Социальное партнерство 
 
Социальное партнерство - это система взаимоотношений 
между работниками (представителями работников), 
работодателями (представителями работодателей), 
органами государственной власти, органами 
местного самоуправления, направленная 
на обеспечение согласования интересов 
работников и работодателей по вопросам 
регулирования трудовых отношений и иных 
непосредственно с ними связанных отношений 
(ст. 23 Трудового кодекса РФ).
Социальное партнерство - это одна из форм взаимодействия 
институтов государства и гражданского 
общества, а именно: властных структур, 
профсоюзов и объединений работодателей, 
предпринимателей.
          
Социальное партнерство - это система отношений его 
основных субъектов и институтов по поводу 
положения, условий, содержания и форм 
деятельности различных социально-профессиональных 
групп, общностей, слоев. 
Сторонами социального партнерства являются работники 
и работодатели в лице уполномоченных 
в установленном порядке представителей. 
Представителями работников являются 
профсоюзы, иные представители; представителями 
работодателей - руководитель организации 
или уполномоченные им лица, а также объединение 
работодателей.
Органами 
социального партнерства являются 
комиссии по регулированию социально-трудовых 
отношений. Они создаются для 
ведения коллективных переговоров, 
подготовки проектов коллективных договоров, 
соглашений. На федеральном уровне 
действует Российская трехсторонняя 
комиссия (согласно Федеральному закону 
от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней 
комиссии по регулированию социально-трудовых 
отношений»), состоящая из общероссийских 
объединений профсоюзов, объединений 
работодателей и Правительства 
РФ. На региональном и территориальном 
уровне создаются комиссии, действующие 
на основании закона субъекта РФ, положений 
органов местного самоуправления.
Система социального партнерства – совокупность мер организационного, 
правового, экономического характера, 
которые должны функционировать на всех 
уровнях экономики, от общефедерального 
уровня до уровня отдельно взятой организации 
в области социально-трудовых отношений, 
разрешения социально-трудовых конфликтов. 
Систему социального партнерства 
составляют пять следующих уровней 
(ст. 26 ТК РФ):
- федеральный уровень, устанавливающий 
основы регулирования отношений 
в сфере труда;
- региональный уровень, устанавливающий 
такие основы в субъекте Российской 
Федерации;
- отраслевой, устанавливающий эти основы 
в отрасли (отраслях);
- территориальный уровень, устанавливающий 
эти основы в муниципальном 
образовании (города, района и 
т. д.);
- уровень организации, устанавливающий 
конкретные взаимные обязательства 
в сфере труда между работниками 
и работодателем.
Формы социального 
партнерства:
  - коллективные переговоры – основанные на диалоге взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда;
 
  - взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;
 
  - участие работников, их представителей в управлении организацией;
 
  - участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
 
Основные принципы социального 
партнерства:
  - равноправие сторон;
 
  - уважение и учет интересов сторон;
 
  - заинтересованность сторон в участии вдоговорных отношениях;
 
  - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
 
  - соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
 
  - полномочность представителей сторон;
 
  - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
 
  - добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
 
  - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
 
  - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
 
  - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
 
  - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
 
Основными принципами 
социального партнерства, закрепленными 
в ст. 24 ТК, являются: 
  - соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать не только Кодекс, законы, но и другие нормы трудового законодательства;  
 
  -  полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями;  
 
  - равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их выполнением;  
 
  -  уважение и учет интересов сторон;  
 
  - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;  
 
  - свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений: содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5);  
 
  - добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон);  
 
  -  реальность принимаемых сторонами на себя обязательств: сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить, и не принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим);  
 
  - систематичность контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;  
 
  -  обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.