
Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии (r= - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности. Мы утверждаем, что более конфликтные личности отдают предпочтение стратегии соперничества. Однако в данной выборке более конфликтные сотрудники оценили свой уровень соперничества как средний и ниже среднего. Можно предположить, что данные сотрудники не до конца осознают собственную потребность в соперничестве, могут бороться за собственные интересы на уровне скрытых мотивов, т. е. демонстрировать одно поведение, а на скрытом уровне соперничать и ущемлять интересы других.
Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "Стар-Тревел" можно сделать следующие выводы:
1.Существует 
взаимосвязь между самооценкой 
уровня конфликтности и 
2.Сотрудники, которых 
воспринимают неконфликтными, предпочитают 
стратегию избегания (по 
3.Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
Заключение
Конфликт в 
организации - это осознанное противоречие 
между общающимися членами 
Существуют пять 
типов стратегий поведения 
Было проведено 
экспериментальное 
В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов). Неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии (r= - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности.
Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "Стар-Тревел" можно сделать следующие выводы:
1. Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике К. Томаса);
2. Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);
3. Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
Таким образом, 
гипотеза о наличии между 
 
Библиографический список
1. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, конфликты. Казань, 2009. – 288 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. - М.: Юнити, 2007. – 375 с.
3. Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации //Менеджмент в России и за рубежом.-2006.-№ 5. С. 19-21.
4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. — 176 с.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: "Наука", 2006. – 364 с.
6. Браймер Роберт 
А. Основы управления в 
7. Гагаринская 
Г. Конфликты и их 
8. Глухов В.В. Менеджмент: Учеб. Спб.: Специальная литература, 2009. — 700 с.
9. Гостиничный и туристический бизнес. Учеб. М.: Экмос, 2008. — 352 с.
10. Горелик В.А. и др. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М.: Радиосвязь, 2006. – 326 с.
11. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2009. – 299 с.
12. Дурович А.П., Копранев А.С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. Мн.: Экономпресс, 2008. — 400 с.
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.- М.:Аспект-Пресс.-2005
14. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2007. — 644 с.
15. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 2008. — 487 с.
16. Климова С. Трудовые конфликты на российских предприятиях.//Кадры, - № 5. - 2007. С. 19-23.
17. Попова Е. Внутрифирменные конфликты: природа и методы преодоления. //Кадры, - 2007.- № 5. С. 8-10.
18. Соловьев А.В. Конфликт в организации: увольнение за участие в ложной забастовке или за прогул //Менеджмент в России и за рубежом.-2008.-№4. С. 31-35
19. Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов.-М. СПб., 2006. – 611 с.
20. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Экмос, 2008. – 387 с.