Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 07:30, курсовая работа
Совершенствование практики подбора и подготовки кадров – вопрос  первостепенной значимости в работе любого  предприятия или учреждения, независимо от его формы собственности, сферы деятельности и принадлеж-ности той или иной отрасли.  Этот вопрос тем более актуален в настоящее  время, в условиях  рыночной  экономики.
Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность работы гостиничного предприятия зависит от квалификации рабочих и служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста доходов и прибыли предприятия. Именно человеческий капитал являются краеугольным камнем конкурентоспособности и эффективности работы современных предприятий отрасли почтовой связи.
ВВЕДЕНИЕ ……...………………………………………………………………..    3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ПОДБОРА И
РАССТАНОВКИ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ………   5
1.1 Внутренний и внешний  набор рабочей силы ………………………………    5
1.2 Передовые технологии  подбора персонала современных предприятий ...    9
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРАМИ КРАСНОДАР-
СКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ …………………………………  16
2.1 Организационно-экономическая  характеристика организации …………..   16
2.2 Анализ количественной  и качественной структуры персонала …………..   22
2.3 Анализ системы подбора и расстановки кадров на предприятии ………...  24
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПОДБОРА КАДРОВ В КРАСНО-
ДАРСКОМ ОПП ………………………………………………………………….  29
3.1 Аттестация работников и её роль в подборе кадров ……………………….  29
3.2 Работа по созданию  резерва специалистов на выдвижение на руководя-
щие должности ……………………………………………………………………  32
3.3 Повышение квалификации  специалистов …………………………………..  35
3.4 Совершенствование  практики подбора рабочих и формирования бригад..  37
3.5 Содействие предприятия  учёбе работников в высших и средних специ-
альных учебных заведениях …………………………………………………….   49
3.6 Совершенствование  работы отдела кадров ………………………………..    51
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………………   54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..…
Рисунок 1 - Организационная структура Краснодарского ОПП
Первый заместитель 
начальника руководит работой группы 
эксплуатационно-технического контроля, 
контрольно-справочного 
Второй заместитель начальника курирует работу службы охраны труда, водительского состава, технических и хозяйственных подразделений, руководит работами по капитальному строительству объектов, внедрению автоматизированной системы управления предприятием.
Цех по обмену и обработке страховой почты осуществляет приём всех видов почтовых отправлений из почтовых вагонов и автомашин, их сортировку и дальнейшую отправку по назначению.
Цех разъездных работников осуществляет перевозку почты в почтовых вагонах и автомашинах и обмен почтой с предприятиями почтовой связи, расположенных на маршрутах следования.
Цех по сортировке, обработке и обмену письменной корреспонденции производит выемку писем из почтовых ящиков, расположенных в черте г.Краснодара, обмен почтой с автомашинами, обработку внутренней и международной письменной корреспонденции и её дальнейшую отправку.
Цех экспедирования печати обеспечивает приём тиражей газет от типографии, их обработку и отправку автотранспортом по назначению.
Участок по обмену и обработке страховой почты осуществляет приём посылочной почты из почтовых автомашин, её сортировку и отправку по назначению.
Участок по обмену и обработке авиапочты производит приём авиапочты, её обработку и отправку по всем регионам России.
Группа эксплуатационно-технического контроля осуществляет контроль за деятельностью цехов и участков предприятия.
Контрольно-справочный участок ведёт служебную переписку с другими предприятиями связи и осуществляет контроль почтовой документации, поступающей из цехов и участков.
Группа механизации выполняет ремонт, профилактическое обслуживание и модернизацию почтового оборудования и средств малой механизации.
Функции других структурных подразделений, указанных на рисунке 1, такие же, как на других предприятиях.
Для характеристики основных 
технико-экономических 
Спрос на услуги предприятия за анализируемый период имеет тенденцию к снижению. Так, в конце отчётного периода объём услуг составил 174981,7 тыс. ед., что составляет лишь 91% от объёма услуг 2010 года. Это снижение обусловлено экономической ситуацией в стране и существующим уровнем инфляции, повлиявшим на платежеспособность основного пользователя услуг почтовой связи - населения.
Общая сумма конечных доходов Краснодарского ОПП от реализации почтовых услуг основной деятельности формируется следующим образом:
1. Долевые расходы, перечисляемые ГУ УФПС за обработку транзитного почтового обмена на магистральных и внутрикраевых маршрутах по расчётным ценам, установленными МТУСИ при Минсвязи РФ.
2. Долевые доходы, перечисляемые 
ГУ УФПС за перевозку 
3. Доходы, перечисляемые 
непосредственно «Заказчиками» 
- редакциями за экспедирование 
подписного и розничного 
Валовой доход от реализации услуг почтовой связи в сопоставимых ценах 2010 года снизился в 2012 году на 1746,9 тыс. руб., темп роста составил 91%.
Следует отметить, что это снижение пропорционально снижению объёма выполненных услуг, по которому темп роста также составил 91%. При этом затраты на производство в сопоставимых ценах 2010 года возросли в 2012 году на 5304,0 тыс. руб., темп роста составил 129%. Темп роста затрат значительно превышает темп роста доходов за анализируемый период (рисунок 2).
Таблица 1 - Динамика основных технико-экономических показателей Краснодарского ОПП за период 2010-2012 гг.
Показатели | 
  Годы  | 
  Отклонение к 2010 г (+:-)  | 
  Темп роста к 2010 г.  | ||
2010  | 
  2011  | 
  2012  | |||
1. Валовой доход от реализации услуг, тыс.руб.  | 
  
