Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:21, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является анализ состояния персонала на предприятии и совершенствование его с использованием комплексного подхода к управлению персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить организационно–экономические условия хозяйства;
– изучить состояние персонала на предприятии;
– выявить пути совершенствования процесса управления персоналом.
Продолжение таблицы 10
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
Формальное увольнение по собственному желанию, фактическая причина - инициатива работодателя  | 
  -  | 
  -  | 
  12  | 
  11,9  | 
  9  | 
  13,8  | 
  9  | 
Неудовлетворительные условия труда  | 
  2  | 
  2,2  | 
  3  | 
  3,0  | 
  4  | 
  6,2  | 
  1  | 
В связи с уходом на пенсию  | 
  4  | 
  4,3  | 
  3  | 
  3,0  | 
  6  | 
  9,2  | 
  2  | 
В связи со смертью  | 
  -  | 
  -  | 
  2  | 
  2,0  | 
  2  | 
  3,1  | 
  2  | 
Непродление трудового договора  | 
  10  | 
  10,8  | 
  19  | 
  18,8  | 
  7  | 
  10,8  | 
  -3  | 
Другие причины  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  8  | 
  12,3  | 
  8  | 
В связи с переходом к другому работодателю  | 
  3  | 
  3,2  | 
  -  | 
  -  | 
  1  | 
  1,5  | 
  -2  | 
Уход за больным членом семьи  | 
  -  | 
  -  | 
  2  | 
  2,0  | 
  1  | 
  1,5  | 
  1  | 
Соглашение сторон  | 
  4  | 
  4,3  | 
  1  | 
  1,0  | 
  -  | 
  -  | 
  -4  | 
Отношение с руководителем  | 
  3  | 
  3,2  | 
  3  | 
  3,0  | 
  -  | 
  -  | 
  -3  | 
Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей  | 
  1  | 
  1,1  | 
  4  | 
  4,0  | 
  -  | 
  -  | 
  -1  | 
Нарушение трудовой дисциплины  | 
  8  | 
  8,6  | 
  3  | 
  3,0  | 
  -  | 
  -  | 
  -8  | 
Отсутствие перспективы  | 
  -  | 
  -  | 
  2  | 
  2,0  | 
  3  | 
  4,6  | 
  3  | 
В связи с призывом в армию  | 
  2  | 
  2,2  | 
  1  | 
  1,0  | 
  -  | 
  -  | 
  -2  | 
Фактическое увольнение по инициативе работодателя с соответствующим занесением в трудовую книжку  | 
  -  | 
  -  | 
  2  | 
  2,0  | 
  -  | 
  -  | 
  0  | 
Сокращение  | 
  -  | 
  -  | 
  1  | 
  1,0  | 
  -  | 
  -  | 
  0  | 
Итого  | 
  93  | 
  100  | 
  101  | 
  100  | 
  65  | 
  100  | 
  69,9  | 
Основными причинами текучести кадров в ЗАО «Агрофирма Боровская» являются: переход в другую сферу (в динамике трех лет сократился на 39% и составил в 2011г. 15,4%), формальное увольнение по собственному желанию (13,8% на 2011г.) и непродление трудового договора (10,8%).
Количество работников, которых не удовлетворяет оплата, условия труда и перспективы работы, колеблется в пределах от 2 до 4 человек в динамике трех лет.
 
2.2 Набор и отбор персонала
Кадровое планирование служит ряду целей, самая обширная из которых - это обеспечение организации квалифицированными сотрудниками. На основании сравнения плана по человеческим ресурсам с численностью имеющегося персонала в агрофирме определяются вакантные рабочие места (рисунок 4).
Оценка
Рисунок 4 – Планирование потребности в персонале
Набор персонала проводится из различных источников: по рекомендации своих сотрудников, а также бывших сотрудников организации; люди, занимающиеся поиском работы самостоятельно; также агрофирма размещает свободные вакансии на своем официальном сайте - agrofirmaborovskaya.ru (рисунок 5).
Рисунок 5 – Источники набора персонала
Следует отметить, что на предприятии присутствует разнонаправленность при наборе персонала. Так, для управленческого персонала и ряда специалистов таких, как агроном, зоотехник, инженер и других, важны квалификация, опыт работы, знания в области птицеводства. Тогда как для простых рабочих, выполняющих механические функции, например, фасовка, обвалка, упаковка не требуется высшее образование и специфические знания.
Также для некоторых групп работников при наборе персонала применяются возрастные ограничения, например, ограничения для птицевода при работе в племенном цехе 25-35 лет. Это связано со спецификой работ, так как необходимо следить за племенным стадом, его кормлением, поением, уборкой и другие функции, требующие подвижности. Производится набор сезонных рабочих (косильщики), вследствие проведения летних работ по поддержанию внешнего вида территории предприятия.
Набор и отбор персонала производит кадровик. Отбор персонала на предприятии включает в себя такие методы, как собеседование, изучение личного дела, анкетирование. Данные методы позволяют определить пригодность работника к какому либо виду деятельности. Анкетирование помогает установить, будет ли работник ответственен и трудоспособен в работе.
Вначале оформляются анкетные и биографические данные кандидата, анализ рекомендаций и послужного списка. Затем – собеседование, в процессе которого кадровый работник оценивает профессиональную пригодность, деловые и личностные качества кандидата. Так же важным аспектом является медицинские данные о новом работнике, так как для персонала, работающего с птицей и мясной продукцией важно, чтобы не было кожных и других заболеваний, которые могут перенестись на продукцию. После чего кадровик анализирует полученные результаты и выносит заключение о профессиональной пригодности. Решение о найме на работу принимает генеральный директор Спирин С.В.
После проведения процедур набора и отбора персонала с кандидатом заключается трудовой договор, его данные заносятся в общую картотеку организации в кадровом отделе, проводится первичный или вводный инструктаж и техника безопасности начальником АХО. Первичный инструктаж включает в себя общую технику безопасности в организации. Это необходимость общей дезинфекции на предприятии (между цехами нужно проходить через пропускные пункты), ограничения для курящих (только в специально отведенных местах), соблюдение личной гигиены и другие.
Затем уже на рабочем месте проводится вторичный инструктаж непосредственно начальником цеха, выдается рабочая одежда, СИЗы и работник приступает к работе. На каждый вид работы, в разных цехах существует своя должностная инструкция, описывающая основные функции сотрудника, занимающего конкретное рабочее место, должностные обязанности, права, ответственность, должностные характеристики и т. д.
2.3 Социальная адаптация и обучение персонала
Социально-психологическая адаптация персонала представляет собой процесс включения специалиста в новый трудовой коллектив. В агрофирме уделяют внимание таким моментам как: приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание деловых и личных контактов с коллегами, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях организации. Новые сотрудники должны понять свою роль в служебной иерархии, усвоить ценности компании и требуемые навыки поведения.
Адаптация персонала — процесс ознакомления нового сотрудника с деятельностью, корпоративной культурой организации. Это, в конечном счете, позволяет увеличить эффективность его функционирования.
Социальная адаптация включает в себя:
Это, в свою очередь приводит к следующему:
Обучение персонала агрофирмы — это инвестиции в само предприятие. Квалифицированные сотрудники не только обеспечивают стабильность и эффективность работы, но и многократно повышают стоимость самого предприятия.
В агрофирме производится такой тип обучения, как обучение отдельных сотрудников. Это необходимо, когда планируются или происходят кадровые изменения, связанные с расширением должностных обязанностей сотрудника. Чем более высокий пост занимает сотрудник агрофирмы, тем большей суммой знаний он должен обладать.
Целью обучения на предприятии является:
– фирменное обучение – производственное обучение персонала, когда ситуация внутри агрофирмы меняется очень динамично (это внедрение новых технологий и т.п.).
– бизнес образование – бизнес-среда вокруг агрофирмы меняется очень динамично. Это связано и с развитием технологий (прежде всего информационных), и с изменением законодательства, и с глобальными экономическими переменами (например, вступление России в ВТО).
Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:
ЗАО «Агрофирма Боровская» проводит активное обучение своих сотрудников по совершенно разным направлениям, касающимся деятельности агрофирмы. Это и различной тематики семинары, и переаттестация работников по рабочим специальностям, и ознакомление с новыми технологиями (например, с устройствами утилизации сельскохозяйственных отходов, внедрением термоупаковочных линий), и изучение передового опыта, и консультации по различным вопросам в учебных центрах. А также обучение сотрудников по иным видам работ не связанным с их специальностью, изучение правил безопасности (амиачно-холодильных установок, вентиляционных промышленных труб, эксплуатации грузоподъемных кранов и др.).
Каждый квартал кадровик Шушарин И.О. составляет отчет по обучению персонала, в котором указываются дата проведения мероприятия, тема семинара (тренинга), наименование обучающего предприятия и город, затраты по обучению и сами обучающиеся. Отчет подписывает кадровик и генеральный директор Спирин С.В.
Проанализируем процесс обучения персонала в динамике трех лет (таблица 11).
Таблица 11 – Обучение персонала
Показатель  | 
  2009 г.  | 
  2010 г.  | 
  2011 г.  | 
  2011 г. в % к 2009 г.  | 
Количество обучающих мероприятий за год  | 
  9  | 
  16  | 
  9  | 
  100,0  | 
Затраты, р.  | 
  84839  | 
  116186,9  | 
  34700  | 
  40,9  | 
в т.ч.: за счет средств предприятия  | 
  61529  | 
  59480  | 
  26700  | 
  43,4  | 
командировочные расходы  | 
  23310  | 
  56706,9  | 
  8000  | 
  34,3  | 
Количество обучаемого персонала, чел.  | 
  12  | 
  23  | 
  9  | 
  75,0  | 
Из расчетов видно, что в 2011 г. по отношению к 2009 г. количество мероприятий по обучению персонала не изменилось, однако, следует отметить, что сократилось количество персонала, которое отправляют на обучение. В 2010 г. оно составило 23 человека, тогда как к 2011 г. – сократилось до 9 человек.
Затраты 
по обучению персонала также сократились 
(на 59,1%). В отчете по обучению персонала 
затраты по обучению разбиваются 
на: затраты за счет средств предприятия, 
за счет средств работника и командиров