В любом случае оценка становится
технологией управления персоналом
только в том случае, когда она
оформлена в виде организационных
документов, а сотрудники имеют четкое
представление о параметрах и
способах оценивания.
5. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Персонал современных
организаций погружен в процесс
непрерывного образования. Это связано
с несколькими обстоятельствами:
- Общее изменение технологий - появление
новых средств связи, офисного оборудования,
бытовых приборов требует быстрого обучения
пользованию новшествами.;
- Смена поколений профессиональных технологий
и средств -для выигрыша в конкурентной
борьбе необходимо обеспечить производство
новейшим оборудованием, для работы на
котором необходимо дополнительное обучение
персонала.;
- Динамика рынка труда - организации выгодно
обучать тех сотрудников, которые уже
работают в организации. Это проще, чем
нанимать сотрудников, обученных в других
местах, так как последним требуется адаптация,
а первые уже зарекомендовали себя как
лояльные и эффективные.
Цель обучения участники
образовательного процесса видят по-разному,
и это необходимо иметь в виду
при составлении учебных программ:
- Для заказчика (работодателя) целью обучения
является овладение персоналом новых
навыков, используемых в их непосредственной
деятельности. Работодатель всегда заинтересован
только в тех навыках, которые позволяют
персоналу эффективно работать.;
- Для обучающегося (сотрудника) целью
обучения является приобретение нового
состояния. При этом следует учесть, что
это состояние связано не только с полученными
знаниями (которые могут иметь самостоятельную
ценность), но и с той атмосферой, которая
сложилась в учебной группе в процессе
обучения.
- Для педагога (тренера) цель обучения
заключается в формировании у учащихся
новых знаний, умений, навыков. Для определения,
насколько эта цель достигнута, используются
стандартные экзаменационные и зачетные
процедуры, учебные упражнения. В качестве
косвенных признаков используются такие
показатели как активность слушателей
в процессе обучения, наличие дополнительных
вопросов.
- Различие в подходах к определению целей
и задач обучения требует предварительного
согласования позиций между всеми участниками
процесса обучения.
Структура технологии обучения
обусловлена следующими составляющими:
- Субъекты обучения (отдельные работники,
руководители, персонал подразделения
и т.д.);
- Содержание обучения (базовая подготовка,
повышение квалификации, переобучение
и т.д.);
- Характер обучения (лекции, семинары,
практические занятия, тренинги);
- Направленность обучения (приобретение
знаний, формирование умений и навыков,
переход в новое состояние).
Технологии обучения тесно
связаны с определением базовой
потребности в обучении персонала.
В качестве основных потребностей выступают
следующие:
- Подготовка сотрудников к работе в рамках
стандартных внутриорганизационных технологий.
Этот вид обучения характерен для организаций,
начинающих свою деятельность или расширяющих
свое присутствие на рынке (при открытии
филиалов, новых структурных подразделений).
Основная задача такого обучения - сформировать
базовый уровень профессиональных навыков
(единый характер качества деятельности
и фирменного стиля);
- Командообразование. Цель такого обучения
- создание единой команды, в которой возможно
самостоятельное перераспределение деятельности
и ответственности.
- Развитие структуры профессиональной
деятельности сотрудников. Данная потребность
обусловлена развитием организации и
связанной с ним необходимостью изменения
способов взаимодействия сотрудников.
В рамках программ развития сотрудники
формируют навыки работы в новых для себя
режимах (совещание, заседание рабочей
группы и т.д.);
- Управленческая подготовка. Цель обучения
- формирование у реальных руководителей
и представителей кадрового резерва навыков
управления.
- Подготовка к организационным инновациям.
Этот вид подготовки наиболее востребован
в настоящее время и наиболее сложен. Такая
подготовка требует учета всех внутриорганизационных
факторов и особенностей внешней ситуации.
В качестве предварительных
процедур при определении потребности
в обучении выступают следующие:
- Анализ результатов внутриорганизационной
оценки (аттестации). Необходимо определить
общий уровень профессиональной подготовки
специалистов, характер образования, которое
ими получено в процессе работы в организации
(как по инициативе организации, так и
самостоятельно).
- Анализ трудностей, с которыми сотрудники
сталкиваются в процессе деятельности.
Как правило, эти трудности выявляются
на ежедневных 9еженедельных) совещаниях
и планерках, а также указания на эти трудности
содержатся в аттестационных материалах
(если при аттестации используется самооценивание
и характеристика непосредственного руководителя).
- Анализ планов технического перевооружения,
технологического развития, пространственного
перемещения и т.д.
- Анализ стратегии организации и стратегии
развития кадрового потенциала, оценка
миссии организации и позиции организации
на рынке труда.
- Оценка специфики программ подготовки
специалистов в вузах, техникумах, организациях,
ведущих дополнительную подготовку работников
и специалистов разных отраслей.
- Диагностика уровня профессиональной
подготовки специалистов, приходящих
в организацию. Оценка соотношения уровня
подготовки и видов полученного образования.
При формировании технологий
обучения следует иметь в виду,
что характер обучения (с отрывом
от производства, без отрыва от производства)
во многом влияет на качество подготовки
специалистов. Если программа обучения
предусматривает не более 1,5 часов
занятий в день, такое обучение
целесообразно проводить в рабочее
время и включать его в рабочую
нагрузку наряду с выполнением сотрудниками
основных обязанностей. Если обучение
требует большего времени, лучше
выделить целый рабочий день, освободив
сотрудников от основных обязанностей.
Обучение продолжительностью свыше
одного рабочего дня целесообразно
проводить с выездом за пределы
организации (в учебный центр, в
профилакторий, на стажировку в другую
организацию).
6. ТЕХНОЛОГИИ МОТИВАЦИИ
Мотивация профессиональной
деятельности представляет собой взаимосвязь
качеств, целей и потребностей личности,
которые являются стимулами и
важны для достижения целей профессиональной
деятельности. Сила мотивации и устойчивость
поведения не только различаются
у разных людей, но и изменяются у
одного человека со временем. С точки
зрения управления организационным
поведением понятие «мотивация»
лучше всего рассматривать как
процесс, который объясняет интенсивность,
настойчивость и направленность
попыток на достижение цели. Когда
речь идет о мотивации, предметом
анализа становится не само поведение
людей, а его результаты.
В теории мотивации выделяют
два вида мотивации - внешнюю и внутреннюю.
Внешняя мотивация представлена системой
факторов среды (материальной, социальной,
культурной), оказывающих непосредственное
воздействие на человека. К этим факторам
относятся статус должности, уровень заработной
платы, отношения с руководством и сослуживцами,
напряженность работы и т.д. Внутренняя
мотивация - собственные побуждения человека,
зависящие от того, как он воспринимает
действительность, каковы его установки,
ценности, в чем он видит смысл своей жизни
и деятельности. В качестве внутренних
мотивов выступают такие как любовь к
своему делу, гордость профессией, удовлетворенность
местом и характером работы и т.д.
Теоретическая сторона исследований
мотивации труда представлена двумя
группами теорий - содержательными теориями
мотивации и процессуальными теориями.
Содержательные теории мотивации (А.Маслоу,
К.Альдерфер, Ф.Херцберг, Д.МакГрегор, Д.МакКлелланд,
Дж.Аткинсон) определяют, какие именно
мотивы и потребности реализуются в процессе
трудовой (профессиональной деятельности).
Ориентируясь на положения этих теорий,
практика кадрового менеджмента выработала
несколько базовых направлений развития
кадровых технологий:
- Участие персонала в определении и достижении
целей. Известные авторитеты в области
современного менеджмента Дретц, Тьерри,
и де Вольф перечисляют наиболее часто
встречающиеся формы:
- участие в решении вопросов, касающихся
самой работы (формально, прямо, долгосрочно
с большим влиянием на решения, например
- рабочие группы);
- консультирующее участие (формально,
прямо, долгосрочно, с малым влиянием,
например - кружки качества);
- участие в разработке проекта (формально,
прямо, краткосрочно, с большим влиянием);
- неформальное влияние на решения (неформально,
прямо, долгосрочно, с большим влиянием);
- управление акциями (формально, косвенно,
с разными сроками).
