Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 07:30, курсовая работа
Совершенствование практики подбора и подготовки кадров – вопрос  первостепенной значимости в работе любого  предприятия или учреждения, независимо от его формы собственности, сферы деятельности и принадлеж-ности той или иной отрасли.  Этот вопрос тем более актуален в настоящее  время, в условиях  рыночной  экономики.
Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность работы гостиничного предприятия зависит от квалификации рабочих и служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста доходов и прибыли предприятия. Именно человеческий капитал являются краеугольным камнем конкурентоспособности и эффективности работы современных предприятий отрасли почтовой связи.
ВВЕДЕНИЕ ……...………………………………………………………………..    3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ПОДБОРА И
РАССТАНОВКИ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ………   5
1.1 Внутренний и внешний  набор рабочей силы ………………………………    5
1.2 Передовые технологии  подбора персонала современных предприятий ...    9
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРАМИ КРАСНОДАР-
СКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ …………………………………  16
2.1 Организационно-экономическая  характеристика организации …………..   16
2.2 Анализ количественной  и качественной структуры персонала …………..   22
2.3 Анализ системы подбора и расстановки кадров на предприятии ………...  24
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПОДБОРА КАДРОВ В КРАСНО-
ДАРСКОМ ОПП ………………………………………………………………….  29
3.1 Аттестация работников и её роль в подборе кадров ……………………….  29
3.2 Работа по созданию  резерва специалистов на выдвижение на руководя-
щие должности ……………………………………………………………………  32
3.3 Повышение квалификации  специалистов …………………………………..  35
3.4 Совершенствование  практики подбора рабочих и формирования бригад..  37
3.5 Содействие предприятия  учёбе работников в высших и средних специ-
альных учебных заведениях …………………………………………………….   49
3.6 Совершенствование  работы отдела кадров ………………………………..    51
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………………   54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..…
Некоторые французские фирмы осуществляют внутренний набор в трёх случаях:
а) при стремлении к достижению минимальной численности персонала - в этом случае персонал частично высвобождается и перераспределяется; кадровая служба полностью или частично отказывается от внешнего набора кадров;
б) при перераспределении персонала;
в) при передвижении имеющегося персонала по иерархической лестнице - уход работника, находившегося на определённой ступени пирамиды, компенсируется приглашением на эту ступень работника более низкого уровня [25, C.129].
1.2 Передовые технологии подбора персонала современных предприятий
Чтобы отобрать кандидата на определённую должность, необходимо иметь достаточную информацию о работе, которую предстоит ему выполнять, а также о требованиях к нему и результатах, которых он должен достичь.
Далее требуется определить, 
насколько деловые  качества  
работника соответствуют 
Последовательность действий при отборе претендентов включает:
- анализ рабочего места;
- анализ рабочей функции;
- составление показателей, 
коэффициентов по рабочей 
- определение способностей работника - претендента на выполняемую функцию;
- определение рынка рабочей силы, где будут производиться поиски претендента;
- набор на должность;
- отбор претендентов;
- оценка документов претендента;
- различные испытания;
- анализ характеристик;
- собеседование с претендентом;
- медицинское 
- подготовка проекта трудового договора (контракта);
- заключение трудового договора (контракта) [2, C.28].
Отбор кадров осуществляется из наиболее подходящих кандидатур резерва, созданного в ходе набора.
При отборе кадров важно определить цели отбора, профессиональные и личные качества кандидатов, методы отбора.
Задача кадровой службы - отобрать из числа претендентов такого работника, который сможет достичь желаемого результата. Нередко ключевые посты в организации занимают специалисты, которые, хотя и обладают многими достоинствами, но в то же время не в состоянии полностью решить поставленные перед ними задачи. Таких специалистов нужно заменять, поскольку недоработка на каждом рабочем месте приводит к тому, что и организация в целом постоянно проигрывает в конкурентной борьбе.
Предпочтительны следующие общие качества кандидатов:
- высокая квалификация;
- личные качества;
- образование;
- профессиональные навыки;
- опыт предшествующей работы;
- совместимость с окружающими.
Фактически отбор кандидата на определённую должность – это одна из форм предварительной оценки качества человеческих ресурсов.
Методов сбора информации о кандидатах несколько:
- различные испытания, собеседования;
- привлечение независимых судей;
- оценка служебных характеристик;
- классические тесты;
- оценка документов, которые представляет работник при поступлении в организацию [26, C.56].
Для руководящих кадров ценными считаются следующие характеристики:
- коммуникабельность, способность работать с разными людьми;
- стремление к достижению в своей деятельности высоких результатов;
- опыт руководящей 
работы в начале своей карьеры 
- чувство ответственности за порученное дело.
По мнению В.И.Шкатуллы [28, C.192], претендент должен обладать обладать следующими профессиональными качествами:
- высокий уровень квалификации по своей специальности;
- владение в достаточной 
степени другими профессиями, 
специальностями, что позволит 
выполнять целый комплекс 
- хорошее здоровье и физическая подготовка, позволяющие выполнять работу на высоком уровне;
- собранность, аккуратность, 
организованность, умение организовать 
своё рабочее место, 
Помимо профессиональных желательны также и высокие личные качества специалиста:
- находчивость, умение найти выход из любой неблагоприятной ситуации;
- терпеливость, способность выполнять монотонную работу в течение определённого времени;
- коммуникабельность, склонность к работе в коллективе;
- опрятность, чистоплотность;
- уравновешенность;
- деликатность;
- упорство в достижении цели, активность, ориентированная на получение желаемого результата;
- готовность помочь коллегам в работе;
- вежливость;
- преданность своим обязанностям, умение доводить дело до конкретного результата [28, C.193].