   
 19072,8  | 
  
   
 19618,9  | 
  
   
 21122,6  | 
  
   
 +2049,8  | 
  
   
 111  | 
2. Объём услуг, тыс.ед в том числе: 
  | 
  192896,4 
 
 82021,7 110874,7  | 
  192324,7 
 
 92887,9 99436,8  | 
  174981,7 
 
 86421,1 88560,6  | 
  -17914,7 
 
 4399,4 -22314,1  | 
  91 
 
 105 80  | 
3. Затраты на производство, тыс.руб.  | 
  
   
 18289,6  | 
  
   
 18496,1  | 
  
   
 21541,2  | 
  
   
 +3251,0  | 
  
   
 118  | 
4. Балансовая прибыль (убыток), тыс.руб.  | 
  650,542  | 
  113,369  | 
  -952,7  | 
  -  | 
  -  | 
5. Среднегодовая стоимость основн  | 
  9100,2  | 
  4384,9  | 
  3650,6  | 
  -5449,6  | 
  40  | 
6. Среднесписочная численность, чел.  | 
  392  | 
  413  | 
  404  | 
  12  | 
  103  | 
7. Средняя заработанная плата, тыс.руб./чел.  | 
  13,94  | 
  14,89  | 
  14,97  | 
  1,03  | 
  107  | 
8. Производительность труда, тыс.  | 
  
   
 48,0  | 
  
   
 46,7  | 
  
   
 51,6  | 
  
   
 3,6  | 
  
   
 108  | 
9. Фондоотдача, руб.  | 
  2,1  | 
  4,4  | 
  5,74  | 
  2,6  | 
  271223  | 
10. Фондовооружённость, тыс.руб./чел.  | 
  23,2  | 
  10,6  | 
  9,03  | 
  -14,2  | 
  39  | 
11. Себестоимость услуг на 100 руб. дохода, руб  | 
  
   
 97,1  | 
  
   
 95,9  | 
  
   
 103,9  | 
  
   
 6,8  | 
  
   
 107  | 
12. Рентабельность, % | 
  3,4  | 
  0,6  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
При этом за анализируемый период тарифы на обработку транзитного почтового обмена и перевозку увеличились по отношению к 2010 году в среднем на 20%, а тарифы на экспедирование исходящей периодической печати остались на уровне базового года. Тогда как по данным Госкомстата РФ индекс потребительских цен 2011 г. к 2010 г. составил 1,844, а 2012 г. к 2011 г. – 1,365. Поэтому темпы роста затрат значительно превышают темпы роста доходов не только в действующих, но и в сопоставимых ценах.
Себестоимость услуг почтовой связи на 100 рублей доходов в действу-ющих ценах увеличилась на 6,8 руб. Это является следствием непропор-ционального роста цен в сопряжённых отраслях народного хозяйства и тарифов на услуги почтовой связи.
Объём, млн.ед.
200,0
190,0
180,0
170,0
160,0
150,0
140,0
130,0
120,0
110,0
100,0
2010 2011 2012 годы
Рисунок 2 - Спрос на услуги почтовой связи по Краснодарскому ОПП
за период 2010-2012 гг.
Отклонение балансовой прибыли в 2012 году к 2010 году отрицательное. Убыток, полученный от финансовой деятельности в 2012 году, составляет – 952,7 т.р.:
- убыток от реализации услуг составил 418,6 т.р., вследствие падения доходности предприятия;
- прочие убытки составили 434,1 т.р. и получены в результате обязательных выплат из прибыли (налог на упущенную прибыль и НДС).
ОПП было вынуждено оплатить налог на упущенную прибыль и НДС, вследствие реализации почтовых вагонов по цене ниже остаточной стоимости.
Рентабельность предприятия, 
по мере того как снижается прибыль, 
также имеет тенденцию к 
Из изложенного выше 
следует, что за рассматриваемые 
три года состояние Краснодарского ОПП значительно 
ухудшилось. Рентабельность в 2012 году 
снижена до нуля, что говорит о низкой 
доходности и высоких затратах на производство 
услуг. Такое положение дел на ОПП создаёт 
экономическую предпосылку для изменения 
организационно-
2.2 Анализ количественной 
и качественной структуры 
Штатное расписание предприятия по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает 433 штатных единиц. Фактически работает 409 человек - 120 мужчин (27,7 %) и 313 женщин (72,3 %) - и 24 ставки вакантные.
Перечень профессий и должностей работников в разрезе структурных подразделений предприятия приводится в приложении А. Из приложения А видно, что категории "руководитель" соответствует 3 должности (0,7 %), категории "специалист" - 50 (11,5 %) и 380 должностей (87,8 %) категории "рабочий". Анализ кадрового состава предприятия по возрастному цензу приводится в таблице 2.
Таблица 2 - Возраст работников Краснодарского ОПП по состоянию на 1 января 2013 г.
№ пп  | 
  Возраст работников  | 
  Количество человек  | 
  Процент  | 
1  | 
  До 20 лет  | 
  4  | 
  1,0  | 
2  | 
  От 20 до 25 лет  | 
  29  | 
  7,1  | 
3  | 
  От 25 до 30 лет  | 
  37  | 
  9,0  | 
4  | 
  От 30 до 35 лет  | 
  37  | 
  9,0  | 
5  | 
  От 35 до 40 лет  | 
  57  | 
  13,9  | 
6  | 
  От 40 до 45 лет  | 
  82  | 
  20,0  | 
7  | 
  От 45 до 50 лет  | 
  68  | 
  16,7  | 
8  | 
  От 50 до 60 лет  | 
  85  | 
  20,9  | 
9  | 
  Свыше 60 лет  | 
  10  | 
  2,4  | 
Итого  | 
  409  | 
  100  | 
Уровень образования работников предприятия представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Образование работников Краснодарского ОПП по состоянию на 1 января 2013 г.
№ пп  | 
  Образование  | 
  Количество человек  | 
  Процент  | 
1  | 
  Высшее  | 
  31  | 
  7,6  | 
2  | 
  Незаконченное высшее  | 
  6  | 
  1,5  | 
3  | 
  Среднее специальное  | 
  91  | 
  22,3  | 
4  | 
  Среднее  | 
  242  | 
  59,1  | 
5  | 
  Неполное среднее  | 
  38  | 
  9,3  | 
6  | 
  Начальное  | 
  1  | 
  0,2  | 
Итого  | 
  409  | 
  100  | 
Распределение работников по стажу работы на предприятии приводится в таблице 4.
Таблица 4 - Стаж работы работников Краснодарского ОПП на предприятии по состоянию на 1 января 2013 г.
NN пп  | 
  Стаж работы на предприятии  | 
  Количество человек  | 
  Процент  | 
1  | 
  До одного года  | 
  36  | 
  8,5  | 
2  | 
  От 1 до 3 лет  | 
  68  | 
  16,4  | 
3  | 
  От 3 до 5 лет  | 
  84  | 
  21,3  | 
4  | 
  От 5 до 10 лет  | 
  101  | 
  24,7  | 
5  | 
  От 10 до 15 лет  | 
  44  | 
  10,6  | 
6  | 
  От 15 до 20 лет  | 
  35  | 
  8,5  | 
7  | 
  Свыше 20 лет  | 
  41  | 
  10,0  | 
Итого  | 
  409  | 
  100  | 
Таким образом Краснодарское отделение перевозки почты является достаточно большим предприятием и вопросы совершенствования практики подбора и подготовки кадров в нём являются весьма актуальными.
2.3 Анализ системы подбора и расстановки кадров на предприятии
Анализ содержания работы с кадрами начинается с вопросов подбора и расстановки кадров, ибо они являются центральными и наиболее сложными.
Вначале рассмотрим некоторые теоретические аспекты проблемы комплектования предприятий кадрами, которые учитывает руководство Краснодарского ОПП и отдел кадров при подборе кандидатов на вакантные должности.
Процесс подбора кадров на предприятии сводится к определению пригодности кандидата для выполнения обязанностей по конкретной работе (должности). Он включает в себя такие этапы, как оценка деловых качеств кандидатов, составление деловой характеристики на каждого из них; сопоставление совокупности качеств кандидата с требованиями, необходимыми для выполнения обязанностей по конкретной должности; принятие соответствующих рекомендаций для доклада руководителю предприятия).
При подборе и расстановке кадров необходимо действовать не только по схеме "работник - должность", но и заниматься вопросами формирования всего коллектива. Это позволяет легче вскрыть и исправить недостатки отдельных работников, сформировать и поднять жизнеспособность тех из них, которые имеют недостатки и слабости.