Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ социально – психологического климата в коллективе.
 В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ  понятий трудового коллектива, социально-психологического климата.
2. Анализ совокупности  личностно - психологических качеств  и межколлективных связей, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.
3. Составить рекомендации по повышению уровня социально-психологического климата в группе.
Введение........................................................................................................3
Теоретические основы социально-психологического климата 
Понятие социально-психологического климата………………………..5 
Факторы, влияющие на уровень социально – психологического 
климата …………………………………………………………………...10
Методы анализа социально-психологического климата коллективе…………………………………………………………….…....12
 2. Исследование социально-психологического климата в группе
     2.1 Характеристика группы………………………………………….......18 
    2.2 Анализ социально-психологического климата в группе…….........18
    2.3 Результаты анализа социально – психологического климата                                                 
     в группе………………………………………………………………........28
Рекомендации по повышению уровня социально – психологического    
      климата в группе…………………………………………………..…...30
 Заключение…………………………………………………………..……...32
 Список используемой литературы………………………………………34
Эта проблема имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Ведь выделив факторы, так или иначе влияющие на климат какой-либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление.6
1.2 Факторы, влияющие 
на уровень социально-
Различные факторы, оказывающие влияние на социально-психологический климат, делятся на факторы макросреды и микросреды или внешние и внутренние. Первые связаны с объективными условиями: общественно-экономической формацией, материально-технической базой общества, совершенством общественных отношений. Вторые подразделяются на предметно-вещные (обеспеченность коллектива необходимыми материально-техническими средствами, заданность определенных организационных структур, определения полномочий коллектива и его должностных лиц) и социально-психологические (наличие неформальных связей, состояние межличностных отношений, стиль руководства, уровень психологической совместимости и т.п. 7
Ряд авторов в качестве одного из важных факторов, оказывающих влияние на социально-психологический климат, выделяют управленческую деятельность руководителей. Но они, как правило, ограничиваются изучением влияния какого-то одного элемента системы управления, чаще всего стиля руководства или личных качеств руководителей, которые, безусловно, оказывают значительное влияние на климат коллектива, но не исчерпывают влияния всей системы управления.
Положение о первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, сформулированное классиками марксизма, обязывает к последовательному распространению принципа отражения на все социально-психологические явления. Применительно к социально-психологическому климату как особой категории социально-психологической реальности это может выразиться в предположении, что различные факторы общественного бытия группы — носителя социально-психологического климата — находят отражение в нем и представлены в виде соответствующих компонентов климата.8
Объективные факторы не прямо, 
не механически, как известно, определяют 
психическое отражение. Восприятие, 
будучи отражением действительности, 
является не механическим дублированием 
внешнего мира, а специфическим процессом, 
более или менее сложно опосредствованным 
деятельностью воспринимаемых аппаратов. 
Так сформулирована С.Л. Рубинштейном 
одна из фундаментальных 
Таким образом, с учетом как 
глобальных, так и локальных компонентов 
макросреды можно вычленить следующие 
основные факторы социально-
1.Система социальных отношений общественно-экономической формации в целом.
2.Социальные и социально-психологические тенденции современной научно-технической революции.
3.Культура труда и управления в данной социальной организации.
4.Культура межличностных человеческих отношений и общения.
Кроме того, необходимо учитывать 
и взаимовлияние всех названных 
факторов, и их многократно опосредованное 
друг через друга воздействие 
на социально-психологический 
1.3Методы анализа 
социально-психологического 
К наиболее распространенным 
методам изучения социально-психологического 
климата организаций относятся 
интервью, анкетирование, тестирование 
и др. Например, общую оценку социально-психологического 
климата коллектива позволяет дать 
анкета “Ваша работа в коллективе”, 
содержащая около 150 вопросов. В процессе 
ответов на эти вопросы анкетируемый 
выражает свое отношение к выполняемой 
деятельности (удовлетворенность 
Достаточно обширную информацию 
о социально-психологических 
В практике исследований социально-психологического климата используются следующие методы: социометрический, ролевые игры, интервью, тестирование, наблюдение, эксперимент, анкетирование.
Наиболее распространенной методикой изучения межличностных отношений является социометрическая - метод, структурного анализа малых групп.
Социометрия означает измерение 
межличностных отношений в 
Система социометрии Я. Морено, основана на пяти теоретических положениях.
1. Распределение симпатии-
2. Человек не  может  
существовать  без взаимодействия 
с другими людьми,  которое  
осуществляются  на двух  уровнях: 
спонтанном и реальном. Спонтанным 
является уровень, на котором 
находятся лица, с которыми данный 
индивид хотел бы вступить 
в контакт. Реальный 
3. Закон социальной гравитации 
устанавливает,  что  сплочённость  
группы прямо  пропорциональна 
влечению участников друг к 
другу и обратно 
4. Социологический закон 
- высшие формы коллективной 
5. Социодинамический закон 
отмечает,  что в любой группе 
человеческие   привязанности"  
распределяются  неравномерно; большая 
часть эмоциональных явлений 
приходится  на немногих индивидов 
(звезды),  большинство участников 
оказываются эмоционально 
На основе изложенных принципов Я. Морено разработал социометрический тест, суть которого заключается в измерении чувств симпатии-антипатии, проявляющихся в межличностных отношениях. Он позволяет дать количественную оценку выборов индивидов в отношении друг к другу в процессе определенного вида деятельности.
Социометрический метод применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений и для изучения структуры малых групп с целью их улучшений.
Социометрический метод представляет собой одну из разновидностей опроса, направленную на изучение внутри – и межколлективных связей путём выявления отношений между членами коллектива. Отношения между членами коллектива выявляются на основе выбора. Выбор может быть положительным и отрицательным, то есть он выражает желание или нежелание сотрудничать с каким-либо членом коллектива. Отсутствие выбора характеризует безразличие.
Социометрический метод позволяет выявлять:
- степень сплочённости, разобщённости группы;
- социометрический статус члена группы;
- внутренние подсистемы, 
сплочённые подгруппы, во 
Специфика данного метода состоит в том, что он не может быть анонимным. Испытуемый может лишь закодировать собственный бланк (социологическую карточку) ответов, однако код в любом случае должен быть известен исследователю, проводящему опрос.9
Так же часто используется 
метод определения ценостно-
Если, например, одни члены группы считают, что задача, поставленная перед группой, невыполнима или что руководитель группы не способен обеспечить ее выполнение из-за своей некомпетентности, а другие члены группы придерживаются противоположного мнения и подобные разногласия типичны для данной группы, то ни о какой сплоченности не может быть и речи.10
С помощью графического метода можно составить социаграммы, то есть графическое изображение связей внутри коллектива, установленных на основе выбора. Социограммы строятся на основе полученных результатах опроса, занесённых в социоматрицу.
   Внедрение этого 
метода в исследования 
  Социограммная техника 
является существенным 
      Анализ 
социограммы начинается с 
Что бы получить достаточно 
полную картину эмоциональных 
Социометрические исследования включает следующие этапы:
На основе данных проведённого социометрического исследования рассчитываются показатель эмоциональной сплочённости и степень удовлетворенности взаимоотношений в коллективе. Что бы вычислить показатель эмоциональной сплочённости необходимо количество взаимных выборов разделить на количество всех выборов и умножить на 100 %. 11
Так же существует методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению. В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению 
типичных форм поведения К. Томас 
описывает каждый из пяти  перечисленных 
возможных вариантов 
Ещё одна из наиболее известных методик – методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.12
2. Исследование социально-психологического климата в группе.
2.1 Характеристика группы.
Информация о работе Социально-психологический климат в организации