Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ социально – психологического климата в коллективе.
 В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ  понятий трудового коллектива, социально-психологического климата.
2. Анализ совокупности  личностно - психологических качеств  и межколлективных связей, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.
3. Составить рекомендации по повышению уровня социально-психологического климата в группе.
Введение........................................................................................................3
Теоретические основы социально-психологического климата 
Понятие социально-психологического климата………………………..5 
Факторы, влияющие на уровень социально – психологического 
климата …………………………………………………………………...10
Методы анализа социально-психологического климата коллективе…………………………………………………………….…....12
 2. Исследование социально-психологического климата в группе
     2.1 Характеристика группы………………………………………….......18 
    2.2 Анализ социально-психологического климата в группе…….........18
    2.3 Результаты анализа социально – психологического климата                                                 
     в группе………………………………………………………………........28
Рекомендации по повышению уровня социально – психологического    
      климата в группе…………………………………………………..…...30
 Заключение…………………………………………………………..……...32
 Список используемой литературы………………………………………34
Исследования проводятся на группе количеством 13 человек, из них четверо молодых людей и девять девушек. Группа трудится вместе уже достаточно давно, два года. Возраст всех членов группы находиться в промежутке от 18 до 20 лет. В группе имеются иногородние люди в количестве трёх человек, они приехали из таких городов как Кинешма и Суздаль. Все члены группы учатся в одном университете, а именно в Российском Государственном Торгово-Экономическом Университете Ивановском Филиале (РГТЭУ ИФ) на втором курсе по специальности менеджмент организации.
Для того что бы упростить анализ социально-психологического климата в данной группе, всем испытуемым были присвоены номера от 1 до 13.
2.2 Анализ социально-
В работе сделан анализ социально-психического 
климата в группе, с помощью 
таких методов как 
Итак, сначала был проведён социометрический опрос. Исследование с помощью данного метода содержит два основных этапа:
1 этап. Заполнение индивидуальной анкеты (рис.1)
                              
В центре проставляется порядковый номер члена группы, заполняющего анкету, а в секторах верхней и нижней половины – порядковые номера остальных. При заполнение анкеты, испытуемые должны ответить на вопросы: « К кому из группы вы испытываете симпатии?», «К кому из группы вы испытываете антипатии?».
На рисунке 2 представлены анкеты членов группы.
Рис.2 Анкеты всех членов группы.
Этап 2. Результаты заполненных анкет переносятся в таблицу (табл. 1)
Таблица 1.
Результаты социометрического 
опроса.                       
Члены группы  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
  11  | 
  12  | 
  13  | 
1  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
2  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
3  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
4  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
5  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
6  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
7  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
8  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
9  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
10  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
11  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
12  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
13  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
                              
Условные обозначения:
симпатии «+», антипатии «–», социальная пассивность (равнодушие) «0».
В процессе обработки таблицы выявляется своя преобладающая эмоциональная атмосфера, сдерживающая поведение всех членов группы или раскрывающая их, своя культура отношений и свои нормы поведения. Позитивный уровень морально – психологического климата таблицы межличностных отношений, составляющий до 20 %,отражает низкую стадию коллективного сознания – «мы ничего не можем», до 60 % – «мы кое-что можем», до 100 % – «мы всё можем».
Исследуемая мной группа находится на уровне «мы сможем всё».
Для качественной оценки психологического 
климата в группе определяют коэффициент 
соотношения полученных положительных 
выборов к максимальному 
Этот коэффициент 
Он определяется: Кс = ∑ (+) / (max ∑ (+)),
где max ∑ (+) = n x (n – 1);
n – Количество человек в группе.
Рассчитаем коэффициент сплочённости исследуемой группы:
max ∑ (+) = 13 x (13–1) = 156
Кс = 94 / 156 = 0,6
Чем выше значение коэффициента сплочённости, (максимальное его значение равно 1) тем сплочённее коллектив и наоборот. Исследования группы показали, что сплочённость группы равна 0,6; это означат что группа сплочённая.
Так же используя социометрический 
опрос можно выявить 
Кс ′ = ∑′ (+) \ max ∑ (+),
где ∑′ (+) – полученные положительные выборы конкретного участника опроса.
Сделав данные расчеты, получились следующие результаты:
Кс 1 ′ = 9 / 156 = 0,057
Кс 2 ′ = 6 / 156 = 0,038
Кс 3 ′ = 10 / 156 = 0,064
Кс 4 ′ = 6 / 156 = 0,038
Кс 5 ′ = 5 / 156 = 0,032
Кс 6 ′ = 6 / 156 = 0,038
Кс 7 ′ = 9 / 156 = 0,057
Кс 8 ′ = 6 / 156 = 0,038
Кс 9 ′ = 9 / 156 = 0,057
Кс 10 ′ = 6 / 156 = 0,038
Кс 11 ′ = 9 / 156 = 0,057
Кс 12 ′ = 8 / 156 = 0,051
Кс 13 ′ = 5 / 156 = 0,032
Высокий коэффициент соотношений выборов у того или иного участника группы говорит о его популярности в группе, об уважении и симпатии к нему, о его неформальном лидерстве в коллективе.13
Самый высокий коэффициент сплочённости принадлежит участнику под номером три, он и является неформальным лидером группы.
Следующий метод, с помощью которого проводилось исследование социально – психологического климата в группе является метод ценностно – ориентационного единства коллектива (ЦОЕК).
Данная методика позволяет определить доминирующие ценности исследуемой группы. При обработке по типу социометрии можно получить данные о структуре взаимоотношений в исследуемой.
группе.
Исследование состоит из двух этапов:
1 этап. Каждый человек выделяет для себя главное, к чему он хотел бы стремиться. Это и определенные цели, которых необходимо добиться (ценности-цели), и вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для их достижения (ценности-средства). Всей группе раздаются листы с указанными 10 качественными характеристиками личности, которые располагаются без учёта степени важности: требовательность, добросовестность, чуткость, тактичность, доброжелательность, принципиальность, энергичность, грамотность, скромность.
2 этап. Каждый студент 
должен проранжировать 
Таблица 2.
Данные исследования характеристик личности.
Члены группы  | 
  Треб-ть  | 
  Добросо- вестность  | 
  Чуткость  | 
  Такт-ть  | 
  Доброже- лательность  | 
  Прин-ть  | 
  Энерг-ть  | 
  Грамот-ть  | 
  Самост-ть  | 
  Скром-ть  | 
№ 1  | 
  8  | 
  2  | 
  7  | 
  9  | 
  3  | 
  4  | 
  1  | 
  10  | 
  5  | 
  6  | 
№ 2  | 
  6  | 
  4  | 
  5  | 
  2  | 
  10  | 
  1  | 
  9  | 
  7  | 
  8  | 
  3  | 
№ 3  | 
  3  | 
  6  | 
  9  | 
  2  | 
  7  | 
  8  | 
  5  | 
  4  | 
  1  | 
  10  | 
№ 4  | 
  6  | 
  3  | 
  7  | 
  5  | 
  4  | 
  2  | 
  8  | 
  9  | 
  1  | 
  10  | 
№ 5  | 
  6  | 
  7  | 
  4  | 
  9  | 
  5  | 
  8  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  10  | 
№ 6  | 
  9  | 
  1  | 
  8  | 
  7  | 
  3  | 
  6  | 
  5  | 
  10  | 
  2  | 
  4  | 
№ 7  | 
  2  | 
  1  | 
  5  | 
  3  | 
  4  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
  6  | 
  10  | 
№ 8  | 
  2  | 
  5  | 
  9  | 
  7  | 
  1  | 
  3  | 
  8  | 
  6  | 
  4  | 
  10  | 
№ 9  | 
  6  | 
  7  | 
  4  | 
  8  | 
  3  | 
  5  | 
  1  | 
  10  | 
  2  | 
  9  | 
№ 10  | 
  4  | 
  1  | 
  7  | 
  5  | 
  2  | 
  6  | 
  3  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
№ 11  | 
  9  | 
  4  | 
  10  | 
  3  | 
  6  | 
  5  | 
  1  | 
  7  | 
  2  | 
  8  | 
№ 12  | 
  4  | 
  5  | 
  9  | 
  8  | 
  7  | 
  2  | 
  1  | 
  6  | 
  3  | 
  10  | 
№ 13  | 
  3  | 
  4  | 
  9  | 
  7  | 
  8  | 
  2  | 
  5  | 
  6  | 
  1  | 
  10  | 
Сумма  | 
  68  | 
  50  | 
  93  | 
  75  | 
  63  | 
  59  | 
  56  | 
  94  | 
  47  | 
  114  | 
Ср.сумма  | 
  5,2  | 
  3,8  | 
  7,15  | 
  5,8  | 
  4,8  | 
  4,5  | 
  4,3  | 
  7,2  | 
  3,6  | 
  8,8  | 
                              
Обработка результатов осуществляется следующим образом:
Самыми важными будут те качества личности, которые заняли первые три места. В нашем случае это добросовестность, энергичность и самостоятельность. Дальше высчитываем коэффициент ЦОЕК, который определяется по формуле:
К = b / b max x 100 %
b max = 6 x n, где b – количество реальных попаданий (в первую и последнюю тройку мест), b max – количество возможных попаданий (в первую и последнею тройку мест), n – число членов группы.14
Коэффициент ЦОЕК равен 57 %, данное значение коэффициента говорит о том, что группа состоялась как коллектив, но ценностные ориентации пока не у всех одинаковы.
Далее использовался такой метод, как графический. По результатам опроса, занесенных в социоматрицу, строятся социограммы. Этот метод нужен для приема и регистрации, классификации и представления информации, которая отражает коммуникации, установки, отношения и статус людей в малых группах, а также статус различных групп и взаимоотношения между ними.
Каждый член группы, получив список всего коллектива, должен самостоятельно построить социаграмму взаимоотношений. Число членов группы, задействованных в социограмме, выбирается произвольно. На рисунке 3 показаны социограммы членов испытуемой группы.
                              
Анализируя данные социограмм можно сделать вывод, что в группе почти все испытываю, друг к другу взаимную симпатию, взаимные неприязни отсутствуют, так же нет изолируемых элементов. Этот метод ещё раз подтверждает, что рассматриваемый коллектив имеет достаточно высокий уровень сплочённости.
И ещё один метод, использовавшиеся для анализа социально-психологического климата коллектива, социометрический.
Социометрическое исследование заключает следующие этапы:
1 этап. Каждый член группы отвечает на вопрос: «Кого из своего коллектива Вы с большим желанием пригласили бы в гости к близким вам людям?». При этом нужно указать только трёх человек.
2 этап. Полученные результаты сводятся в таблицу (табл. 3) . По горизонтали заполняются данные о тех, кто выбирает. По вертикалям получают данные о тех, кого выбирают. Взаимный выбор обозначается *. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.
3 этап. Подставляют данные в формулу: Кэ = S/m x 100%,
где Кэ – показатель эмоциональной сплочённости, степень удовлетворённости взаимоотношений в коллективе;
S – количество взаимных выборов;
m – количество всех выборов.15
Кэ = 33/39 х 100 % = 84 %
Показатель эмоциональной сплочённости равен 84 %, а это очень высокий результат.
Таблица 3.
Данные социометрического исследования
Студент  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
  11  | 
  12  | 
  13  | 
1  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  ||||||||||
2  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  ||||||||||
3  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | ||||||||||
4  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  ||||||||||
5  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  ||||||||||
6  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  ||||||||||
7  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  ||||||||||
8  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  ||||||||||
9  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  ||||||||||
10  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  ||||||||||
11  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  ||||||||||
12  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  ||||||||||
13  | 
  *  | 
  *  | 
  *  | 
  
Информация о работе Социально-психологический климат в организации