Из отрицательных качеств наиболее нежелательны следующие:
- самомнение - "Я всё знаю";
- нерешительность при принятии решений;
- упрощение отношения 
к экономическому и 
- отсутствие моральных 
принципов, низкие моральные 
- склонность к пьянству, наркомании, таксикомании;
- неразборчивость в отношениях с людьми;
- цинизм;
- узкий круг интересов;
- неряшливость;
- робость;
- физические недостатки;
- недостаток учтивости;
- отсутствие чувства юмора.
К отрицательным профессиональным
- низкий уровень квалификации;
- отсутствие подлинного 
интереса к предлагаемой 
- отсутствие энтузиазма по поводу будущей работы;
- заинтересованность в будущей работе только из-за высокой заработной платы;
- желание получить только престижную работу;
- более высокая квалификация, чем требуется для получаемой работы;
- невысокие деловые качества;
- нежелание и неумение находить контакты с коллегами;
- некоммуникабельность;
- неумение работать в коллективе.
Указанные выше качества претендента на вакантную должность, как положительные так и отрицательные, работник кадровой службы должен выяснить при собеседовании [27, C.96].
Собеседование - это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют от кадровой службы точной и профессиональной оценки. Формализация собеседования позволяет повысить точность этого метода. В ходе собеседования оценивается не только содержание ответов, но и внешний вид человека, его поведение. Все оценки непременно фиксируются.
Существует множество рекомендаций по проведению собеседования. Вот наиболее перспективные из них:
- необходимо установить 
взаимопонимание с 
- по ходу собеседования постоянно концентрировать внимание на соответствии человека требованиям предполагаемых рабочего места, рабочей функции, места работы;
- не делать поспешных выводов до получения всей информации;
- лишь по окончании собеседования составить впечатление о собеседнике, а затем дать аргументированную оценку [8, C.142].
При беседе работник отдела персонала должен подмечать следующее:
- как претендент выражает свои мысли, не страдает ли косноязычием;
- как он одет - неряшливость в одежде характеризует человека отрицательно;
- соблюдает ли он меру, используя парфюмерию, в частности одеколон или духи;
- опрятен ли он;
- отводит ли он при разговоре взгляд;
- небрежность при пожатии руки;
- внимателен ли он к 
- как он ведёт себя в искусственно созданных экстремальных ситуациях;
- не имеет ли он болезненный вид;
- осуждает ли он своих прежних работодателей и коллег по работе;
- проявляет или не проявляет интереса к общим целям фирмы;
- насколько тщательно он 
- пришёл на собеседование 
- насколько уверенно высказался по вопросам, которые требуют
профессиональных знаний;
- имеет ли он жизненные планы и цели и насколько они серьёзны и перспективны;
- отказывался ли он от 
При отрицательном результате собеседования, тем более если есть возможность выбора, претенденту следует отказать в работе.
В то же время, если он устраивает по профессиональным качествам, его можно принять на работу, не игнорируя, однако, его отрицательные черты, которые были обнаружены во время собеседования и анализа документов.
Практически все перечисленные свойства, как положительные, так и отрицательные, можно легко определить, задав ряд вопросов, правильно сгруппированных. Собеседование с согласия поступающего на работу проводят столько раз, сколько это необходимо. Для претендентов на руководящую работу это могут быть серии интервью на протяжении одного-двух месяцев [30, C.192].
Существует множество видов эффективных способов испытаний, позволяющих проверить способности претендента и с большой точностью предсказать, как он будет выполнять поручаемую ему работу, решать профессиональные задачи. Другая группа испытаний направлена на оценку таких личных качеств претендента, как эмоциональная устойчивость, умственные способности, уверенность в себе, волевые качества и др.
При отборе претендентов рекомендуются следующие тесты:
- на определение умственных способностей, интеллекта;
- на определение приобретённых навыков;
- на проверку личных качеств;
- на медицинское 
- отбор для работы в группе [20, C.133].
Рассмотрим далее, как 
указанные теоретические 
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРАМИ КРАСНОДАРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Краснодарское отделение перевозки почты является филиалом Государственного учреждения Управления Федеральной почтовой связи Краснодарского края. Оно существует с 1902 года.
Основными задачами Краснодарского ОПП в настоящее время являются:
- обеспечение бесперебойной работы почтовой связи;
- предоставление услуг по приёму, обработке и перевозке всех видов почтовых отправлений и произведений печати и др.
В состав предприятия входят следующие структурные подразделения:
- аппарат управления;
- группа эксплуатационно-
- цех по обмену и обработке страховой почты;
- цех разъездных работников;
- цех экспедирования печати;
- цех по сортировке, обработке и обмену письменной корреспонденции;
- участок по обмену и обработке авиапочты;
- участок по обмену и обработке страховой почты;
- группа механизации;
- группа АСУ;
- контрольно-справочный участок;
- прочие специалисты.
Организационная структура Краснодарского ОПП приводится на рисунке 1.
Начальник предприятия, совместно со своими заместителями, руководит работой структурных подразделений и координирует их взаимодействия. Он непосредственно курирует работу аппарата управления: бухгалтерии предприятия, группы экономики и организации труда, отдела кадров и юридической службы.