Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 02:28, курсовая работа
Без сомнений говоря искусство управлять  людьми – самое сложное и высокое  из искусств, к которым надо подходить  с большой долей ответственности.
   Организация представляет собой сложную систему  и неотъемлемой ее частью является руководство, которое координирует ее действия, обеспечивает ее целостность, сохранение и развитие, способствует достижению поставленных целей.
ВВЕДЕНИЕ	3
I глава. Теоретические основы стилей  управления
1.1 Понятие  стиль управления	6
1.2 Классификация  стилей управления	10
1.3 Факторы  формирования стиля	17
II глава. Методология определения  стиля управления.
2.1 Определение  склонности руководства к использованию  конкретного стиля	22
2.2 Методика  “Лидер ”	28
III глава. Анализ стилей применяем  в России и за рубежом
3.1 Стили  руководства, используемые американскими  и японскими менеджерами	35
3.2 Зависимость  стиля управления от национальной  культуры разных стран	41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	48
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ	51
Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведется изучение феномена стилей руководства. Вопросами типологии стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х годов до настоящего времени. Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента было выдвинуто Куртом Левином. Его типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы, вместе со своими сотрудниками он провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный). [7]
     В 
1964 году была опубликована книга профессора 
Массачусетского 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2 Классификация стилей управления
     Под 
стилем руководства понимаются стабильно 
проявляющиеся особенности 
Эффективный руководитель, выбирая стиль управления, должен в виду следующие обстоятельства:
- знать себя;
- понимать ситуацию;
- оценивать стиль управления адекватно ситуации и уровню подчиненных;
- учитывать потребности группы;
- учитывать нужды ситуации и подчиненных.[5]
Каждый руководитель имеет свои личные особенности, которые проявляются в процессе руководства, поэтому складываются разные стили руководства. В соответствии с самой распространенной в управленческой деятельности классификацией выделяют следующие стили управления:
1 Авторитарный
2 Демократический
3 Либеральный.
Авторитарный стиль руководства
Авторитарный стиль руководства (влияние) властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет. При таком стиле руководитель привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он предоставляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку никому не доверяет, старается избавиться от сильных работников и талантливых людей. Для него лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни и интриги. Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные все вопросы стараются решать у руководства. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель будет реагировать на те или иные события он непредсказуем. Люди боятся сообщать ему плохие новости, и в результате он живет в уверенности, что все получилось так, как он предполагал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении руководителя. В результате деятельность такого руководителя не дает проявлять инициативу подчиненным, мешает их работе.
     Данный 
стиль руководства 
Итак, при авторитарном стиле управления подчиненный воспринимается как испытывающий отвращение к труду и по возможности его избегающий. В этом случае работник нуждается в постоянном принуждении, контроле, наказании. Подчиненный постоянно избегает ответственности, предпочитает, чтобы им руководили.
     Авторитарный 
стиль руководства 
     - 
в условиях чрезвычайных 
     - 
на первых этапа создания 
     - 
в коллективах с низким 
     Авторитарный 
стиль руководства имеет 
Агрессивный стиль руководства
Руководитель, взявший на вооружение этот стиль, предполагает, что люди по своей природе в основном ленивы и глупы, а значит, при первой возможности стараются избегать работы. Исходя из этого, подчиненных надо принуждать трудиться. Такой руководитель не позволяет себе проявлять мягкотелость и участие. В общении с людьми он обычно неприветлив, часто бывает груб. Стремится держать подчиненных от себя на расстоянии, ограничивает контакт с ними. В общении с сотрудниками он часто повышает голос, активно жестикулирует, оскорбляет людей.
Агрессивно-податливый стиль руководства
     Данный 
стиль характеризуется 
Эгоистичный стиль руководства
Руководитель, разделяющий этот стиль руководства, единолично решает все вопросы производства и деятельности коллектива. Ему кажется, что он все знает сам, а поэтому стремится к единовластию, не терпит никаких возражений, склонен к поспешным, но не всегда верным решениям.
Добросердечный стиль руководства
Основой данного стиля является авторитарный характер руководства, однако руководитель дает возможность своим подчиненным в ограниченных рамках участвовать в принятии тех или иных решений. Для оценки результатов работы сотрудников наряду с доминирующей системой наказаний используются и поощрения.
Демократический стиль руководства
Демократический стиль руководства (власть народа) основан на инициативе коллектива. Он характеризуется коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении.
     Демократический 
стиль руководства предполагает 
взаимодействие. У руководителя и 
подчиненного в этом случае возникает 
чувство доверия и 
     Настоящий 
демократичный руководитель избегает 
навязывать свою волю подчиненным. Такой 
руководитель отдает предпочтение методам 
убеждения и стимулирования; к 
санкциям прибегает лишь тогда, когда 
все другие методы исчерпаны. Демократический 
стиль руководства 
С психологической точки зрения демократический стиль управления наиболее благоприятен. Руководитель-демократ проявляет интерес и оказывает доброжелательное внимание к сотрудникам, учитывает их интересы, потребности. Это положительно влияет на результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность их своей работой и положением в коллективе. Благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива положительно воздействуют на психическое и физическое здоровье сотрудников. Однако при всех положительных характеристиках демократического стиля руководства его реализация возможна лишь при высоком авторитете руководителя интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях.
     Демократический 
стиль руководства 
     Имеются 
две разновидности 
Совещательный стиль руководства
     Большинство 
проблем, вставших перед коллективом, 
обсуждается сообща. Руководитель старается 
чаще советоваться с подчиненными, 
не проявляет своего превосходства. 
За последствия принятых решений 
ответственность не перекладывается 
на подчиненных. Руководители совещательного 
стиля руководства используют возможности 
двустороннего общения с 
Участвующий стиль руководства
Основная идея данного стиля вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их исполнением. В данном случае руководитель оказывает полное доверие своим работникам. Характер общения между начальником и подчиненными носит открытый характер. Руководитель ведет себя как один из членов коллектива. Каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными. Это способствует созданию системы мотивации труда, достижению целей, стоящих перед коллективом, и повышению эффективности производства.
Либеральный стиль руководства
     Либеральный 
стиль руководства (свободный) предполагает 
склонность к излишней терпимости, 
снисходительности, нетребовательности. 
Он отличается полной свободой решений 
сотрудников при минимальном 
участии руководителя, который самоустраняется 
от руководящих функций. Обычно в 
такой роли выступают люди недостаточно 
компетентные, не уверенные в прочности 
своего служебного положения. Руководитель 
предпринимает решительные 
Он отличается невмешательством руководителя в ход работы. Задачи ставятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый. С одной стороны, все это не способствует укреплению дисциплины, организованности и порядка; с другой - либеральный стиль является единственно возможным в организациях основанных на высочайшем профессионализме и индивидуальном характере работы сотрудников (партнерство известных адвокатов) и занимающихся творческой работой (союз писателей).[4]
     С 
психологической точки зрения либеральный 
стиль руководства можно