- Организация работы (дизайн работ). Данное
направление предполагает постоянное
измерение и изменение характеристик
работы, что положительно сказывается
на мотивированности персонала. В качестве
измеряемых параметров выступают:
- разнообразие работ - многообразие способов
выполнения работы и задействованных
способностей;
- целостность - действия должны быть завершенными,
а параметры завершенности должны быть
известны исполнителю;
- значение - необходимо оценивать значимость
работы (должности) как для организации,
так и для сотрудника, выполняющего эту
деятельность;
- автономия - самостоятельность сотрудников
в определении параметров деятельности
(сроков, способов, инструментария);
- обратная связь - предоставление сотруднику
информации об оценке его успешности.
В отличие от содержательных
теорий процессуальные теории мотивации
( В.Врум, Ф.Нердингер, Х.Хекхаузен, Й.Куль,
А.Бандура, С.Роббинс) направлены на исследование
проблем организации мотивационного
процесса, определения его направленности
и интенсивности. Именно процессуальные
теории легли в основу разработок
систем оплаты труда, ориентирующих
персонал на определенные формы производственного
поведения и способы повышения
эффективности труда. В качестве
элементов систем оплаты труда выступают
такие как:
- Переменные программы материального
вознаграждения (бонусные программы),
при которых работники получают долю прибыли
предприятия или премиальные, рассчитываемые
по показателям индивидуальной эффективности;
- Программы вознаграждения способностей
и навыков (skill-based pay plan) - зависимость уровня
заработной платы от способностей сотрудника
и объема функций, которые сотрудник может
выполнить;
- Программа выбора вознаграждения - возможность
работника самостоятельно выбрать систему
оплаты из тех, которые предлагаются организацией.
В процессе выбора системы
оплаты труда для каждого сотрудника
становится актуальной проблема справедливости
(справедливость распределения работ,
справедливость оценки результата, справедливость
вознаграждения за труд и т.д.). Для
того, чтобы проблема справедливости
была разрешена, необходимо соблюдать
правила корректности, сформулированные
Г.Левенталем в 1980 году:
- Консистенция - оценка производительности
вне зависимости от личности работника;
- Непредвзятость - оценка поступков без
учета личных предпочтений;
- Точность - использование всех источников
информации;
- Возможность коррекции - ориентация на
профессиональное мнение и готовность
изменить собственную точку зрения;
- Представительство - должны учитываться
интересы всех участников (например - рабочих,
бригадира, мастера, начальника цеха);
- Этичность - соответствие оцениваемого
поведения моральным нормам.
Авторы, исследующие проблемы
мотивации труда, показывают что
иногда прямые мотивационные приемы
(воздействие на персонал с целью
побуждения к активности) приводят
к прямо противоположным результатам.
Самыми распространенными
демотивирующими лозунгами считаются
следующие:
- Все должно быть в лучшем виде;
- Выполняйте все правильно;
- Делайте все быстро;
- Работайте всегда напряженно;
- Будьте образцами для подражания.
Эти и многие другие способы
поддержания высокой трудовой активности
быстро приводят к истощению физического,
профессионального и психологического
ресурса персонала, что всегда заканчивается
снижением производительности, апатией
и повышением производственного
травматизма.
Для преодоления негативных
тенденций возможна организация
мероприятий по коррекции процесса
деятельности. Эти мероприятия могут
иметь следующую направленность:
- Создание протоколов временных затрат
для осуществления независимого контроля
интенсивности труда;
- Построение иерархии задач для оперативного
принятия решений о возможной перестановке
заданий, определения их приоритетности;
- Четкая дефиниция целей деятельности
для определения соотношения конкретного
задания и общей цели деятельности;
- Коррекция коммуникации для ускорения
обмена информацией и обучения ее правильному
использованию.