Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:45, дипломная работа
Цель  данной выпускной квалификационной работы – изучить природу возникновения  и разработать пути разрешения конфликтной  ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие  задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Введение.
Глава 1. Теоретические  подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии.
Сущность  и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины их возникновения.
Структура конфликта  и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций.
Глава 2. Анализ возникновения конфликтов и стрессов на примере ЗАО «Торгово-производственная фирма «ЗОРЯНА».
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.2. Анализ  и оценка основных финансово-экономических  показателей деятельности ЗАО  «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.3. Анализ конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии.
Глава 3. Совершенствование  управления конфликтами и стрессами  на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
3.1. Пути улучшения микроклимата на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА» путем предотвращения конфликтов и стрессов.
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными и стрессовыми ситуациями на предприятии.
Заключение.
Список литературы.
- адекватно 
вести себя в конфликте, чтобы 
снизить его разрушающее и 
усилить гармонизирующее 
- защитить 
личность конфликтанта от 
- завершить 
конфликт с наименьшими 
Итак, общая ориентация конфликтов в результирующих их действиях может являться конструктивной и деструктивной, то есть конфликты могут обусловливать позитивные и негативные компоненты и системы отношений между людьми, их ценностями, мотивацией, убеждениями. В истории человеческого общества всегда находились люди утверждающие, что: "В споре рождается истина" (Платон), "Бранись с таким расчетом, чтобы стать другом" (Периандр), "Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей и что все возникает через вражду..." (Гераклит) и многие другие.
Какие негативные и позитивные феномены проявляются в социальной системе в результате функционирования конфликта? К наиболее важным негативным проявлениям (функциям) конфликта относят:
- ухудшение 
социально-психологического 
- неадекватное, 
социально неоправданное 
- снижение 
активности сотрудничества 
- создаются 
виртуальные, мнимые проблемы 
в отношениях и взаимодействии 
конфликтантов, формируется 
Можно выделить 
еще ряд негативных моментов, определяемых 
конфликтностью, однако, наряду с ними 
существуют другие, полярно иные позитивные 
проявления (функции) конфликтов. С 
позиции позитивного значения конфликт 
может обусловливать такие 
- конфликт 
исключает возможность 
- определяет 
активную информационную и 
- конфликт способствует лучшей структурированности группы, возрастанию степени ее сплоченности и организованности;
- стимулирует предприимчивость и творчество конфликтантов, развитие их личности, чувства ответственности, индивидуальной значимости; - усиливает групповую динамику, мониторинг ролевого поведения и систему внутригрупповой управляемости;
- создает 
ситуацию снижения 
- кроме 
того, конфликт выполняет 
Каждая 
из участвующих в конфликте сторон 
делает все, чтобы была принята ее 
точка зрения или цель, и мешает 
другой стороне делать то же самое, 
поэтому конфликт ассоциируется 
с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, 
напряжением и другими 
Схематично межличностный конфликт можно изобразить следующим образом (рис.1).
Рис.1 Схема межличностного конфликта
Таким образом, можно сказать, что межличностные конфликты относятся к одному из самых тяжелых, разрушающих социально-психологический климат коллектива, видов конфликтов.
Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные (табл. 1)1:
Таблица 1
Функции конфликтов
| Позитивные функции | Негативные функции | 
| Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте | 
| Получение новой информации об оппоненте | Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, 
  ухудшение социально- | 
| Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом | Представление о побежденных группах как о врагах | 
| Стимулирование к изменениям и развитию | Чрезмерное увлечение  | 
| Снятие синдрома покорности у подчиненных | После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива | 
| Диагностика возможностей оппонентов | Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») | 
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты.
Поэтому, иногда, управленцу полезно спровоцировать управляемый конструктивный конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять истинное состояние дел в группе, а также активизировать внутригрупповое взаимодействие и социальную дифференциацию.
Сегодня изучением конфликтов занимается ряд наук. Эта сфера знания все более переводится в практическую плоскость реализации потому, что именно в практике необходимо управлять конфликтами, снимать их остроту, напряженность, ориентировать конфликтантов на социально принятые и одобряемые способы и формы разрешения противоречий. Поскольку конфликты всегда связаны со столкновением взглядов, интересов людей, постольку в их возникновении, развитии и разрешении основную роль играют психологические факторы.
"Если 
социология конфликта 
Иначе, можно 
и нужно говорить о том, что 
основой любого конфликта являются 
противоречия, возникающие в социуме, 
а механизм функционирования этих противоречий 
заключен в человеке, его психическом 
содержании, в личности. Поэтому, независимо 
от области возникновения 
К внешним 
компонентам конфликта мы относим 
систему противоречий, возникающих 
в среде жизнедеятельности 
К внутренним 
компонентам конфликта 
Внешние и внутренние компоненты конфликта связаны между собой. Они проецируют свое содержание друг на друга. При этом механизм субъективного возникновения, развития, протекания и разрешения конфликта определяется внутренними компонентами конфликта - личностью конфликтанта. Личность является центральным звеном и механизмом конфликта, в которой преломляются существующие объективно или субъективно противоречия.
В качестве резюме к сказанному необходимо отметить что:
- конфликты необходимы объективно;
- возникновение 
конфликтов определено 
- функционирование 
конфликтов сопряжено с 
- в зависимости от динамики, целей и результатов реализации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными, а в зависимости от сферы возникновения противоречий - внутренними и внешними;
- существует 
необходимость 
Рассмотрим виды конфликтов и их психологические параметры. Системы управления охватывают, по-существу, широкое многообразие объектов - от личности, до больших социальных групп. Во всех системах управления осуществляется процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект в рамках определенной схемы управления. В ходе такого воздействия снимается существующая неопределенность во внешней и внутренней среде системы управления. Но часто этот процесс обостряет и даже формирует противоречия в системе, масштаб и социальная значимость которых зависят от величины и степени организованности системы. Критериями величины и организованности системы управления могут служить ее психологические параметры: уровень развития личности, группы, система межличностного и межгруппового взаимодействия, ценности, ориентации, групповые эффекты и другие. В зависимости от:
- уровня 
и специфики возникновения 
- количественных 
характеристик включенности 
- формы протекания конфликта;
- способов его разрешения;
- степени 
интенсивности и силы 
можно классифицировать разнообразные конфликты.
Например, 
по специфике возникновения 
Внутриличностный конфликт. Это конфликт в самой личности, при котором происходит столкновение субъективно значимых мотивов, интересов, ценностей, идеалов и других личностных образований.
Внутриличностный конфликт далеко не всегда виден окружающим. Часто человек не осознает его сам. Тогда говорят о латентном (скрытом) течении конфликта. Внутриличностный конфликт протекает в форме сложных переживаний человека, сопровождается состоянием страха, тревоги, депрессии, стресса. Формой защиты от внутриличностных конфликтов является невроз.
В психологии внутриличностные конфликты объясняются, например, такими существующими теориями:
1) Психоаналитической теорией З. Фрейда, согласно которой в личности сосуществуют и противоборствуют два противоположных начала - эрос и танатос - начала возрождения и умирания.
2) Теорией комплекса неполноценностей (А. Адлер), согласно которой в раннем детстве формируются комплексы неполноценности, оказывающие определяющее влияние на поведение личности в течение всего времени ее существования.
3) Теорией экстра-интравертированности К. Юнга, которая является главными ориентирующими личность факторами.
4) Теорией 
ролевых конфликтов, где личность 
выступает как носитель 
5) Теорией 
уровня притязаний, объясняющей 
внутриличностную 
- реальное "Я" (какой я на самом деле);
Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии