Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:32, курсовая работа
Целью данной работы является исследование на основе теоретической проработки материала применяемых психологических методов на УП «Мастерскладплюс», выявление проблем и недостатков, и разработка мероприятий по их устранению.
Введение……………………………………………………………………...5
 
1. Сущность социально-психологических методов и аспектов управления...............................................................................................................7
 
1.1 Характеристика социально-психологических методов и их роль в управлении...............................................................................................................7
 
1.2 Структура  и совокупность социально-психологических методов управления……………………………………………………………………….11
 
2. Анализ применения социально-психологических методов управления на УП «Мастерскладплюс»………………………………22
 
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Мастерскладплюс»……………………………………………………..22
 
2.2 Оценка использования социально-психологических методов и их влияние на управление в компании УП «Мастерскладплюс»………………27
 
3. Пути совершенствования психологических  методов управления на УП «Мастерскладплюс» в современных условиях……………………………33
 
Заключение………………………………………………………………….37
 
Список использованной литературы……………………………………...39
 
Приложение…………………………………………………………………40
Флегматик – медлителен, невозмутим, с устойчивыми стремлениями и настроением, слабым внешним выражением своего внутреннего психологического состояния. Он всегда внешне спокоен и уравновешен в делах и поступках, настойчив и упорен в работе и поведении. Его медлительность компенсируется повышенной деловой прилежностью.
Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская их поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы невысок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости, производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.
Флегматика приходится поторапливать. И при этом его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.
Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирующего на окружающих.
Меланхолик в отношении эмоцион
Рисунок 2 – Взаимосвязь двух основных измерений личности по Г. Айзенку (круг Айзенка)
Все типы темпераментов равноценны. У каждого из них есть достоинства и недостатки. Поэтому руководителю нужно знать их особенности при установлении контактов, распределение работ, воздействии на подчиненных. Критическое замечание, например, может вызвать раздражение у холерика, подтолкнуть к активным действиям сангвиника, оставить равнодушным флегматика и выбить из колеи меланхолики.
Люди с резко выраженными 
чертами определенного 
Управленческий персонал в исследуемой фирме УП «Мастерскладплюс» состоит из работников мужского и женского пола. Численность вместе с директором составляет 14 работников. Анализируя данные приведенной таблицы 4, можно увидеть, что в исследуемой структуре работают достаточно образованные люди, окончившие высшие и профессионально-технические учебные заведения. В основном это молодой коллектив, возраст которых колеблется от 22 до 50 лет, но большинством являются молодые люди. Это говорит о том, что коллектив находится еще в стадии развития, динамики. У работников есть стремление к развитию и совершенствованию накопленных знаний, свежие и новые идеи по поводу совершенствования организации труда и работы, нет застоявшихся принципов, к тому же в молодом коллективе содержится высокая работоспособность и энергичность.
Стаж работы на предприятии в среднем составляет 4-15 лет, в основном, не считая директора у которого стаж 15 лет. Это говорит о том, что люди давно начали свою трудовую деятельность, вероятность того, что многие уволятся или переведутся, если не будет мотивации и стимулирования их труда не велика.
Возраст руководителя коллектива (директора) равен 50 годам. Он имеет высшее техническое образование, стаж работы на предприятии приблизительно равен 15 годам, в области руководства около 11 лет. Директор постоянно проходит курсы повышения квалификации и различные бизнес-тренинги. За свою трудовую деятельность проработал на многих уровнях, что говорит о его компетентности во многих областях.
В целом коллектив женский, но естественно имеется своя корпоративная культура, отмечаются дни рождения и различные праздники.
На УП «Мастерскладплюс» своя система социально-психологических методов не разработана, в силу немногочисленного штата работников и отсутствия квалифицированного работника, однако руководитель фирмы, посещая различные семинары, старается соблюдать необходимые правила, прописанные в специальных пособиях для руководителей по общению и воздействию на каждого работника, несмотря к какой психологической или социальной группе он относится (приложение Д). Так для анализа использования социально-психологических методов на предприятии УП «Мастерскладплюс» был проведен тест Г. Айзенка на определение типа темперамента. Работникам этого отдела были розданы анкеты с вопросами (приложение Е). В результате исследования были выявлены следующие типы темперамента:
Таблица 4 – Типы темперамента работников управленческого персонала.
ФИО  | 
  Наименование структурных подразделений, должностей и профессий  | 
  
   
 Тип темперамента  | 
  
   
 Стаж работы  | 
  
   
 Образование  | 
  
   
 Возраст  | 
Кацуба С.Д.  | 
  Директор  | 
  Сангвиник  | 
  15  | 
  Высшее  | 
  50  | 
Белько Р.М.  | 
  Начальник отдела продаж  | 
  Флегматик  | 
  8  | 
  Высшее  | 
  38  | 
Самусьев Н.И.  | 
  Заведующий складом  | 
  Холерик  | 
  11  | 
  Профессионально-техническое  | 
  62  | 
Яцко А.Н.  | 
  Инспектор по кадрам  | 
  Сангвиник  | 
  7  | 
  Высшее  | 
  35  | 
Бурова Л.В.  | 
  Экономист  | 
  Сангвиник  | 
  6  | 
  Высшее  | 
  30  | 
Волосевич Н.В.  | 
  Главный бухгалтер  | 
  Сангвиник  | 
  10  | 
  Высшее  | 
  33  | 
Липицкая Л.И.  | 
  Бухгалтер 1 категории  | 
  Холерик  | 
  8  | 
  Профессионально-техническое  | 
  27  | 
Ступак В.И.  | 
  Логист  | 
  Флегматик  | 
  8  | 
  Профессионально-техническое  | 
  30  | 
Ломако В.Р.  | 
  Кассир  | 
  Сангвиник  | 
  2  | 
  Профессионально-техническое  | 
  22  | 
Рябцева И.А.  | 
  Менеджер  | 
  Сангвиник  | 
  9  | 
  Высшее  | 
  31  | 
Фролов С.Л.  | 
  Менеджер  | 
  Холерик  | 
  10  | 
  Профессионально-техническое  | 
  35  | 
Леоненко Л.П.  | 
  Специалист по продажам  | 
  Сангвиник  | 
  9  | 
  Высшее  | 
  32  | 
Кушнеревич А.В.  | 
  Специалист по продажам  | 
  Флегматик  | 
  7  | 
  Профессионально-техническое  | 
  28  | 
Гончарик А.А.  | 
  Специалист по продажам  | 
  Сангвиник  | 
  4  | 
  Профессионально-техническое  | 
  26  | 
Результаты исследования показали, что в управленческом персонале такой тип темперамента, как сангвиник – 8 человек, и составляет 57,1 % от всего количества работников в отделе. В соответствии с рисунком 3, для сангвиников характерны черты: общительность, открытость, отзывчивость, беззаботность, инициативность и др. Работники с холерическим типом темперамента составляют 21,4 % (3 человека). Для них характерны: обидчивость, агрессия, чувствительность, беспокойство, непостоянство, активность. Флегматики составляют 21,4 % — это 3 человека, им свойственны черты: пассивность, управляемость, надежность, рассудительность, доброжелательность. Такого типа темперамента, как меланхолик, в этом коллективе не выявлено.
Также по результатам тестирования было выявлено, что заведующий складом является самым конфликтным человеком в коллективе, то есть придирчивым, склонным к критике, способным обострить сложившуюся ситуацию в зависимости от настроения. Однако в противовес этому большая часть коллектива УП «Мастерскладплюс», а это 57,1 % оказалась совсем бесконфликтной частью коллектива.
В соответствии с результатами анализа 
можно выделить следующие рекомендации 
по более эффективному использованию 
психологических методов 
1. Проведение психологических тренингов с руководящим составом предприятия;
2. Создание и развитие службы 
психологической поддержки и 
помощи персонала, которой 
3. Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки, но и является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.
4. Развитие системы стимулирования в соответствии с потребностями работников. Принципы построения системы стимулирования и ее основная направленность должны поддерживать именно то поведение, именно то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством оргкультуры. Непоследовательность и расхождение слова и дела здесь недопустимы, поскольку даже однократное нарушение установленных принципов стимулирования сразу вызовет резкое падение доверия к политике, проводимой руководством.
3. Пути совершенствования психологических методов управления на УП «Мастерскладплюс» в современных условиях.
Любая организация нуждается в 
совершенствовании системы 
Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений организации.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% — от умения работать с людьми.
Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.
Для повышения информированности на УП «Мастерскладплюс» можно организовать «вечера встреч», проводиться которые будут один раз в 3-4 недели. Вопросы, они могут быть разнообразного характера, любой желающий может записать на специальном стенде, а за день до проведения мероприятия выделить вопрос, который будут обсуждаться на вечере. Вечер следует проводить в неформальной обстановке, например, за чашечкой чая с угощениями.
Для развития УП «Мастерскладплюс», необходимо обратить внимание на:
- проявление заботы о повышении условий труда и быта, удовлетворении интересов и нужд своих работников, а также их семей;
- обеспечение должными 
- оказание помощи в 
- организации общественного 
Руководитель должен постоянно выявлять межличностные отношения, знать зависимость деятельности коллектива от его структуры (по полу, возрасту, опыту работы), условия, вызывающие разрушение сложившихся отношений, условия адаптирования в коллективе новых членов, особенности работы в различных формах коллективного труда, образование коллективных отношений под влиянием различных условий труд, влияние стиля руководства на взаимоотношения членов коллектива, взаимное влияние личности и коллектива, психологические особенности личности.
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций в развитии трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования и психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:
Психология развитого 
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитой как коллектив 
считается такая малая группа, 
в которой сложилась 
Коллективистские отношения