Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:45, дипломная работа
Цель  данной выпускной квалификационной работы – изучить природу возникновения  и разработать пути разрешения конфликтной  ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие  задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Введение.
Глава 1. Теоретические  подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии.
Сущность  и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины их возникновения.
Структура конфликта  и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций.
Глава 2. Анализ возникновения конфликтов и стрессов на примере ЗАО «Торгово-производственная фирма «ЗОРЯНА».
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.2. Анализ  и оценка основных финансово-экономических  показателей деятельности ЗАО  «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.3. Анализ конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии.
Глава 3. Совершенствование  управления конфликтами и стрессами  на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
3.1. Пути улучшения микроклимата на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА» путем предотвращения конфликтов и стрессов.
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными и стрессовыми ситуациями на предприятии.
Заключение.
Список литературы.
- социальная 
сторона конфликта, связана с 
характером отношений 
- эмоциональная 
сторона конфликта - именно с 
ней связывается 
Традиционные 
стратегии и тактики поведения, 
взаимодействия в конфликте различаются 
в зависимости от ориентации конфликтантов 
на достижение своих собственных 
целей (или ориентацией на цели партнера). 
Такие стратегии можно считать 
признанными большим 
- доминирование 
- (конкуренция, соперничество, 
- уход - (избегание, игнорирование);
- уступчивость 
(иногда обозначается как 
- сотрудничество (кооперация, интеграция);
- компромисс (взаимные уступки).
Стратегии поведения, которые избирают участники конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития и исхода. Необходимо отметить, что стратегии конфликтного поведения и взаимодействия не являются жестко определенными, а могут плавно или резко (в зависимости от конфликтной ситуации, уровня и качества его развития, структуры и целей) меняться. Они приобретают наиболее приемлемую для сторон форму воздействия друг на друга.
Рассмотрим виды психологического влияния в конфликте [19, стр. 121].
1) Убеждение 
- сознательно аргументированное 
воздействие на другого 
2) Самопродвижение 
- открытое проявление 
3) Внушение 
- Преднамеренное сознательное, недостаточно 
или полностью 
4) Заражение 
- передача своего состояния и 
отношения другому человеку 
5) Склонение 
к подражанию - выражается в создании 
у оппонента желания "быть 
похожим", подобным образцу. 
6) Просьба 
- словесное обращение к 
7) Принуждение 
- требование выполнять 
8) Деструктивная 
критика - высказываются 
9) Игнорирование 
- умышленное невнимание, подчеркнутое 
неприятие оппонента, при 
10) Манипуляция 
- скрытое от оппонента 
Что должен знать и на что ориентироваться руководитель, принимающий участие в разрешении конфликта? Основные понятия и термины процесса разрешения конфликта:
- управление 
конфликтами - подразумевает процесс 
контролирования течения 
- урегулирование конфликта - его частичное или временное разрешение, достигаемое адекватными ситуации конфликта средствами, когда находятся условия, удовлетворяющие конфликтующие стороны;
- завершение 
конфликта - прекращение конфликта 
не обязательно предполагающее 
его разрешение. Например, конфликтующего 
человека увольняют с работы 
или ребенка переводят в 
- разрешение 
конфликта - последовательная минимизация 
проблематики и противоречий 
конфликта, достигаемая, 
- конструктивное 
управление конфликтом - отражает 
долгосрочное, надежное и адекватное 
разрешение конфликта, при 
Рассмотрим существующие основные способы урегулирования конфликтов: 1) доминирование - как победа одной стороны над другой, в результате навязывания своей воли физическими или психологическими средствами. Однако преимущества такого способа урегулирования связаны с неэффективностью в дальнейшей перспективе взаимодействия; 2) компромисс - означает уступки с обеих сторон и поэтому является желаемым для конфликтантов. 3) интеграция - реализуется тогда, когда находится такое решение, которое удовлетворяет оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует. Именно интеграция дает наиболее эффективные возможности решения конфликта. В основе интеграции лежат соответствующие действия сторон: открытое выявление всех сторон противоречий, уяснение круга понятий, используемых в конфликте. Благодаря возможностям интеграции создается новое качество структуры управления, организации и тем самым утверждается понимание конфликта как явления, связанного с прогрессивным развитием, а их содержание может рассматриваться как важный критерий оценки организации [16, С. 244].
Кроме трех приведенных выше способов урегулирования конфликтов известно еще несколько (выделяемых различными авторами):
- капитуляция - безоговорочная уступка победы;
- уход - отказ от участия в конфликте;
- переговоры 
- обмен предложениями, мнениями, 
идеями с целью поиска 
- посредничество - наиболее мягкая форма участия в конфликте третьей стороны, предполагающее согласие сторон на такое участие;
- арбитраж 
- форма жесткого правового 
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
Признать 
существование конфликта, т.е. признать 
наличие противоположных целей, 
методов у оппонентов, определить 
самих этих участников. Практически 
эти вопросы не так просто решить, 
бывает достаточно сложно сознаться 
и заявить вслух, что ты находишься 
в состоянии конфликта с 
Определить 
возможность переговоров. После 
признания наличия конфликта 
и невозможности его решить “с 
ходу” целесообразно 
Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
Принять 
согласованное решение. После рассмотрения 
ряда возможных вариантов, при взаимном 
обсуждении и при условии, что 
стороны приходят к соглашению, целесообразно 
это общее решение представить 
в письменном виде: коммюнике, резолюции, 
договоре о сотрудничестве и т.д. 
В особо сложных или 
Реализовать 
принятое решение на практике. Если 
процесс совместных действий заканчивается 
только принятием проработанного и 
согласованного решения, а дальше ничего 
не происходит и не меняется, то такое 
положение может явиться 
Психологические 
стратегии и принципы разрешения 
конфликтов направлены на управление 
конфликтами, которые возникают 
в любой организационной 
 
Глава 2. 
Анализ возникновения конфликтов и 
стрессов на примере ЗАО «Торгово-
2.1. Общая 
характеристика предприятия 
Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, действующий в рыночной экономике, использующий материальные и информационные ресурсы для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
По структуре 
предприятие имеет в 
Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии