Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:32, контрольная работа
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Введение.
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
В условиях формирования рыночной экономики роль адаптации возрастает. С этой точки зрения целесообразно внимательно изучить опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание первичной адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций.
Профессиональная адаптация 
выступает важным составным элементом 
системы подготовки кадров и являются 
регулятором связи между 
1.Что такое трудовая адаптация?
После того как соискатель на должность прошел мытарства собеседований, тестов, деловых игр, он наконец оказывается в штате организации. Наступает непростой период адаптации в новом коллективе, который должен подтвердить или опровергнуть правильность кадрового отбора. Поскольку фирма потратила средства и время на поиск работника и уже сделала выбор, она заинтересована в том, чтобы сотрудник не уволился в течение ближайших трех месяцев. Статистика свидетельствует, что наибольшее количество принятых на работу уходят именно в это время. Основные причины - несовпадение ожиданий и действительности, а также сложности адаптационного процесса.
Понятие «адаптация» заимствовано 
из биологии и означает приспособление, 
приноровление к окружающей среде. 
Трудовая адаптация - это социальный 
процесс освоения личностью новой 
трудовой ситуации, в котором в 
отличие от биологического и личность, 
и трудовая среда оказывают активное 
воздействие друг на друга и являются 
адаптивно-адаптирующими 
Адаптация - это процесс 
социокультурной перестройки 
Адаптация начинается с общей 
ориентации, включающей информирование 
об организации в целом и 
В широком понимании адаптация может быть организационной, социальной, культурной и личностной, выходящей на управленческие отношения в процессе взаимодействия как всего персонала управления субъектов хозяйствования, так и отдельных менеджеров между собой и внешней средой.
2. Что такое «первичная» и «вторичная» адаптация?
Трудовая адаптация может быть первичной и вторичной.
Первичная, то есть приспособление молодых кадров, нe имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений);
Вторичная, то есть приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например при переходе в ранг руководителя.
Успешная программа по 
адаптации кадров способствует созданию 
рабочей силы, обладающей более высокими 
способностями и сильной 
Первым шагом к тому, 
чтобы сделать труд работника 
как можно более 
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные формальные методы адаптации работников в коллективе организации.
И какое бы название не имел процесс адаптации, значение его неоспоримо в силу еще целого ряда аргументов и фактов, свидетельствующего о важности хорошо подготовленного процесса адаптации:
- статистические данные 
многих предприятий указывают 
на особенно высокую долю 
- большинство несчастных 
случаев происходит в первые 
дни paботы, а не тогда, когда 
работник освоится на новом 
месте. Значительное 
- с другой стороны, 
если с самого начала 
- большое значение имеет 
осознание того, что работа, которую 
должны делать новички, 
Классификацию адаптации можно распределить по следующим критериям:
1. По отношениям субъект-объект:
- активная - когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
- пассивная - когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
2. По воздействию на работника:
- прогрессивная - благоприятно воздействующая на работника;
- регрессивная - пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
3. По уровню:
- первичная - когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
- вторичная -- при последующей смене работы.
4. Выделяют также еще два вида адаптации:
- адаптация работника в новой должности;
- адаптация работника к понижению в должности;
5. По направлениям:
- производственная;
- непроизводственная.
Попытаюсь раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации:
1. Организационная адаптация
Процесс введения в организацию направлен на усвоение работником норм и правил, в том числе и «неписанных», по которым живет организация. Целью этого процесса является принятие новым сотрудником ценностей, установок, принципов организации без ущерба для личностных ценностей.
Первым этапом введения в организацию является собеседование с менеджером по персоналу. Собеседование преследует две цели: оценку личностных качеств и уровня компетенции, необходимых для успешной работы в компании, а также сообщение новому сотруднику основных сведений об организации и о перспективах, которые он сможет иметь, работая здесь. Менеджер по персоналу рассказывает об истории компании, ее организационной структуре и месте в ней данного отделения, знакомит со служебной иерархией, отвечает на вопросы.
После собеседования с 
линейным менеджером и принятия им 
решения о приеме сотрудника на работу 
проводится повторное собеседование 
с менеджером по персоналу. Работника 
знакомят с правилами внутреннего 
распорядка и проводят ознакомительную 
экскурсию по офису. Во время экскурсии 
нового сотрудника представляют руководству 
(директору и управляющему) и знакомят 
с сотрудниками, с которыми ему 
предстоит активно 
2. Социально-психологическая адаптация
Вхождение в коллектив, принятие 
установленных норм взаимоотношений 
- одно из непременных условий высоких 
результатов работы. Меры по социально-психологической 
адаптации направлены, прежде всего, 
на скорейшее преодоление